История зарубежной музыки - М. Друскин



Учебник для консерваторий

для информации
только описание

 


История зарубежной музыки
М. Друскин
выпуск 4
Вторая половина XIX века
"Композитор", 2002г.

Содержание:

 

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Учебник истории зарубежной музыки издается в пяти выпусках.
Первый выпуск (автор —кандидат искусствоведения К. К, Розеншильд) посвящен музыкальной культуре стран Европы и Азии периода от древнейших времен до середины XVIII века.
Второй выпуск (автор — кандидат искусствоведения Б. В. Левик) — музыкальной культуре стран Западной Европы второй половины XVIII века»
Третий выпуск (автор — доктор искусствоведения В. Д. Конен) — музыкальной культуре Германии, Австрии, Италии, Франции, Польши первой половины XIX века.
Четвертый выпуск (автор — доктор искусствоведения М. С. Друскин) - музыкальной культуре Германии, Австрии, Венгрии, Италии, Франции, Чехии, Норвегии, Испании второй половины XIX века.
Пятый выпуск — музыке современности и охватывает период от начала XX века до наших дней.
Распределение материала по главам, их названия и объем соответствуют программе курса истории зарубежной музыки для консерваторий. Но последовательность тем в некоторых случаях изменена.

От редколлегии
(предисловие к седьмому изданию)

Предлагаемый учебник впервые вышел в свет весной 3958 года, Спустя пять лет, в 1963 году, появилось его второе издание, исправленное и расширенное; третье не заставило себя ждать: оно было предпринято в 1967 году. Спустя десятилетие параллельно с очередным русским изданием учебник был опубликован на болгарском языке (София, 1976, второе издание — 1987), а годом раньше — на грузинском (Тбилиси, 1975). Пятое и шестое издания, содержащие мелкие авторские коррективы, вышли соответственно в 1980 и 1983 годах.
Уже само число переизданий книги М.С. Друскина говорит о ее популярности, Более четырех десятилетий она служит пособием для студентов общих и специальных курсов, для поступающих в аспирантуру и для педагогов консерваторий; ею пользуются также преподаватели и учащиеся музыкальных училищ. Написанная крупнейшим ученым и педагогом, она привлекает широким охватом материала, глубиной интерпретации исторических процессов, творчества композиторов, музыкальных произведений. Учебник выдержал испытание временем: он был одним из самых распространенных учебных пособий на всей территории СССР и активно участвует в российской образовательной системе по сей день.
Необходимость в очередном переиздании книги ощущалась давно. Однако механическое воспроизведение текста сегодня оказывается нецелесообразным. За прошедшие годы многое изменилось. Музыкальная наука вводила в обиход новые факты и идеи, исполнительская практика заставляла переоценивать художественные явления. Немаловажно и то, что ушла в прошлое советская эпоха с ее жесткими идеологическими и методологическими установками, руководствоваться которыми был обязан автор любой публикации, и в особенности учебного пособия. М.С. Друскин, сознавая происходящие в последние годы его жизни перемены, отказывался от переработки учебника: он считал, что следует писать новый. Однако сам он такого труда не предпринимал, другие авторы к решению столь масштабной задачи также не приступали. Все это побудило педагогов кафедры истории зарубежной музыки Петербургской консерватории, учеников и коллег Михаила Семеновича, подготовить настоящее, пересмотренное издание учебника.
При переработке текст уточнен в отношении фактов и особенно дат, которые выверены преимущественно по «The new Grove's dictionary of music and musicians)) (London, 2001) — одному из наиболее авторитетных современных источников. Уточнения коснулись также анализов целого ряда произведений.
Редакторами устранялись проявления идеологических догм советского времени с их апологией политической революционности, классовой борьбы, навязчивым социологизмом, трактовкой исторического процесса с марксистско-ленинских позиций, антирелигиозностыо. Такие изменения в особенности коснулись вводных разделов глав, Общее введение, открывавшее учебник, опущено полностью, поскольку в современных условиях выполнявшаяся им функция «идеологического камертона» излишня. Вместе с тем редакционная коллегия считала неверным впадать в противоположную крайность — затушевывать национально-освободительные, антибуржуазные или революционные устремления художников, отражавшие умонастроения эпохи.
Коррективы потребовались также в сфере эстетики, и прежде всего в том, что касается взаимоотношений реализма и романтизма: раньше в рамках официальной науки эти категории имели оценочный характер, сегодня же такое их понимание, равно как и прямолинейное противопоставление, выглядит необоснованным — тем более когда речь идет об искусстве XIX века, развивавшемся в большой мере под знаком романтизма.
Редакторы настоящего издания, хорошо знавшие Михаила Семеновича Друскина, не сомневаются, что сегодня он сам внес бы подобные изменения (и, кстати, кое-что сделал в этом направлении в последних прижизненных изданиях).
Списки сочинений композиторов в некоторых случаях дополнены, в других — сокращены за счет произведений, не представляющих существенного интереса. В учебник добавлено несколько нотных примеров, некоторые заменены, иные изложены более полно. Проведена по мере необходимости редакционная правка текста.
Вводный раздел главы о музыкальной культуре Германии редактировали А.К. Кенигсберг и Л.Г .Ковиацкая, раздел о Вагнере и главы, посвященные музыкальным культурам Италии и Венгрии, — А. К. Кенигсберг; раздел о Брамсе — Л.Г. Ковиацкая, о музыкальных культурах Австрии и Чехии — Н.И.Дегтярева, о музыкальной культуре Франции — В.В.Смирнов, о музыкальной культуре Норвегии — М.П. Мищенко (им же проверены и уточнены даты).
Май 2002 года

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ
Введение
Общественно-политическая и культурная обстановка в Германии второй половины XIX века. Противоречия в развитии немецкой музыки; борьба веймарской и лейпцигской школ. Расцвет музыкальной жизни в конце XIX века

Рихард Вагнер (3813—1883)
Значение Вагнера в истории мировой музыкальной культуры.
Его идейный и творческий облик,
Годы юности. Первые творческие опыты. Эстетические и философские взгляды предреволюционного периода. Оперы 40-х годов;
«Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин». Участие в революции 1848—1849 годов
Годы швейцарского изгнания. Теоретические труды 1849—
1851 годов. Начало работы над «Кольцом нибелунга». Опера «Тристан
и Изольда». Гастроли в России, i Опера «Нюрнбергские мейстерзингеры»
Перелом в судьбе Вагнера. Завершение работы над «Кольцом
нибелунга». Общая оценка тетралогии. Последний, байройтский
период жизни и творчества Вагнера. Опера «Парсифаль»
Темы, образы и сюжеты вагнеровских опер. Принципы музыкальной драматургии. Особенности музыкального языка
Список основных произведений Вагнера
Рекомендуемая литература

Иоганнес Брамс (1833—1897)
Брамс — выдающийся представитель немецкой музыки, Его
отношение к народной песне, музыкальной классике и современным композиторам. Основной круг образов музыки Брамса
Жизненный и творческий путь. Ранние годы. Встречи с Листом и Шуманом. Творческие искания в годы кризиса. Переезд
в Вену. Зрелый период. Последние годы,
Вокальные жанры. Песни. Ансамбли. Хоры. Вокально-симфонические произведения
Фортепианное творчество. Сонаты, баллады, рапсодии, вариации, мелкие пьесы
Камерно-инструментальное творчество. Скрипичные и виолончельные сонаты. Трио. Фортепианный квинтет
Симфоническое творчество. Инструментальные концерты.
Симфонии. Особенности стиля Брамса
Список основных произведений Брамса
Рекомендуемая литература


МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АВСТРИИ

Введение
Пути общественно-политического и культурного развития Австрии. Исторические судьбы Венгрии и Чехии. Вена — один из крупнейших музыкальных центров Европы

Иоганн Штраус (1825—1899)
Штраус — классик бытовой танцевальной музыки. Его творчество в оценке современников. Жизненный и творческий путь. Вальсы Штрауса. Его оперетты
Список основных произведений Штрауса.

Антон Брукнер (1824—1896)
Брукнер — крупнейший австрийский симфонист второй половины XIX века. Его жизненный и творческий путь. Главенствующие темы и образы. Черты стиля. Четвертая (Романтическая) и Седьмая симфонии,
Список основных произведений Брукнера
Рекомендуемая литература

Гуго Вольф (1860—1903)
Значение Вольфа в истории австрийской и немецкой вокальной
лирики XIX века. Его жизненный и творческий путь. Черты стиля.
Вокальные циклы на стихи немецких поэтов. «Испанская книга
песен». «Итальянская книга песен»,
Список основных произведений Вольфа
Рекомендуемая литература


МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВЕНГРИИ

Введение
Исторические судьбы венгерского народа. Расцвет национальной культуры к середине XIX века. Народная музыка — крестьянская, куруцкая, городская. Стиль вербункош

Ференц Эркель (1810—1893)
Жизненный и творческий путь. Значение опер Эркеля и его общественной деятельности в развитии венгерской музыкальной культуры XIX века. «Ласло Хуньяди» и «Банк-бан» — его лучшие произведения. Расцвет музыкальной жизни Венгрии в последние
десятилетия XIX века.
Список опер Эркеля

Ференц Лист (1811—1886) :
Лист — классик венгерской музыки. Его связи с другими национальными культурами. Творческий облик, социальные и эстетические взгляды Листа. Программность — ведущий принцип его творчества
Жизненный и творческий путь. Годы детства. Лист в Париже.
Годы странствий. Поездки в Венгрию и Россию. Веймарский период.
В Риме. Последние годы. Активная общественная деятельность
в Венгрии!
Фортепианное творчество. Лист — пианист. Транскрипции. Этюды. «Годы странствий». Соната h-moll. Венгерские рапсодии
Симфоническое творчество. Симфонические поэмы: «Прелю-
ды», «Тассо», «Венгрия». Фауст-симфония. Мефисто-вальс. Фортепианные концерты
Вокальное творчество. Песни. Оратория «Легенда о святой Елизавете»
Темы, образы творчества Листа. Его значение в истории венгерского и мирового музыкального искусства
Список основных произведений Листа
Рекомендуемая литература

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИТАЛИИ

Введение
Верди — великий классик итальянской музыки. Связь его творчества с национально-освободительной борьбой, с современными
общественными и литературными течениями. Состояние итальянского музыкального театра в первой половине XIX века. Верди и его предшественники
Джузеппе Верди (1813—1901)
Годы юности. Первые шаги на творческом пути, Героико-патриотические оперы 40-х годов. Особенности романтической
драматургии Верди; многообразие творческих решений
Выдвижение новых идей и принципов драматургии. Оперы «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата» как первая вершина в творчестве Верди
Второй творческий перелом на рубеже 60—70-х годов. Оперы «Сила судьбы» и «Дон Карлос» как ступень к следующей вершине в творчестве Верди. Опера «Аида». Реквием
Последние годы жизни и творчества. Оперы «Отелло» и «Фальстаф»
Оперные идеалы Верди; принципы драматургии. Его отношение
к современным композиторам
Список основных произведений Верди
Рекомендуемая литература

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ
Введение
Французская музыкальная культура в период Второй империи.
Кризис «большой» и комической оперы. Состояние концертной
жизни. Роль городского музыкального фольклора. Дни Парижской коммуны. Период Обновления; расцвет музыкальной культуры Франции в последние десятилетия XIX века
Рекомендуемая литература

Жак Оффенбах (1819—1880)
Оффенбах — классик французской оперетты. Жизненный и творческий путь Оффенбаха. Его лучшие произведения, музыкальный стиль,
Список основных произведений Оффенбаха
Рекомендуемая литература

Шарль Гуно (1818—1893)
Значение Гуно в истории французской музыки второй половины XIX века. Его крупные достижения в области лирической
оперы. Жизненный и творческий путь Гуно. Опера «Фауст»,
Список основных произведений Гуно
Рекомендуемая литература

Лео Делиб (1836—1891) ноты
Творчество Делиба. Наиболее значительные музыкально-театральные произведения: «Лакме», «Коппелия», «Сильвия».
Роль Делиба в истории балетной музыки
Список основных произведений Делиба

Жорж Бизе (1838—1875)
Бизе — великий классик французской музыки. Основной круг
образов, тематика его творчества. Эстетические взгляды. Мировое
значение его последних сочинений
Годы учения и творческого совершенствования. Идейно-художественные искания 60-х годов; оперы «Искатели жемчуга»,
«Пертская красавица». Годы творческого кризиса
Последние годы деятельности. Опера «Джамиле». Музыка к пьесе Доде «Арлезианка». Работа над оперой «Кармен», ее постановка и сценическая судьба
Литературный источник и либретто оперы «Кармен». Музыкальные характеристики народа, главных действующих лиц. Принципы
музыкальной драматургии
Список основных произведений Бизе
Рекомендуемая литература

Сезар Франк (1822—1890)
Франк — крупнейший французский композитор второй половины XIX века. Его творческий облик. Основные темы и образы; принципы композиции. Симфония d-moll — выдающееся произведение Франка, Его другие симфонические и камерно-инструмен-
тальные сочинения — Симфонические вариации, Скрипичная соната, фортепианные циклы
Список основных произведений Франка
Рекомендуемая литература

Камиль Сен-Санс (1835—1921)
Творчество Сен-Санса, Значение его инструментальных произ-
ведений (концерты, симфонические поэмы, Третья симфония).
Опера «Самсон и Далила»
Список основных произведений Сен-Санса
Рекомендуемая литература

Жюль Массне (1842—1912)
Творчество Массне. Его лучшие произведения — «Манон» и «Вертер». Дальнейшие пути развития лирической оперы
Список основных произведений Массне
Рекомендуемая литература


МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕХИИ

Введение
Исторические судьбы чешского народа. Движение будителей.
Расцвет национальной культуры к середине XIX века. Народные
песни и танцы. Композиторы — предшественники Сметаны

Бедржих Сметана (1824—1884)
Сметана — основоположник чешской классики. Его дости-
жения в области национального оперного искусства и программ-
ного симфонизма
Жизненный и творческий путь, Годы юности. Влияние революции 1848 года на формирование мировоззрения Сметаны.
Гётеборгский период. Возвращение на родину; активное участие
в общественно-музыкальной жизни. Зрелый период творчества.
Глухота. Последнее десятилетие...
Основные типы опер Сметаны — героический и комический.
Их наиболее яркие образцы — «Далибор» и «Проданная невеста».
Особенности оперной драматургии Сметаны
Симфонический цикл «Моя родина». Его замысел. Характеристика каждой поэмы
Список основных произведений Сметаны
Рекомендуемая литература

Антонин Дворжак (1841—1904)
Дворжак — классик чешской музыки. Сравнение его со
Сметаной. Творческий облик Дворжака
Жизненный и творческий путь. Первый этап деятельности.
Годы зрелости. Основные темы и образы творчества Дворжака.
Пребывание в Америке и последний период творчества
Инструментальное творчество. Славянские танцы. Восьмая и
Девятая симфонии. Виолончельный концерт. Камерно-инструментальные произведения
Основные типы опер Дворжака. Самая известная среди них —
«Русалка». Вокальная музыка: кантаты, оратории, сольные песни и хоры
Расцвет чешской музыкальной культуры в конце XIX века.
Творчество Фибиха. Школа Дворжака
Список основных произведений Дворжака
Рекомендуемая литература


МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НОРВЕГИИ

Введение
Григ — основоположник норвежской музыкальной классики.
Связь его творчества с национально-освободительным движением.
Особенности норвежской народной музыки и ее влияние на формирование важнейших черт стиля Грига

Эдвард Григ (1843—1907)
Жизненный и творческий путь. Детство. Годы обучения в
Лейпциге. Христиания. Встреча с Листом. Берген. Концертные
поездки. Облик Грига. Его эстетические взгляды
Фортепианные пьесы. Инструментальные произведения крупной формы. Фортепианный концерт. Оркестровые пьесы
Песни и романсы. Вокально-симфонические произведения.
Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт»
Список основных произведений Грига
Рекомендуемая литература

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИСПАНИИ

Классические традиции испанской музыки. Народная песня
и танец. Этапы развития испанской музыки XIX века. Движение
Ренасимьенто и его деятели. Творчество Исаака Альбениса
Список основных произведений Альбениса
Рекомендуемая литература