Эта книга – своеобразное пособие для желающих научиться понимать музыку, углубить и систематизировать свои представления о ней, познакомиться с закономерностями музыкального искусства и средствами создания музыкального образа. Основополагающие понятия теории музыки изложены в популярной форме. Для учащихся старших классов и студентов культурно-просветительских и музыкально-педагогических учебных заведений, а также для широкого круга любителей музыки.
От автора
Научиться понимать музыку, овладеть ключом к ее сложному образному языку
хотят многие. Это и многотысячная аудитория любителей музыкального искусства,
это и представители профессий, в той или иной форме связанных с музыкой,
— режиссеры театра и кино, балетмейстеры, искусствоведы, работники сети
культурно-просветительных учреждений, учителя и многие другие. Большинство
из числа поклонников музыкального искусства в детстве или в студенческие
годы пытались музицировать — петь в хоре, играть на каком-либо музыкальном
инструменте или в вокально-инструментальном ансамбле, — попутно изучая
основы музыкальной грамоты и творчество великих композиторов-классиков.
Но, несмотря на любовь к музыке, у многих жизненный путь складывался так,
что получить глубокие знания о музыкальном искусстве — его специфике и
фундаментальных законах — не удавалось.
По разным причинам, уже не в детстве, а в более зрелом возрасте, у человека вдруг возникает желание самому разобраться в основных закономерностях музыки и понять их. Тогда он идет в библиотеку, ищет нужную популярную книгу о специфике музыкальной образности, об основных средствах выразительности. Однако чтение популярных брошюр о музыке не способствует приобретению навыка самостоятельного анализа музыкального произведения, потому что популярная книга подсказывает читателю замысел произведения, особенности его выразительных средств. А учебники и научные труды по гармонии, полифонии, анализу музыкальных произведений и прочим музыкально-теоретическим дисциплинам в большинстве своем изложены специфическим языком и недоступны широкому кругу любителей музыки (в музыкознании сформировался сложнейший терминологический аппарат, овладеть которым можно только в процессе профессионального образования).
Предлагаемая книга является попыткой создания своеобразного пособия для желающих углубить и систематизировать свои представления о музыке, узнать, каковы закономерности создания музыкального образа. Этому может помочь целенаправленный анализ средств музыкальной выразительности. Каждое из них выполняет свою роль в построении образа и каждое должно быть услышано в сложной многоголосной ткани произведения. Средства выразительности и трактовка их в конкретном сочинении зависят от многих обстоятельств: от времени создания, от стиля и жанра, от индивидуальной манеры композитора. Вот почему чисто теоретическое изучение элементарных средств музыкальной выразительности в книге сочетается с историческим аспектом — читатель должен знать, когда и почему появилось то или иное выразительное средство, как (в самых общих чертах) оно развивалось в истории европейской музыки. Следовательно, основной принцип изложения материала — движение от изучения конкретных средств выразительности к пониманию их устойчивой роли при создании музыкального образа. Эта роль обозначена автором как художественная задача. И хотя практическая часть книги в целом соответствует курсу «Элементарной теории музыки», изучаемому в старших классах музыкальной школы и в музыкальном училище, я не ставила своей целью создание нового учебника по этой дисциплине.
Книга рассчитана на читателя думающего и готового самостоятельно преодолеть
все сложности, возникающие при восприятии классической музыки и при изучении
ее закономерностей. Но такому читателю необходимо предварительно решить
для себя ряд вопросов, объясняющих его собственные, уже сложившиеся стереотипы
восприятия музыки, порожденные многоголосием современной музыкальной культуры.
Следует также учитывать и то обстоятельство, что человек, с детства впитавший
в себя незамысловатость образов поп-музыки или экспрессию ритмов рока,
не может существовать в мире классической музыки естественно и органично
(как и в противоположном случае). Только желание и самообразование помогут
современному массовому слушателю расширить музыкальный кругозор, научиться
ориентироваться в таком разноликом мире современной музыкальной культуры,
чтобы, слушая творения великих композиторов-классиков, получать при этом
эстетическое наслаждение. По этой причине в книгу введены разделы, связанные
с музыкальной эстетикой и социологией, психологией музыкального творчества
и восприятия, инструментоведением и историей музыки.
Я убеждена, что любой человек, независимо от уровня музыкальной подготовки
и характера музыкальных интересов, способен открыть для себя совершенство
областей музыки, ранее не доступных его восприятию. Такая цель требует
от музыковеда переориентации в способе объяснений глубинных закономерностей
музыкального искусства: широкая читательская аудитория нуждается в изложении,
которое соотносилось бы с ее повседневным жизненным (в том числе и музыкальным)
опытом. Поэтому в книге почти все средства выразительности, анализируемые
в учебном курсе «Элементарная теория музыки», обретают иной ракурс рассмотрения.
Кроме того, необходимо учитывать, что широкий массовый читатель может
овладеть только одним способом анализа музыкального произведения — анализом
непосредственного «живого» звучания музыки. Все остальные приемы анализа,
практикуемые и развиваемые системой профессионального музыкального обучения,
ему недоступны. Метод изучения основ музыкального искусства и анализа
конкретных музыкальных произведений, основанный на возможностях слухового
восприятия без предварительной профессиональной подготовки, был разработан
мною и апробирован в курсе лекций по теории музыки на различных факультетах
и отделениях Киевского государственного института театрального искусства
имени И. К. Кар-пенко-Карого и Санкт-Петербургского государственного университета
кино и телевидения.
Как построены «практические» разделы, которые помогут сформировать навык
слухового анализа звучащей музыки? В методических целях материал излагается
следующим образом: при изучении того или иного средства выразительности
вводится термин, соответствующий ему, с указанием этимологии, описываются
внешние — звуковые признаки данного средства выразительности, позволяющие
при слушании музыки отделить его от иных. Затем анализируются произведения,
в которых это средство проявляется особенно ярко, участвуя в создании
музыкального образа. И, наконец, изучаются историко-культурные факторы,
способствовавшие появлению и формированию художественных задач, требующих
данного средства выразительности для своего решения. В конце каждой из
глав даются методические указания, необходимые для усвоения материала,
— это упражнения для слухового восприятия, ориентирующие читателя на определенную
последовательность анализа. Такие упражнения должны выработать навык постоянного
соотнесения средств выразительности с их художественными задачами. Суммирование
художественных задач, присущих всем применяемым в данном произведении
средствам выразительности (хотя бы ведущим), дает в результате представление
об общем замысле произведения.
Поскольку книга рассчитана на широкую массовую аудиторию, в качестве примеров
используются самые популярные произведения классической музыки. Они и
представлены (за редким исключением) в нотных примерах. Если в памяти
читателя не восстанавливается звучание музыкального фрагмента, о котором
идет речь, ему следует всмотреться в нотные примеры, так как в графической
записи те или иные средства выразительности часто проступают рельефно
и зримо.
Но если для анализа предлагаются произведения, в основном, популярные,
то в списках, рекомендуемых для самостоятельного прослушивания, названы
произведения, мало известные широкой аудитории. Слушая их, в первую очередь
нужно обращать внимание на трактовку тех или иных средств выразительности
и не смущаться, если эта музыка покажется в целом мало привычной и непонятной.
Ведь достаточно соотнести средства выразительности, которые использованы
в произведении, с их художественными задачами, и музыка окажется доступной
и интересной.
Я надеюсь, что материал этой книги будет способствовать не только росту
знаний о музыке, но и углублению любви к музыкальному искусству, невозможной
без постоянного стремления к его «живому» звучанию.
Введение
МЫ И МУЗЫКА
Глава 1. Наш музыкальный опыт
Глава 2. Мир музыки в зеркале музыкальной науки
Глава 3. Что происходит, когда мы слушаем музыку?
Глава 4. Музыкальное искусство и музыкальная культура
Глава 5. Состав современной музыкальной культуры
Глава 6. Еще раз о нашем музыкальном опыте
Глава 7. Общие принципы создания музыкального образа: эмоции и музыка
МУЗЫКА И МЫ
Глава 1. Слуховой анализ музыкального произведения
Глава 2. Высотные средства музыкальной выразительности и их художественные
задачи
Глава 3. Ритмические средства музыкальной выразительности и их художественные
задачи
Глава 4. Тембровые средства музыкальной выразительности и их художественные
задачи
Вместо заключения
Краткий словарь музыкальных терминов
Изображения музыкальных инструментов