Ноты, Аккорды - Николай Будашкин - Песни

 



Композитор Н.Будашкин
ноты для фортепиано в pdf

 

 

Ноты к песням Будашкина
Николай Будашкин
Под парусом песни

Песни для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна, гитары)
“Советский композитор”, 1985г.
(pdf, 6.22 Мб)

Содержание:

 

Николай Павлович БУДАШКИН родился 6 августа 1910 года в деревне Любаховке Мосальского уезда Калужской области в бедной крестьянской семье. Первые музыкальные впечатления будущий композитор получил дома: его отец играл на различных музыкальных инструментах, а брат был профессиональным дирижером военного оркестра.

Вскоре семья Будашкиных переселилась в Сибирь. Николай прошел здесь суровую жизненную школу, познал радость созидательного труда — сначала в ФЗО, затем на одном из заводов г. Читы в качестве кузнеца. Там же он впервые всерьез приобщился к музыке, участвуя сначала в самодеятельном духовом оркестре, затем в оркестре русских народных инструментов. Изучив нотную грамоту, молодой музыкант делает первые попытки сочинять музыку — небольшие пьески: вальсы, польки, марши.
Серьезность отношения Н. Будашкина к занятиям музыкой была замечена общественностью завода, где он работал, и в 1929 году его командируют по путевке профсоюза учиться в Москву. Там он был сразу же принят на музыкальный рабфак Московской консерватории в класс сочинения В. А. Белого. Уже в эти годы в первых своих романсах на народные слова в записи А. С. Пушкина: «Течет речушка луговая», «Как у нас было на улице» и «Девушка крапивушку жала» (последняя публикуется в настоящем сборнике) Будашкин проявил интерес к русскому фольклору, к чистым истокам русской поэзии. В романсах без особого труда угадываются стилистические ростки будущих зрелых сочинений мастера, никогда впоследствии не порывавшего с народной интонацией, с русским ладогармоническим строем.
После окончания рабфака Николай Павлович поступает в Московскую государственную консерваторию на композиторское отделение в класс Н. Я. Мясковского. По-видимому, не без влияния своего учителя этот этап в жизни бурно развивающегося музыканта знаменуется поворотом в сторону симфонизма: «Мордовская сюита», Симфония № 1, Симфоническая поэма, Симфонический пляс и знаменитая Праздничная увертюра, сразу сделавшая имя ее автора известным.

Музыкальный язык Будашкина становится гибким, отточенным, изобилующим тонкими колористическими находками. Это язык современного русского композитора, прочно стоящего на национальной основе и хорошо чувствующего динамику своего времени. Естественным поэтому стало обращение художника к жанру музыки для русских народных инструментов, с детства знакомых и милых его сердцу. Так появилась в 1940 году увертюра, специально адресованная оркестру русских народных инструментов и открывшая счет сочинениям, способствовавшим симфонизации этого жанра.
В те же годы Будашкин пишет и ряд лучших своих песен, среди которых такой шедевр, как «За дальнею околицей», песня, по особому зазвучавшая в годы Великой Отечественной войны.
С первых ее дней Будашкин, как и многие другие композиторы, находится в армии. На его долю выпала служба в Краснознаменном Балтийском флоте, где музыканту довелось много заниматься флотской художественной самодеятельностью. Именно здесь создаются его оригинальные краснофлотские песни, наполненные то энергией и задором, то светлой лирикой, такие, как «Бескозырочка», «Эх вы, ленты, золотые якоря», «Краснофлотская улыбка», «Пёсня-душа», «Как на зорьке».
С 1945 по 1951 год вернувшийся с войны музыкант, кавалер ордена Красной Звезды и медали
«За оборону Ленинграда» работает в Русском народном оркестре имени Осипова заместителем художественного руководителя. Это был важнейший этап в его жизни, а также в творческой судьбе старейшего русского оркестра, так остро нуждавшегося в обновлении репертуара.
Николай Павлович оправдывает возложенные на него надежды. Появившиеся вскоре одно за другим, такие разные и такие единые по почерку, произведения отличались новаторством, яркостью, глубиной содержания и свежестью музыкального языка. Это концерты для домры с оркестром, Русская увертюра, главной темой которой стал напев его же песни «Как на зорьке»; две рапсодии, музыкальная картинка «На ярмарке», Вариации для балалайки, «Думка» и другие.

Обойдя все профессиональные оркестры русских народных инструментов и закрепившись в них, эти сочинения прочно осели в учебной практике и стали эталонными для любительских коллективов. Именно за некоторые из этих партитур Николаю Павловичу дважды присуждалась Государственная премия, а позже были присвоены почетные звания: сначала заслуженного деятеля искусств РСФСР (1956 г.), затем народного артиста РСФСР (1972 г.). В 1981 году он награжден орденом «Дружбы народов».
Творческий портфель композитора не ограничивается только названными общеизвестными произведениями. Его перу принадлежит музыка к театральным постановкам («Власть тьмы», «Воевода», «Судьба барабанщика», «Всадник, скачущий впереди»), к кинофильмам («Сельский врач», «Ванька», «Морозко»,. «Огонь, вода и медные трубы», «Аленький цветочек», «Свадьба с приданым» совместно с Б. Мокроусовым, «Маленький, удаленький»). Им в соавторстве с Ф. Масловым- написана оперетта «Король шутов».
К вокальному, в частности романсово-песенному, жанру Будашкин обращался не часто. Он не считал себя «песенником». Но именно, может быть, поэтому эта область его творчества представляет определенный интерес.

Особенность творческой натуры Будашкина такова, что он не подразделяет музыкальные жанры на простые и сложные. Самое сложное в технологическом отношении симфоническое произведение композитора и самая простая его же песня написаны одним языком, в одном свойственном автору стиле. Стиль этот как раз и берет свое начало в русской песенности, в ее задушевности, лиричности, а порой и удалой лихости, буйном размахе веселья.

Творчество Будашкина не претендует на отображение каких-либо глубинных философских коллизий. Оно связано с родной природой, делами и чувствами простого человека; оно всегда доступно и понятно всем — и знатокам и непосвященным. Чем-то его музыка в этом отношении сродни лирическому симфонизму В. Калинникова.
В предлагаемый сборник включены избранные песни Н. П. Будашкина, написанные им в разные, годы своей творческой деятельности. Многие из них как сюжетно, так и интонационно перекликаются с его известными инструментальными произведениями и как бы выросли из них, или, наоборот, предвосхитили более крупные полотна. Некоторые из них менее связаны с другими сочинениями и выглядят поэтому менее типичными для почерка композитора, написанными как бы по случаю.
Но в любой из них присутствует добрая душа их автора, человека скромного и на редкость ясного, как и его музыка.
А. Широков


Скачать ноты Скачать ноты