Ноты, Аккорды - Вениамин Баснер - Песни



Композитор В. Баснер
сборники, песенники, ноты песен для фортепиано в pdf

 

 

Скачать ноты для фортепиано

Вениамин Баснер
Белой акации гроздья душистые

Песни в сопровождении фортепиано
"Композитор", 2001г.
(pdf, 13.1 Мб)

Содержание:

 

Каждый раз, слушая музыку Вениамина Баснера, испытываешь чувство соприкосновения с миром добра, душевной щедрости, искренности. Эмоциональная непосредственность органично сочетается в этой музыке с благородной манерой высказывания, исключающей велеречивую патетику, умильную сладостность или заигрывание с изменчивой модой. Композитор сам нередко оказывался ее законодателем и становился объектом подражания.
Ему не довелось быть "притчей на устах у всех", но его лучшие песни звучат на протяжении десятилетий, их поют миллионы людей, порой не зная имени автора, а его музыку к кинофильмам слышали во многих странах мира.
Вениамин Ефимович Баснер (1925—1996) был удостоен звания народного артиста России, лауреата Государственной премии. Его творчество стало яркой страницей в истории отечественной музыкальной культуры. Он автор тринадцати произведений для музыкального театра, трех симфоний, двух инструментальных концертов, симфонических сюит, пяти квартетов, вокальных циклов, и все это успешно исполняется на родине и за рубежом. Но особенно значителен его вклад в жанры киномузыки (свыше ста фильмов) и песни (более трехсот, преимущественно для кинофильмов). Кажется, ему все подвластно — трагическое и смешное, сложный лабиринт полифонических хитросплетений и чистосердечная одноголосная мелодия. И везде неизменно присутствует вдохновенная лирика, вероятно основное и самое сильное свойство музыки Баснера.

Лирические песни, наряду с песнями войне, занимают центральное место в его творчестве. Впрочем, и в военных песнях лирическая интонация является главной. Судьбы его героев военной поры, при всей общности суровых фронтовых будней, неповторимы. Баснер создает не обобщенный образ воина, а образ человека в солдатской шинели с его индивидуальным душевным миром. Его героев объединяет то, что так свойственно самому композитору — доброта, верность в дружбе и любви, осознание себя как неотделимой части того высокого, что зовется Родиной, честью, совестью. Скромность, непоказное благородство, сердечность, присущие этим людям, выражены простыми, но очень емкими мелодиями, которые запоминаются чуть ли не после первой встречи с новой песней, — это высшая награда автору. И таких песен у Баснера немало.

Художественные достоинства песен Баснера во многом определяются органичным единством музыки и поэтического текста. Композитор всегда был взыскателен в выборе стихов, ему довелось работать с разными талантливыми поэтами. Но судьба свела его с человеком, с которым установилось редкое личное и творческое взаимопонимание, переросшее в большую дружбу. Это был Михаил Матусовский. Подавляющее число песен Баснера написано в совместной с ним работе. Помимо других достоинств, Матусовский обладал способностью создавать предельно концентрированный образ. Ключевые фразы, которые есть почти во всех его текстах, стали крылатыми и, несомненно, содействовали популярности песен. Порой в быту мелодии Баснера напевают без текста, мотив словно льется из сердца, он прост, естествен. В лирических песнях композитор часто обращается к столь знакомому ритму вальса, который проявляется у него каждый раз в новом обличье: юношески чистый, озорной ("Крестики-нолики"), напоенный романтическим полетом светлых воспоминаний ("Это было недавно, это было давно"), задушевный, с щемящей болью романс ("Белой акации гроздья душистые") или печально-задумчивый ("Ах, какие сегодня зарницы", "Чистые росы", "Не ищите ландышей"). Есть у Баснера и другие контрастные ритмы: звонкий детский марш "Песня о рыжем щенке", танцевально-импульсивная песня "Ты и я", баллада "Маки".
Мастером, в давнем, высоком понятии этого слова, и по безупречности выделки, и по яркости фантазии — вот кем по праву должно назвать выдающегося композитора Вениамина Баснера. -
А. П. Утешев

 

 

Скачать сборник

Вениамин Ефимович Баснер
НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ

Песни в сопровождении фортепиано
"Композитор", 2001
(pdf, 12.6 Мб)

Содержание:

 

Вениамину Баснеру было шестнадцать лет, когда началась Великая Отечественная война. Он жил в Ярославле, занимался в музыкальном училище, а в 1943 году его призвали в армию и зачислили в Ленинградское артиллерийское училище, эвакуированное в Кострому. Узнав о незаурядных музыкальных способностях курсанта, генерал перевел его в музыкальный взвод при Военно-транспортной академии, которая в конце войны возвратилась домой. Так Баснер оказался в Ленинграде. Там он сразу же поступает в консерваторию, где занимается по классу скрипки, работает в эстрадном оркестре Радиокомитета и с увлечением открывает для себя необъятный мир музыки.
Проявившийся еще в детстве интерес к композиции становится настойчивой потребностью. Дальнейшую судьбу определила встреча с Д.Д.Шостаковичем, чьи советы помогли быстрому становлению Баснера как композитора-профессионала, а вскоре отношения с великим музыкантом переросли в личную дружбу, длившуюся до конца жизни Шостаковича.

Творческое наследие Баснера поражает широтой художественных интересов. Он постоянно переключался в полярные образные и жанровые сферы. Но центральными всегда оставались темы, раскрывающие величие духа, верность высоким нравственным и гражданским идеалам. Поэтому события Великой Отечественной войны, распахнувшей сердца к подвигу, жертвенности, состраданию, особенно часто становятся основой его произведений. Вторая симфония ("Блокада"), где использована мелодия песни "Ленинградский метроном", Поэма об осажденном Ленинграде для симфонического оркестра, вокально-симфонический цикл "Вечный огонь", симфонические сюиты из кинофильмов "Бессмертный гарнизон", "Судьба человека", Пятый квартет, включивший мелодию песни "С чего начинается Родина?.", — вот сочинения крупной формы, в которых воплощена военная тема.

Но больше всего музыки о войне Баснер написал для кинофильмов. Первая картина была посвящена героям Брестской крепости. В 1956 году режиссер З.Аграненко пригласил композитора по рекомендации Шостаковича для работы над фильмом "Бессмертный гарнизон". Потом были десятки кинолент о военных годах, в том числе "Судьба человека", "Щит и меч", "На пути в Берлин", "Блокада", трилогия "Фронт без флангов", "Фронт за линией фронта", "Фронт в тылу врага". В них много прекрасных песен и симфонических эпизодов, но, несомненно, первой, завоевавшей всенародную любовь и признание, стала песня "На безымянной высоте", написанная в 1963 году для кинофильма "Тишина". Ее успех был ошеломляющим, она была названа лучшей песней года и по праву вошла в золотой фонд отечественной музыкальной классики. Как вспоминал автор, песня рождалась непросто. В который раз композитор возвращался из Москвы, где снимался фильм и где только что был отвергнут показанный им очередной вариант. Он даже подумывал отказаться от фильма, как вдруг под стук колес дневного поезда в его сознании зазвучала мелодия, которую на протяжении всего пути он пел про себя, боясь забыть. Дома композитор тут же ее записал и вновь поехал в Москву. На сей раз песню приняли восторженно. Как известно, в основу текста легли подлинные события сентября 1943 года. Будучи на фронте военным корреспондентом, поэт Михаил Матусовский узнал о подвиге восемнадцати бесстрашных защитников небольшой высоты на калужской земле. Сегодня там воздвигнут памятник героям, а художественным памятником стала песня "На безымянной высоте". Это была одна из первых песен, написанных Баснером с Матусовским. В дальнейшем почти все песни они создавали вместе.
Обычно музыку к кинофильмам Баснер сочинял быстро, и мелодии песен порой рождались сразу — такова природа таланта и высокого профессионализма мастера. Но создание каждой для него было делом сокровенным, исповедальным.

Большинство песен Баснера о войне звучат как воспоминания, отсюда сдержанный, доверительный тон повествования, без патетики и повышенных страстей. Это суровая интонация человека, пережившего горечь утрат и знающего цену победы.
Почти все военные песни Баснера написаны в минорном ладу, казалось бы изначально создающем настроение грусти. Однако в мелодиях есть волевой заряд и чистый свет надежды ("С чего начинается Родина?.", "Березовый сок", "На всю оставшуюся жизнь"). Есть у Баснера и озорные, веселые песни, хотя тоже в минорных тональностях. В них и юношеский задор, и солдатский юмор ("Махнем не глядя", "Как, скажи, тебя зовут?").
Особо хочется сказать о последней, а потому и менее известной пока песне "Сталинград". Это удивительная прощальная заповедь композитора. Столь высокое трагическое звучание, такое благородство чувств редко доводится слышать в песне. В ней и неотвратимость грядущего расставания с миром и любовью, и вера в то, что "свет увидит тот, кто вновь придет за нами вслед". Это реквием и одновременно гимн жизни. Здесь все предельно искренне — и прекрасные стихи Татьяны Калининой, и вдохновенная музыка Вениамина Баснера.
А. П. Утешев

 

 

 

Скачать ноты Скачать ноты песен В. Баснера -
два сборника (zip 23 Мб)