Лекции по гармонии

 



Курс лекций, читаемый автором в ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова, освещает теоретические проблемы гармонии и содержит также исторический обзор развития гармонии в европейской музыке. Наиболее подробно изложены вопросы, которые недостаточно разработаны в существующих пособиях или нуждаются в новом освещении. В частности, автор предлагает свою трактовку понятий гармонии, лада, музыкального склада. Во втором издании расширены теоретические разделы о музыкальной ткани, о ладе и др.. внесены дополнения в исторический обзор.

 

 


Лекции по гармонии
Т. Бершадская
2-е издание
для информации

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Предлагаемая работа представляет собой запись курса лекций по гармонии, читаемого автором в Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории. «Лекции» обращены к студентам — композиторам и музыковедам, имеющим теоретическую и практическую подготовку в объеме музыковедческого отделения музыкального училища.
Работа делится на две части. Первая часть посвящена изложению теоретических проблем гармонии, вторая содержит краткий исторический обзор основных этапов эволюции гармонического мышления.
Жанр настоящей книги, отличающейся по своей направленности от пособия типа учебника, обусловил ряд особенностей изложения. В частности, автор не стремился к одинаково подробному рассмотрению всех проблем, встающих в курсе гармонии. Вопросы, достаточно разработанные в уже изданных пособиях или получившие в отдельных исследованиях освещение, с которым автор «Лекций» полностью согласен, изложены кратко, порой даже конспективно, с соответственными ссылками на источники. Напротив, темы, недостаточно раскрытые в литературе или получающие в данной работе толкование, расходящееся с традиционным, изложены наиболее подробно.
Исходя из основной установки вузовского обучения — воспитывать самостоятельность мышления студента, развивать его пытливость и умение аргументированно отстаивать свою точку зрения,— автор «Лекций» не стремился к изложению только апробированных и общепризнанных истин. Не отказываясь от традиционных положений и формулировок в тех случаях, когда они представляются верными и не входящими в противоречие с живой музыкальной практикой, автор в то же время не чуждается высказывания и гипотетических, подчас дискуссионных положений (разумеется, эта дискуссионность п каждом случае специально оговаривается). Отталкиваясь от существующих трудов по проблемам гармонии, автор предлагает свое понимание музыкальною склада, гармонии, лада и т. п., но излагает свою точку зрения в полемике с другими взглядами, аргументируя возникающие критические соображения. К такому же методу «рождения истины в споре» автор считает целесообразным приучать и студентов.
В своих теоретических установках автор основывается на учении Ю. Н. Тюлина (проблемы гармонии) и X. С. Кушнарева (проблемы лада). В определении лада как категории, отличной от тональности, отправной точкой служит концепция Б. Л. Яворского. В построении курса автор опирается на план, созданный Н. Г. Привано. В раскрытии некоторых тем используются отдельные положения советских и зарубежных теоретиков — Л. А. Мазеля, Ю. Н. Холопова, С. С. Скребкова, Э. Курта, П. Хиндемита, А. Шёнберга, О. Мессиана и др. (см. библиографический перечень).
Материал, изложенный в книге, в основных своих положениях был сформулирован в виде «Проспекта курса гармонии для заочных отделений теоретико-композиторских факультетов консерваторий» в 1966 году и тогда же обсужден на заседании кафедры теории музыки ЛОЛГК (рецензенты: заведующий кафедрой и. о. профессора Н. Г. Привано, и. о. профессора Т. Г. Тер-Мартиросян и преподаватель А. И. Климовицкий). Многие ведущие положения работы (прежде всего это касается проблем лада) нашли свое отражение в вышедших за прошедшие годы статьях автора — таких, как «О гармонии Рахманинова» (1966), «Проблемы ладовой классификации» (1971), «К вопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни» (1972 г.; публикация доклада на всесоюзном симпозиуме по проблемам лада в Ленинградском отделении ССК, 1965 г.), а также в докладах и сообщениях на различных научных и методических конференциях. Таким образом, основное содержание книги сложилось около десяти лет назад. За это время был издан ряд работ других авторов, посвященных тем же или тесно примыкающим проблемам. В первую очередь здесь следует назвать исследование Л. А. Мазеля «Проблемы классической гармонии», книгу Р. Рети «(Тональность в современной музыке» и работы Ю. Н. Холопова «Современные черты гармонии Прокофьева» и «Очерки современной гармонии». Если с установками Ю. Н. Холопова «Лекции» во многом расходятся, то с работами Р. Рети и Л. А. Мазеля в них можно найти много точек соприкосновения. В случаях подобных совпадений везде сделаны соответствующие ссылки. Кроме того, подробный перечень литературы дан в конце работы. Ссылки на литературу в тексте обозначаются сокращенно: цифра, напечатанная курсивом, указывает номер, под которым данный источник числится в библиографическом списке.
Автор приносит глубокую благодарность всем товарищам по кафедре, ценные замечания и критические соображения которых помогли ему в работе.
1978 г.

 


Часть I. Теоретические проблемы гармонии
Отдел А. Гармония как музыкальная категория
Тема 1. Гармонический склад как одна из форм организации многоголосной ткани.
Понятие гармонии. Гармония и мелодия.
Склад и фактура.
Монодический склад.
Полифонический склад.
Гармонический склад.
Тема 2. Аккорд.
Определение.
Общие принципы строения.
Аккорды нетерцового строения.
Две формы функционирования аккорда в музыкальной ткани.
Фактура.
Голосоведение.
Отдел Б. Ладовая основа гармонии.
Тема 1. Вопросы общей теории лада.
Природа лада.
Элементы лада.
Ладовые функции.
Автономные и результативные ладовые системы. Эффект неустоя. Эффект тоникальности.
Основные и переменные функции. Переменный лад.
Звукоряд.
Функциональная единица лада. Основные группы ладовых систем.
Тема 2. Монодические лады.
Тема 3. Гармонические лады.
Мажоро-минорная ладогармоническая система. Общая характеристика.
Выявление ладовых функций мажоро-минорной системы отдельными аккордами. Функциональная роль тона.
Переменность функций в мажоро-минорной системе.
Основной диатонический звукоряд мажоро-минорной системы и формы его усложнения.
Гармонические лады вне мажоро-минорной системы.
Тема 4. Монодийно-гармонические лады.
Отдел В. Модуляция.
Общее понятие. Классификация.
Способ перехода.
Направление модуляции. Степени родства.
Совершенные и несовершенные модуляции.
Отдел Г. Расслоение музыкальной ткани.
Общая характеристика.
Полиаккордика.
Полифункциональность.
Политональность.
Полиладовость.
Часть II. Исторический обзор развития гармонии.
1. Возникновение гармонии и ее развитие на пути к формированию мажоро-минорной системы.
2. Мажоро-минорная система в XVII - XVIII веках.
3. Мажоро-минорная система на рубеже XVIII - XIX веков
Мажоро-минорная система и венский классицизм.
Лад. Аккордика. Фактура.
Гармония и мелодия.
Гармония и ритм.
Гармония и форма.
4. Мажоро-минорная система в XIX веке (послеклассический период)
Общая характеристика.
Лад.
Аккордика.
Фактура.
Тональное движение.
5. Гармония в современной музыке.
Общая характеристика современного многоголосия
Склад
Лад
Аккордика. Фактура
Литература
Предметный указатель
Указатель имен

 


Нетрадиционные формы писменных работ по гармонии в консерваториях

Содержание:

 

Издание является практическим пособием к теоретическим положениям, изложенным в "Лекциях по гармонии" того же автора. Предназначено для студентов теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. Некоторые формы работ могут быть использованы на исполнительских факультетах. В издание включены образцы заданий, выполненных студентами Санкт-Петербургской консерватории.

Предисловие
Настоящее пособие обращено к преподавателям гармонии в музыкальных вузах. Оно содержит методический разбор практических упражнений и указания к руководству работами по гармонии студентов музыковедческих отделений теоретико-композиторских факультетов консерваторий. Некоторые формы предлагаемых заданий в несколько облегченном виде могут быть использованы и на исполнительских отделениях.
Пособие опирается на теоретические положения, изложенные автором в книге "Лекции по гармонии" (Л., 1978) и исходит из следующих основных методических установок: курс гармонии как в теоретическом, так и в практическом плане должен дать учащимся знания и навыки, которые помогут свободно ориентироваться в гармонии и ладовых системах не только классической, но и современной музыки. Поэтому наряду с широко известными, повсеместно практикуемыми формами работ — гармонизацией мелодии, баса, тенора, сочинением прелюдий и т. п. — необходимо включать в курс и задания иного типа, предусматривающие нетрадиционные упражнения в различных системах гармонического языка. Именно таким нестереотипным заданиям в первую очередь посвящено предлагаемое пособие. Задания на материале классической гармонии в нем почти не рассматриваются, так как большинство форм упражнений на "классику" достаточно методически разработано.
Разумеется, классическая гармония должна занимать прочное место в курсе. Знания студента могут быть оценены положительно только в том случае, если он продемонстрирует достаточное владение законами мажорно-минорной ладогармонической системы. Для достижения этой цели в продолжение всего курса, параллельно с любыми заданиями другого типа и на другие системы, необходимо включать работы на средства классической гармонии — прежде всего на гармонизацию мелодии. В основном в средствах классической и расширенной мажорно-минорной системы выполняется модуляционная прелюдия. В то же время, составляя базу предмета, классическая гармония не должна заслонять собой другие действующие формы звуковысотных отношений, не должна исключать как один из важнейших аспектов курса изучение систем современного музыкального мышления.
Наиболее радикальным преобразованиям в современном музыкальном языке (в аспектах, связанных с гармонией) подверглись лад, структура аккорда и структура музыкальной ткани в целом (имеется в виду распространение полипластовости). Предлагаемые упражнения направлены на освоение прежде всего именно этих особенностей современной гармонии. Поскольку автор рассматривает гармонию в узком смысле слова, как один из складов многоголосия, несколько заданий посвящены освоению и других, принципиально отличных форм организации музыкальной ткани — полифонической и монодической. Это позволяет методом контраста с наибольшей четкостью создать представление о специфике гармонического склада.
Как и при формировании любого технологического навыка, введение упражнений на новые языковые нормы нуждается в постепенности, размеренном движении от простого к сложному. Порядок, в котором вводятся темы в настоящем пособии, в целом соответствует структуре "Лекций по гармонии". Упражнения, разобранные в разделах, соответствующих теоретической части "Лекций", в основном даются параллельно прохождению соответствующих тем в теоретическом курсе и занимают примерно два первых семестра из трех, отводимых по учебному плану. Задания на стилизацию, сочинение модуляционной прелюдии и вариаций на народную тему даются преимущественно во втором семестре. Третий семестр посвящен написанию курсовых (аналитически обобщающих) работ.
При рассмотрении упражнений раскрывается их задача, предлагается типовой образец решения, анализируются типичные недостатки выполнения и даются методические рекомендации к их устранению. Особо оговариваем: не ошибки, а именно недостатки, поскольку работа в системах нестереотипных, таких, элементы которых не строго детерминированы, исключает понятие ошибки в его привычном смысле — как нарушения стабильно установившегося закона-правила (подобно, например, движению параллельными октавами или квинтами в классической системе мажоро-минора). Применительно к нестабильным системам можно будет говорить лишь о нетипичности, нехарактерности того или иного оборота, той или иной структуры для данного избранного варианта системы (с подробной аргументацией каждого возникающего критического соображения).
Не исключено возникновение сомнения: а можно ли учить системе "без правил", без каких-либо стабильно узаконенных норм, которые являлись бы объективным, вне индивидуальной точки зрения педагога существующим критерием "правильности" или "неправильности"? Думается, что несомненно можно и даже необходимо: если художественная практика развивается по такой системе, этой системе нужно учить. К тому же объективность оценки определяется не только возможностью свериться с суммой фиксированных правил. Как будет показано ниже, все "неправильности" в нестабильной организации (такой, допустим, как монодия или аккордика нетерцовой структуры) вполне поддаются четко сформулированному определению, хотя в каждом данном случае это может быть своя "неправильность", не совпадающая с "неправильностью" другого случая. Анализ удач и неудач в выполнении таких упражнений будет способствовать развитию у студента умения критически оценить написанное в нестабильной системе, что окажется весьма полезным для его будущей деятельности музыковеда-критика.
Следует особо оговорить, что практические работы студентов рассматриваются автором пособия именно как упражнения; они призваны служить не столько овладению техникой письма, сколько осознанию логики возможных форм "неклассического" гармонического многоголосия. Представление о сугубо практической направленности курса гармонии, по мнению автора, сложилось в связи с той ролью, которую играл этот курс в эпоху своего становления (начальной точкой этого становления условно можно считать появление в 1802 г. учебника Кателя, в котором впервые в истории гармония рассматривается как предмет, отделенный от общей теории композиции), с тем местом, которое он занимал в то время, и с тем адресатом, к которому он был направлен. Адресат этот — прежде всего композитор-практик, творящий в той системе, которой и обучал существовавший тогда курс. В наше время изменилась и система, и адресат — система вышла за рамки традиционного мажоро-минора, адресатом же стал не столько композитор (он занимается техникой письма в специальном курсе сочинения), сколько музыковед-теоретик, вся деятельность которого нацелена прежде всего не на практику письма, а на практику анализа. В связи с этим, на наш взгляд, должна соответственно существенно измениться и направленность курса. Учитывая, что данный курс предполагает изучение гармонического языка самых разных эпох и стилей, следует уделять больше внимания стилистической выдержанности и оправданности отбора средств при выполнении упражнений, ни в коем случае не допуская стилистического разнобоя и пестроты. Поскольку предлагаемое пособие адресовано именно музыковедам, не все из которых обладают достаточными композиторскими способностями, упражнения в большинстве своем ограничены по масштабу и строго регламентированы по заданным приемам. Примеры выполнения взяты из учебных работ студентов-музыковедов Ленинградской консерватории, а также из работ участников творческого кружка СНТО за последние 10 — 15 лет. В примерах (за исключением самых схематичных) указаны фамилия студента и год написания работы.


Музыкальные склады. Гармония как музыкальный склад
Монодия
Многоголосные склады — гармония и полифония
Аккорд как элемент гармонии,
Аккорды терцовой структуры с побочными тонами
Аккорды нетерцовой структуры
Фактура
Расслоение музыкальной ткани
Полифункциональность
Полигармония
Политональность
Ладовая основа гармонии
Усложнение мажоро-минорной системы
Гармонические лады результативного типа
Модуляция
Модуляционное движение
Способы перехода
Обобщающие упражнения (творческие задания)
Стилизация
Модуляционная прелюдия
Вариации на народную тему