Л. Березовчук - Самоучитель элементарной теории музыки

Теория музыки



Эта книга – своеобразное пособие для желающих научиться понимать музыку, углубить и систематизировать свои представления о ней, познакомиться с закономерностями музыкального искусства и средствами создания музыкального образа. Основополагающие понятия теории музыки изложены в популярной форме. Для учащихся старших классов и студентов культурно-просветительских и музыкально-педагогических учебных заведений, а также для широкого круга любителей музыки.

 

 

пособие

Самоучитель элементарной теории музыки
Лариса Березовчук
для информации

Содержание:

 

От автора
Научиться понимать музыку, овладеть ключом к ее сложному образному языку хотят многие. Это и многотысячная аудитория любителей музыкального искусства, это и представители профессий, в той или иной форме связанных с музыкой, — режиссеры театра и кино, балетмейстеры, искусствоведы, работники сети культурно-просветительных учреждений, учителя и многие другие. Большинство из числа поклонников музыкального искусства в детстве или в студенческие годы пытались музицировать — петь в хоре, играть на каком-либо музыкальном инструменте или в вокально-инструментальном ансамбле, — попутно изучая основы музыкальной грамоты и творчество великих композиторов-классиков. Но, несмотря на любовь к музыке, у многих жизненный путь складывался так, что получить глубокие знания о музыкальном искусстве — его специфике и фундаментальных законах — не удавалось.

По разным причинам, уже не в детстве, а в более зрелом возрасте, у человека вдруг возникает желание самому разобраться в основных закономерностях музыки и понять их. Тогда он идет в библиотеку, ищет нужную популярную книгу о специфике музыкальной образности, об основных средствах выразительности. Однако чтение популярных брошюр о музыке не способствует приобретению навыка самостоятельного анализа музыкального произведения, потому что популярная книга подсказывает читателю замысел произведения, особенности его выразительных средств. А учебники и научные труды по гармонии, полифонии, анализу музыкальных произведений и прочим музыкально-теоретическим дисциплинам в большинстве своем изложены специфическим языком и недоступны широкому кругу любителей музыки (в музыкознании сформировался сложнейший терминологический аппарат, овладеть которым можно только в процессе профессионального образования).

Предлагаемая книга является попыткой создания своеобразного пособия для желающих углубить и систематизировать свои представления о музыке, узнать, каковы закономерности создания музыкального образа. Этому может помочь целенаправленный анализ средств музыкальной выразительности. Каждое из них выполняет свою роль в построении образа и каждое должно быть услышано в сложной многоголосной ткани произведения. Средства выразительности и трактовка их в конкретном сочинении зависят от многих обстоятельств: от времени создания, от стиля и жанра, от индивидуальной манеры композитора. Вот почему чисто теоретическое изучение элементарных средств музыкальной выразительности в книге сочетается с историческим аспектом — читатель должен знать, когда и почему появилось то или иное выразительное средство, как (в самых общих чертах) оно развивалось в истории европейской музыки. Следовательно, основной принцип изложения материала — движение от изучения конкретных средств выразительности к пониманию их устойчивой роли при создании музыкального образа. Эта роль обозначена автором как художественная задача. И хотя практическая часть книги в целом соответствует курсу «Элементарной теории музыки», изучаемому в старших классах музыкальной школы и в музыкальном училище, я не ставила своей целью создание нового учебника по этой дисциплине.

Книга рассчитана на читателя думающего и готового самостоятельно преодолеть все сложности, возникающие при восприятии классической музыки и при изучении ее закономерностей. Но такому читателю необходимо предварительно решить для себя ряд вопросов, объясняющих его собственные, уже сложившиеся стереотипы восприятия музыки, порожденные многоголосием современной музыкальной культуры. Следует также учитывать и то обстоятельство, что человек, с детства впитавший в себя незамысловатость образов поп-музыки или экспрессию ритмов рока, не может существовать в мире классической музыки естественно и органично (как и в противоположном случае). Только желание и самообразование помогут современному массовому слушателю расширить музыкальный кругозор, научиться ориентироваться в таком разноликом мире современной музыкальной культуры, чтобы, слушая творения великих композиторов-классиков, получать при этом эстетическое наслаждение. По этой причине в книгу введены разделы, связанные с музыкальной эстетикой и социологией, психологией музыкального творчества и восприятия, инструментоведением и историей музыки.
Я убеждена, что любой человек, независимо от уровня музыкальной подготовки и характера музыкальных интересов, способен открыть для себя совершенство областей музыки, ранее не доступных его восприятию. Такая цель требует от музыковеда переориентации в способе объяснений глубинных закономерностей музыкального искусства: широкая читательская аудитория нуждается в изложении, которое соотносилось бы с ее повседневным жизненным (в том числе и музыкальным) опытом. Поэтому в книге почти все средства выразительности, анализируемые в учебном курсе «Элементарная теория музыки», обретают иной ракурс рассмотрения. Кроме того, необходимо учитывать, что широкий массовый читатель может овладеть только одним способом анализа музыкального произведения — анализом непосредственного «живого» звучания музыки. Все остальные приемы анализа, практикуемые и развиваемые системой профессионального музыкального обучения, ему недоступны. Метод изучения основ музыкального искусства и анализа конкретных музыкальных произведений, основанный на возможностях слухового восприятия без предварительной профессиональной подготовки, был разработан мною и апробирован в курсе лекций по теории музыки на различных факультетах и отделениях Киевского государственного института театрального искусства имени И. К. Кар-пенко-Карого и Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.

Как построены «практические» разделы, которые помогут сформировать навык слухового анализа звучащей музыки? В методических целях материал излагается следующим образом: при изучении того или иного средства выразительности вводится термин, соответствующий ему, с указанием этимологии, описываются внешние — звуковые признаки данного средства выразительности, позволяющие при слушании музыки отделить его от иных. Затем анализируются произведения, в которых это средство проявляется особенно ярко, участвуя в создании музыкального образа. И, наконец, изучаются историко-культурные факторы, способствовавшие появлению и формированию художественных задач, требующих данного средства выразительности для своего решения. В конце каждой из глав даются методические указания, необходимые для усвоения материала, — это упражнения для слухового восприятия, ориентирующие читателя на определенную последовательность анализа. Такие упражнения должны выработать навык постоянного соотнесения средств выразительности с их художественными задачами. Суммирование художественных задач, присущих всем применяемым в данном произведении средствам выразительности (хотя бы ведущим), дает в результате представление об общем замысле произведения.
Поскольку книга рассчитана на широкую массовую аудиторию, в качестве примеров используются самые популярные произведения классической музыки. Они и представлены (за редким исключением) в нотных примерах. Если в памяти читателя не восстанавливается звучание музыкального фрагмента, о котором идет речь, ему следует всмотреться в нотные примеры, так как в графической записи те или иные средства выразительности часто проступают рельефно и зримо.
Но если для анализа предлагаются произведения, в основном, популярные, то в списках, рекомендуемых для самостоятельного прослушивания, названы произведения, мало известные широкой аудитории. Слушая их, в первую очередь нужно обращать внимание на трактовку тех или иных средств выразительности и не смущаться, если эта музыка покажется в целом мало привычной и непонятной. Ведь достаточно соотнести средства выразительности, которые использованы в произведении, с их художественными задачами, и музыка окажется доступной и интересной.
Я надеюсь, что материал этой книги будет способствовать не только росту знаний о музыке, но и углублению любви к музыкальному искусству, невозможной без постоянного стремления к его «живому» звучанию.

Введение

МЫ И МУЗЫКА
Глава 1. Наш музыкальный опыт
Глава 2. Мир музыки в зеркале музыкальной науки
Глава 3. Что происходит, когда мы слушаем музыку?
Глава 4. Музыкальное искусство и музыкальная культура
Глава 5. Состав современной музыкальной культуры
Глава 6. Еще раз о нашем музыкальном опыте
Глава 7. Общие принципы создания музыкального образа: эмоции и музыка

МУЗЫКА И МЫ
Глава 1. Слуховой анализ музыкального произведения
Глава 2. Высотные средства музыкальной выразительности и их художественные задачи
Глава 3. Ритмические средства музыкальной выразительности и их художественные задачи
Глава 4. Тембровые средства музыкальной выразительности и их художественные задачи

Вместо заключения
Краткий словарь музыкальных терминов
Изображения музыкальных инструментов