М. Друскин - Пассионы И.С. Баха

 



Музыкальная литература, пособия, книги, ноты в pdf

 

ХОР

 

 

Есть два рода хоров в пассиоиах — turbae и так называемые «мадригальные» хоры, что означает: хоры па евангельские, либо на стихотворные тексты. К числу мадригальных относятся вступительный и заключительный хоровые номера; в MP еще прибавляется хоральная фантазия № 35, помещенная в конце первой части, а также речитатив с хором № 77 па стихотворный текст, предваряющий последний хоровой номер «Страстей». Мадригальные хоры отличаются широтой и свободой развития — они будут разобраны позже. Turbae написаны преимущественно сжато, компактно, используют подвижные ритмы, энергичные мотивы, часто развиваются контрапунктически, иногда имитационно-полифонически (например, № 15 — канон, № 67 — фуга).3 Поэтому в текстах много повторов отдельных слов и фраз.
Turbae дают как бы акцент в повествовании Евангелиста, это своего рода кавычки в его рассказе: здесь воспроизводится собирательная прямая речь «толп», то есть учеников или первосвященников, старейшин или стражников. Turbae обычно драматичны, ярко контрастируют с предшествующим и последующим эпизодами. Иногда они начинаются с внезапного Forte, передавая ярость толпы, или, наоборот, напряжение возрастает к концу и резко обрывается, чтобы уступить место продолжению рассказа Евангелиста.4 В таких случаях turbae заканчиваются на доминанте (см. в MP № 5, 14, 49, 62). В JP они чаще «вкрапливаются» в ход действия, что, естественно, обостряет драматизм. В MP и JP примерно одинаковое количество turbae (18 и соответственно 14). Если принять во внимание значительно большую длительность MP, то тем самым еще сильнее выявляется драматизм музыки JP. Лирическое же начало полнее сказывается в мадригальных хорах, число которых, как уже сказано, в MP удвоено по сравнению с JP (да и размеры их больше).
Заключительные номера в JP и в MP —это своего рода арии для хора. Речь в них идет о том, что в произведениях древней иконописи и в позднейшей живописи именовалось: «Положение во гроб». Характер данных номеров светло-печальный, мелодические линии плавно влекутся вниз («во гроб» — к земле!), фразы закругленные, напевные, отчетливо ощущается гомофонная структура; по складу своему они противоположны turbae. Характерно их строение—d.c, заключительный же хор JP из-за рефренных повторов приближается к форме рондо. В MP аналогичный номер предваряется речитативом с хором № 77, который выполняет функцию ариозо, подготавливая аффект заключительной хоровой «арии».
В форме d.c. написан также вступительный хор JP. Устойчива поступь басов, мерно покачивается движение аккордовых фигурации (как колыханье крыльев!); в плотную массу звучания словно вписан завуалированный графический рисунок распятия— креста (у флейт и гобоев); хор вступает на том же тематизме. Динамика накапливается длительным органным пунктом (сначала на тонике, затем — короче — на доминанте); фактура делается еще плотнее — нагнетается звучание (взмах крыльев ширится!). Из возгласа баса, имитационно повторяемого другими хоровыми голосами, рождается вторая тема, в изгибах которой явственнее обрисовывается рисунок креста (см. прим. 18 на стр. 37). Первую часть завершает проведение предшествующих мотивов. Их комплекс неуклонно повторяется оркестром в средней части, тогда как в хоровых голосах идет j полифоническая разработка второй темы. Возникает еще одна волна этой разработки, тонально подводящая к репризе — к точному повторению первой части. В целом это мощно изваянная фреска, исполненная величия и драматизма.
В первоначальной редакции MP вместо вступительного хора был хорал.1 Затем Пикандер предложил стихотворный текст, где воспроизвел образ «дочери Сиона». Она восклицает: «Помогите, сестры, мне оплакивать».— «Кого?»—вопрошает хор.— «Взгляните на жениха».— «Как?» — «Смотрите на него как на агнца». Жалоба все время перебивается взволнованными восклицаниями хора.
Поэт предложил аналог к арии с хором № 36, которой начинается вторая часть MP. Но Бах совсем иначе трактовал вступительный номер, первоисточник его замысла — народные инсценировки пассионов: он дал не арию, а высокодраматичную, подлинно народную или, говоря нашим современным языком, массовую сцену, для передачи которой привлек два четырехголосных хора: один поет текст жалобы, другой — вопрошающие реплики. Под конец оба хора совместно оплакивают принесенного в жертву невинного агнца. Вместе с тем это неуклонное шествие, поступь которого в ритме сицилианы остииатно проводится оркестром. Образ внешнего движения дополняется графической символикой: в основной мелодии — сначала у флейт и гобоев —скрыто содержится рисунок креста (прим. 23; ноты, «изображающие» крест, отмечены звездочкой).


Скачать ноты для хора

Наконец над народной массой, охваченной печалью, состраданием, раскаянием, словно парит уверенная тема хорала «О Lamm Gottes unschuldig», в котором заключена квинтэссенция поучения «Страстей».
Строение вступительного номера трехчастно. В верхних голосах оркестрового ритурнеля — хроматически усложненный мотив жалобы, содержащий «рисунок» креста; этот мотив позже подхватит и даст распевом хор I. Шаг басов отмеривается ровными длительностями ostinato, преимущественно на органном пункте. В шестом такте, будто преодолевая тяжесть, басы движутся вверх по шкале гаммы; этот ход и далее будет динамизировать музыкальное развитие. Ритурнели (отыгрыши) играют совместно оркестры I и II, по жалобам хора I и акцентам вопрошающих реплик хора II аккомпанируют раздельно.
Первая часть наиболее обширная. При вторичном распеве начальных строк текста вступает девятый голос хора, интонирующий cantus firmus хорала. Оркестровый ритурнель замыкает первую часть. В небольшой средней части учащаются реплики хора И, отрывисты слова хора I; словно колыхаясь, фразами staccato перекликаются оркестры I и П. Подход к третьей части, как это наблюдается в некоторых баховских ариях, осуществлен «ложной» репризой. Звучность нарастает: хоры I и II поют то совместно, то в перекличке, вместе играют оба оркестра. Допевается последняя строфа хорала («ЕгЬаптГ dich unser»), и начинается собственно реприза на «ключевые» поэтические строки; сжатая реприза приобретает синтетический характер.
MP — двуххорная композиция. Оба четырехголосных хора поют не только в № 1, но на протяжении всего произведения. Бах то объединяет их, давая единый восьмиголосный хор-(№ 78), то противопоставляет в перекличке (№ 43), подчас имитационной (№ 42, 67), то дает в унисон, усиливая мощь звучания (№ 54, 59), то пользуется ими раздельно в разных номерах, то сочетает воедино различные типы трактовки; например, в № 33 (вслед за дуэтом) есть и унисоны, н переклички, и совместное звучание обоих хоров.