Иоганнес Брамс - М. Друскин

Брамс (ноты)



Книги, литература, ноты

 

ХОРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Аналогичные образы встречаются в хоровой музыке Брамса. По составу своему она разнообразна: наряду с вокальными произведениями с инструментальным сопровождением 2, Брамс оставил множество пьес для женского или смешанного хора a cappella (для мужского состава всего пять номеров). Он писал их преимущественно в средний период творчества.
Первые опыты были связаны с усвоением старинной, добаховской полифонии 3. Брамс сохранил эту архаическую манеру э индивидуально ее переработав, в некоторых своих позднейших хоровых пьесах 4. Одновременно он усваивал приемы голосоведения и гармонизации, присущие немецкому хоралу. Но полнее всего представлены хоры как общедоступного, бытового плана, так и более сложные, использующие принципы свободного полифонического развития. В первом отношении (подобно дуэтам ор. 28 или квартетам ор. 31) знаменательную веху составили сборники для смешанного хора ор. 42 и для женского — ор. 44 5.

Особое место занимают «Пять мужских хоров» ор. 41, задуманные как солдатские песни патриотического содержания. Вступлением служит старинный напев, гармонизованный в хоральном стиле К Далее следуют: яркая, как плакат, декламационная песня «Добровольцы, сюда», суровая траурная мелодия — «Погребение солдата», простая песенка «Маршировка», высмеивающая казарменную жизнь, и смелый призыв «Будь настороже!». В целом это единственная у Брамса попытка претворения традиций мужского «лидертафельного» пения.
Выражение того же мужественного, смелого и открытого чувства находим в ряде других произведений для смешанного хора.
Наиболее совершенными по разработке являются «Пять песен для смешанного хора» ор. 104. Сборник открывается двумя ноктюрнами, объединенными общим названием «Ночная стража»; их музыка поражает тонкой звукописью. Замечательные звуковые эффекты в сопоставлении верхних и нижних голосов содержатся в песне «Последнее счастье»; особый ладовый колорит — в пьесе «Утерянная юность»; темными, сумрачными красками выделяется последний номер — «Осенью». Это — выдающиеся образцы хорового письма Брамса.
В заключение остановимся на обработках немецких народных песен — они существуют и в хоровой редакции, и в редакции для сольного пения с фортепиано (всего свыше 100 песен).
К работе над народной песней Брамс относился крайне требовательно. В 1879 году, в зените славы, он писал; «Неохотно вспоминаю, как я сам исказил многие народные напевы; к сожалению, кое-что из этого опубликовав»; Приведенный отзыв (кстати сказать, незаслуженно резкий) касается сборников «14 детских народных песен для голоса с фортепиано» и также «14 песен для смешанного хора» — оба сборника были изданы в 1864 году. Любовно и тщательно он отделывал свой последний сборник 1894 года. Ни об одном собственном сочинении Брамс не высказывался так тепло. Он писал друзьям: «Пожалуй, впервые я отношусь с неленостью к тому, что вышло из-под моего пера.» (к Дейтерсу); «С такой любовью, даже влюбленностью я еще ничего не создавал.» (к Иоахиму).
Брамс творчески подходил к фольклору. Он с возмущением выступал против тех, кто трактовал живое наследие народного творчества как архаическую древность. Его в равной мере волновали песни разных времен — старые и новые. Брамса интересовала не историческая достоверность напева, но выразительность и целостность музыкально-поэтического образа С большой чуткостью он относился не только к мелодиям, но и к текстам, тщательно выискивал их лучшие варианты. Просмотрев множество фольклорных собраний, он отобрал то, что представлялось художественно совершенным, что могло способствовать воспитанию эстетических вкусов любителей музыки.
Именно для домашнего музицирования Брамс составил свой сборник «Немецкие народные песни для голоса с фортепиано» (сборник состоит из семи тетрадей по семи песен в каждой; в последней тетради песни даны в обработке для запевалы с хором). Многие годы он лелеял мечту об издании такого сборника. Около половины включенных в него мелодий он еще раньше обработал для хора. Теперь Брамс поставил перед собой иную задачу — тонкими штрихами в несложной партии фортепианного сопровождения подчеркнуть и выделить красоту вокальной партии (так же поступали Балакирев и Римский-Корсаков в обработках русской народной песни):


Скачать ноты к песне

Решение подобной задачи под силу только большому национальному художнику. Никто из немецких композиторов после Мендельсона и Шумана так пристально и вдумчиво не изучал немецкое музыкально-поэтическое творчество, как Брамс. Вот почему он сумел насытить произведения столь национальными по духу и интонационному складу вокальными мелодиями.