Ноты для фортепиано - Никита Богословский - Песни

Шаланды полные кефали..



Произведения композитора Богословского - ноты

Песни композитора Н. Богословского
с нотами для фортепиано, баяна, аккорды

 

 

 

Посмотреть обложку Скачать ноты Пример скана нот

Никита Богословский
Песни

для голоса в сопровождении фортепиано (гитары)
"Советский композитор", 1970г.
(pdf, 2.98 Мб)

Содержание:

 

ПЕСНИ НИКИТЫ БОГОСЛОВСКОГО

Композитор Исаак Осипович Дунаевский справедливо считал мелодию душой песни. В одном из своих писем он так говорил о значении мелодии: «Мелодия — это существо произведения, его альфа и омега, его плоть и кровь, его образ.. На мелодию падает основная авторская задача—увлечь слушателя, довести до его чувств и сознания авторский замысел... Я — за почти физическое воздействие мелодии, вызывающее смех, улыбки, слезы, грусть, радость, горе, скорбь, надежду, мрак, просветление...» Эти примечательные слова прославленного мастера советской песни в большой мере можно отнести к песенному творчеству композитора, чей сборник вы сейчас берете в руки.
Главное в песнях Никиты Богословского— это ясная и чистая, красивая и оригинальная, легко запоминающаяся и вместе с тем отнюдь не примитивная мелодия. У Богословского вы не встретите песен громких, крикливых, риторичных. В оркестровых партитурах его песен барабанщику почти нечего делать. Художник лирический, он говорит со своим слушателем на самые серьезные и значительные темы мягко, доверительно, сердечно, не повышая голоса. Это стало ясно уже тогда, когда прозвучала одна из первых песен композитора «Если ранили друга», написанная более тридцати лет назад для кинокартины «Остров сокровищ».
Поет ли композитор о высокой любви или о верной мужской дружбе, о темной фронтовой ночи или о труде донецкого шахтера, о лесных чащах, где бродит девчонка из русской сказки — Аленушка, или о далеких синих морях, о знакомых московских улицах пли о мостах Парижа, о старости, оглядывающейся на прожитые годы, или о школьниках, расстающихся с детством, — всегда и везде он остается, как сказал поэт, лириком по складу своей души.

Друзьям советской песни, вероятно, интересно будет узнать, что Никита Владимирович начал сочинять музыку очень рано. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, он написал свою первую оперетту «Остров пяти крокодилов» на либретто волшебного ленинградского сказочника Евгения Шварца. Спектакль шел в Ленинградской музыкальной комедии. И, как ни обидно было, но строгие театральные контролеры, проверявшие билеты у входа и не знавшие в лицо автора, не пропустили его на премьеру, заявив: «Рано тебе по опереттам ходить, мальчик, вот будет утренник, тогда и придешь с мамой».
Позднее Никита Владимирович поступил вольнослушателем в Ленинградскую консерваторию, где учился у профессоров М. Штейнберга и П. Рязанова. Композитор работает в различных жанрах,— им написаны три симфонии, хоровая поэма на стихи Владимира Луговского «Песня о ветре» и своеобразная симфоническая повесть, рисующая оркестровыми красками образ неунывающего солдата Василия Теркина. Мы привыкли часто встречать имя Никиты Богословского на театральных афишах столицы. Стоит вспомнить здесь музыку к таким постановкам, как «Божественная комедия» и «Чертова мельница» в Центральном театре кукол, -Факир на час» и «Свадебное путешествие» в Театре сатиры. Думаю, что актеру интересно играть в спектакле, где звучит такая музыка.

Немало сделано Богословским и в кино. С его музыкой навсегда связаны в нашем представлении образы таких фильмов, как «Остров сокровищ», «Два Бойца». «Пятнадцатилетний капитан», «Александр Пархоменко». «Олеко Дундич», «Разные судьбы». Что же касается мультфильмов, в которых принимал участие композитор, то так и кажется, что ироническая, пародийная, гротесковая музыка создана для этого веселого искусства движущихся рисованных человечков.
Но вернемся к песне. Мне не раз приходилось быть свидетелем того, как исполняет композитор в концертном зале фортепианную фантазию на темы своих песен, и по рядам публики проходит радостный шум узнавания, когда начинают звучать любимые мелодии. Ведь у Богословского немало песен, заслуживших широкую известность и признание в народе. Помню, каким успехом в годы нашей молодости пользовалась исполняемая Марком Бернесом песня «Любимый город». У нас, к сожалению, мало таких хороших песен о любви, как песня «Три года ты мне снилась», а «Спят курганы темные» до сих пор остается лучшей песней о Донбассе, о донецкой степи, о нелегком труде шахтера.
Впрочем, хорошие песни не нуждаются в рекомендации и сопроводительных речах. На то они и песни. — они сами находят себе путь к сердцу слушателя. Поэтому разрешите мне умолкнуть и предоставить слово песням Никиты Богословского.
Мих. МАТУСОВСКИЙ

 

Ноты к песням Богословского

Никита Богословский
Избранные песни

для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна, гитары)
"Советский композитор", 1984г.
(pdf, 8.36 Мб)

Содержание:

 

Народному артисту СССР Н. В. БОГОСЛОВСКОМУ — 70. Рубеж человеческой и творческой зрелости. Богат и разнообразен образно-мелодический диапазон песен Н. Богословского, задушевных, напоенных внутренней лирической теплотой, нашедших путь к сердцам миллионов.
Композиторское дарование Никиты Богословского проявилось в раннем возрасте. Будучи 14-летним юношей, он брал уроки у А. К. Глазунова, в 1930—1934 гг. учился в Ленинградской консерватории в классе композиции проф. П. Б. Рязанова, а теоретические дисциплины изучал у проф. X.С. Кушнарева, М. О. Штейнберга, В. В. Щербачева.
Художник многогранного творческого дарования, он успешно работает в различных жанрах, обращаясь к актуальным проблемам своего времени, многопланово отображая гражданственно-патриотические и лирико-бытовые темы.
Слушателя никогда не покидает ощущение творческого поиска в работе композитора. Особенно заметно это в стремлении найти ясную по форме, выразительную, проникновенную мелодию, внести в нее элемент изобретательности, творческой выдумки.
Его лирика, в лучших ее проявлениях, всегда искренна, пронизана внутренней теплотой и трепетной сердечностью. И даже в темах гражданственного звучания он находит свой поворот, ни с чем несхожие черты собственного видения, отчего его песни о Родине — «Звезда моих полей», «Русской зимы красота», «Тюльпаны мая» — обретают ярко лирическую окраску, приближаясь, казалось бы, к бытовой сфере звучания, однако опоэтизированной глубоким душевным настроением. А юмор привлекает острой выдумкой, бесхитростностью музыкального наброска, зарисовки, например, — «В шахтерском общежитии» или картинах старого быта- («Песня старого извозчика»), В творческом портфеле Н. Богословского около 400 песен. Большинство их написано для киноэкрана. Композитором создана музыка к 80 художественным и 50 мультипликационным фильмам. Среди них «Остров сокровищ», «Арийка», «Истребители», «Большая жизнь», «Александр Пархоменко», «Два бойца». «Разные судьбы», «Олеко Дундич», «Леон Гаррос ищет друга», «Долгие версты войны», «Пятнадцатилетний капитан», «Штрафной удар», «Пес Барбос и необычный, кросс» н другие. И в музыке каждого фильма прослушивается живой пульс современности.
Особое место в творчестве композитора занимают песни Великой Отечественной войны, запечатлевшие величие и душевную красоту облика защитников Родины. Песни «Темная ночь», «Ты ждешь, Лизавета» и другие, наполненные ощущением динамического пульса времени, стали живой классикой, пленяют яркостью мелодических образов и вошли в быт не одного поколения советских людей.
Песни о шахтерах— особая страница творчества Н. Богословского. Они нашли свое место в общем строю советского песнетворчества, убедительно выявляя и обрисовывая характерные приметы музыкального образа шахтера.

Н. Богословский — единственный деятель искусств, удостоенный почетного Знака шахтера всех трех степеней. С годами, и это характерно, значительно расширяется своеобразная «география» творческого общения композитора с рабочими-шахтерами. После Донбасса — Узбекистан, Сибирь, Кузнецкий бассейн. И всюду он признан, принят как «шахтерский» композитор.
Сердечные и распевные лирические песни «Березонька», «Аленушка», «Вечерняя песня», «Три года ты мне снилась», как и многие другие, привлекают искренностью тона, излучающего поразительную глубину нежности н внутреннего обаяния.
Песни И. Богословского неизменно привлекали внимание крупнейших мастеров. Среди них И. Козловский и С. Лемешев, Поль Робсон, Н. Обухова, М. Бернес, Л. Утесов, К. Шульженко.
Мелодическая активность, свежесть и остроумие творческой мысли композитора многократно отмечались критиками в театральном жанре. Среди сочинений Н. Богословского: балет «Королевство кривых зеркал», лирические музыкальные драмы «Незнакомка» и «Балаганчик»; оперетты и музыкальные комедии «Раскинулось море широко», «Свадебное путешествие», «Как ее зовут», «Алло, Варшава», «Весна в Москве»; музыка к спектаклям «Факир на час», «В сиреневом саду», «Ты это я». Кроме того, композитор написал музыку к нескольким спектаклям театра кукол под руководством С. Образцова, в том числе к известным спектаклям «Божественная комедия», «Ноев ковчег» и другие.
Значительны сочинения Н. Богословского крупной формы—пять симфоний, симфоническая повесть «Василий Теркин», симфоническая картина «Старая Одесса», камерные инструментальные и вокальные сочинения.

Признать песню массовой — это значит признать, что она завоевала популярность, любовь миллионов людей, что она сопутствует им в труде и борьбе, что она неразрывно связана с чувствами и стремлениями народа, со всей его яркой, многообразной жизнью.
Н. Богословский — видный музыкально-общественный деятель. Он — член редколлегии журналов «Советский экран» и «Эстрада и цирк». Является президентом Общества СССР — Франция. В соавторстве с известными французскими композиторами им написаны песни, нашедшие живой контакт с массовой аудиторией. Как и всегда, с подчеркнутой добросовестностью относится он к своим общественным обязанностям. По-прежнему много выступает, путешествует, встречается со своими слушателями, находит время для занятий своими личными увлечениями, среди которых главное — книги. Общительность— едва ли не самая привлекательная черта его характера. При всей, занятости он находит время для встреч и бесед со своими слушателями, участниками самодеятельного искусства, любителями музыки.
Творческие успехи Н. В. Богословского отмечены высокой правительственной наградой — орденом Трудового Красного Знамени (1971). В 1973 году ему присвоено почетное звание — народный артист РСФСР. В 1980 году композитор награжден офицерским крестом Ордена Искусств (Франция).
В облике Н. Богословского, помимо природных способностей, покоряет умение работать, воля к осуществлению творческих замыслов. Он мог бы стать примером действия и плодотворного развития своей природной одаренности, щедро дополненной завидной работоспособностью, неистощимым темпераментом, юношеской активностью и нерастраченным интересом к жизни. И мы вправе ожидать новых проявлений его щедрого таланта.
В настоящем сборнике помещены избранные песни Н. В. Богословского разных лет. Они сгруппированы по жанрам — это песни о Родине, песни военных лет, шахтерские и молодежные песни, лирические и шуточные.
Александр ТИЩЕНКО

 

 

Скачать ноты Скачать ноты -
два сборника (zip 11 Мб)