Иоганнес Брамс - М. Друскин

М. Друскин



Книга посвящена жизни и творчеству великого немецкого композитора,
истории создания его сочинений.

 

 

Скачать пособие
М. Друскин
И. Брамс

Монография
"Музыка", 1988г.
(pdf, 8 Мб)

Содержание:

 

Есть композиторы, чья музыка звучит словно душевный разговор от сердца к сердцу, который покоряет своей непосредственной, открытой эмоциональностью. Таков Шуберт.
Другие композиторы властно вторгаются в каш духовный мир и неуклонно, ни на миг не отпуская, ведут за собой, подчиняя себе. Таков Бетховен.
Но бывает и так, что музыка не сразу завладевает сознанием слушателей, и лишь тогда, когда мы сумеем погрузиться в нее, сквозь бронь эмоциональной сдержанности, которой оградил себя автор, дабы сдержать безудержный поток мыслей и чувств, открывается во всей полноте совершенство творений композитора. Таков Брамс.

Его музыка стала неотъемлемой частью мировой художественной культуры. Среди зарубежных композиторов XIX века послебетховенской поры — особенно второй половины столетия — он в ряду наиболее известных: в исполнении его симфоний соревнуются оркестры, глубина музыкальности пианистов проверяется на его произведениях, его песни служат украшением программ вокалистов, его инструментальные сочинения — неиссякаемый источник наслаждения для любителей камерной музыки. Конечно, и у него, как у каждого композитора, есть произведения разной качественной ценности, но всем им присуща высокость помыслов, целеустремленная принципиальность, эстетическая чистота. Ибо несгибаемой — наперекор судьбе — честностью отмечена вся его деятельность как творца музыки и как, ее исполнителя — пианиста и дирижера. Это — специфическая, едва ли не самая характерная черта личности Брамса — одного из самых требовательных к себе и одновременно трудолюбивых композиторов XIX века.
Неудивительно поэтому, что музыкальное его наследие обширно: оно охватывает многие жанры (за исключением только оперы) — симфонические и камерные, вокальные и инструментальные. Им создано 13 оркестровых сочинений (среди них 4 симфонии и 4 концерта) и 7 крупных вокально-симфонических произведений, 24 камерно-инструментальных ансамбля, множество фортепианных и около 400 вокальных пьес. Содержательность сочетается в них с отточенным мастерством, образное богатство — с драматургическим единством. Совершенная композиторская техника Брамса основывается на великолепном знании музыки разных эпох и стилей. В этом — своеобразие его положения среди современников: являясь по существу романтиком, он как никто другой усвоил и творчески преломил художественные завоевания великой классики XVIII века.

Но Брамс не был только хранителем заветов прошлого, классических национальных традиций: он отразил в своих творениях сложный душевный мир современника. Его музыка воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество в испытаниях; она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойством и мятежным чувством; порой звучит и эпическая мощь. Вместе с тем ей присуща душевная отзывчивость и ласково-печальная сердечность, вызывающая представление об улыбке сквозь слезы: прорывается в ней и широкий вздох измученной души, и могучее устремление к радости.
Брамс жил в трудное время. Его родина после поражения революций 1848—1849 годов погрязла в мещанской ограниченности. Германия все еще оставалась раздробленной, попытки ее объединения революционно-демократическим путем были сломлены, а силы народа скованы. Объединение это, сыгравшее большую роль в развитии немецкой культуры, в укреплении национального самосознания, осуществилось позже, лишь в последней трети XIX века, в результате войны с Францией в 1870—1871 годах. Но тогда уже заметно проявилась реакционная сущность прусского милитаризма. Столь острые социальные противоречия не могли не отразиться на искусстве тех смутных лет. К тому лее нелегким был жизненный удел Брамса. Человек непреклонных моральных убеждений, устойчивых, годами выработанных взглядов, остро критичный к себе и к другим, он в этой сложной обстановке далеко не сразу мог применить свои силы: долго не шла к нему слава. Брамс внешне замкнулся, даже близкие друзья не имели доступа к его душе. Но от действительности не отвернулся, его сердце не очерствело, и связи с демократическим музыкальным бытом, который он впитал в себя с юношеских лет, не порвал. Жизнь человеческую, духовную жизнь народа — в ее различных проявлениях — Брамс стремился правдиво отразить в творчестве и претворил спои замыслы мастерски. В напряженно ищущей мысли, в высоком гуманистическом пафосе заключена нетленная красота его музыки.

Скачать пособие Скачать книгу