ИЗ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО БАХОВЕДЕНИЯ
Ноты для фортепиано, книги, литература
Возрождение Баха обычно связывают со знаменательным событием — с исполнением в 1829 году в Берлине «Страстей но Матфею» под руководством двадцатилетнего Феликса Мендельсона. Но клавирный Бах был к тому времени уже хорошо знаком, некоторые кантаты и другие сочинения— правда, не для показа широкой публике — разучивал в Певческой академии К. Цельтер, друг Гёте. Еще с конца XVIII века множилось число энтузиастов, увлекавшихся баховской музыкой,— в Вене (барон Г. ван Овитен, поддерживавший дружеские отношения с Моцартом и Бетховеном), в Лондоне (Кр. Коллмеи) п позднее в Лейпциге, где в каиторате св. Фомы обучался Рохлнц. Как указывалось, некоторые из его статей во «Всеобщей музыкальной газете» были опубликованы до выхода в свет монографии Форкеля. Рохлиц писал в них о клавирном творчестве Баха в целом, подробнее о «Хорошо темперированном клавире» и «Английских сюитах», а также о кантатах, «Страстях по Иоанну».
Рохлиц —незаурядная личность и отличный музыкант. Ом чутко реагировал
на веяния бурной эпохи, в которую жил, его пониманию были доступны Моцарт
и Бетховен, Гофман и Вагнер. Это человек совершенно иной формации, нежели
суховато-педантичный гёттангенекий Профессор. Поэтому прав Швейцер: если
Форкель был первым биографом Баха, то Рохлиц может считаться первым, кто
трактовал его творчество с эстетических позиций.
На годы расширения критической деятельности Рохлица приходится интенсивное
развитие исторической науки, как общегражданской (Л. Ранке, Б. Г. Нибур,
Т. Момзен), так и в области музыкознания. В этой связи не должны быть
забыты имена таких историков музыки, как Р. Кизеветтер и К. Виитерфельд,
Автор ценнейшего труда «Джоваини Габриели и его время» (два тома, 1834),
Виитерфельд затем опубликовал исследование «Евангелическое церковное пение»,
где в третьем томе писал о музыке Баха,— правда, рассматривая его кантаты
только под углом зрения пригодности их в протестантской церковной практике.
Виитерфельд жил в Бреславле. Там же работал дирижером — руководителем
Певческой академии — И. Т. Мозевиус. Возможно, не без воздействия Виитерфельда
он, практик-музыкант, публиковал с 1839' года весьма дельные рассуждения
о баховском каштатном творчестве. Потом, отредактировав, издал их отдельной
книгой под названием «Йогами Себастьян Бах в своих церковных кантатах
и хоральных напевах». Мозевиус проделал очень большую работу: он de visu
ознакомился с более чем двумястами кантатами, составил их 'перечень. Это,
по его мнению, «сокровище безграничной ценности». Вряд ли ошибемся, если
скажем, что Мозевиус впервые в столь категорической форме печатню высказал
эту верную мысль. Ведь Форкель полагал, что Баху приходилось ограничивать
себя из-за плохих певцов в канторате св. Фомы: отсюда, по его словам,
нередкое появление в баховских кантатах слабых арий.
Филипп Эмануэль издал в 1784-— 1787 годах 370 хоралов своего отца в изложении для клавишных инструментов — клавира или органа,
но не дал ссылок на первоисточники. Мозевиус разыскал 185 из них в кантатах.
Некоторые общие соображения этого музыканта и сейчас актуальны. Мозевиус
указывал, например, что кантаты надо исполнять не большим составом хора,
а только малым — иначе будут заглушаться инструментальные голоса. Приведенное
справедливое суждение вскоре, однако, было предано забвению: хоровые массивы
начали подавлять оркестр Баха, из-за чего нарушался точно выверенный композитором
баланс вокально-инструментальной звучности. Это, можно сказать, стало
стихийным бедствием—к сожалению, полностью не изжитым в наши дни. (В 1910
году в Берлине состоялся концерт-монстр, где в исполнении баховских произведений
участвовало две тысячи хористов!)
Мозевиус отмечал далее, что в музыке кантат запечатлено исключительное
разнообразие в передаче оттенков состояний, чувств, характеров. Задолго
до Швейцера он писал, что Бах живописует содержание текстов, разъясняя,
оживляя их своей музыкой, обрисовывая покой и движение, подъем и ниспадаиие
(Sicherheben und Gebeugtwerden). Мозевиус дал, наконец, разбор так называемых
кратких месс Баха, проанализировав, из каких его кантат заимствована музыка
месс и как переработана, причем проявил здесь больше чуткости, нежели
Швейцер, осудивший эти мессы.
Следующую книгу (1852) Мозевиус посвятил «Страстям по Матфею» —произведению,
тогда уже хорошо известному в Германии, но еще не подвергавшемуся обстоятельному
анализу. И тут найдем немало метких замечаний, по склонность автора к
рассмотрению пассионов как своего рода персоиифицированной драматической
оратории вряд ли может быть сейчас принята.
В 1850 году организовано Баховское общество, главной целью своей поставившее
издание всех произведений Баха в том виде, как они сохранились в авторских
рукописях или достоверно признанных копиях. В том же 1850 году К. Л. Хнльгенфельд
опубликовал биографию Баха, которая, однако, мало что прибавила к тому,
что уже было известно. (Там вскользь упомянуто, что еще в Веймаре Бах
создал «Страсти по Матфею», но однохорные. Долгие годы на это замечание
не было обращено внимание, сейчас же его достоверность не вызывает сомнений.)
Более значительна двухтомная биография К. Биттер а (1865), хотя в ней
явственно ощущается отпечаток дилетантизма — Биттер не был профессиональным
музыковедом. Вместе с тем, обследовав архивы, он извлек оттуда дотоле
неизвестные документы. (Ныне они вошли в научный обиход, но ведь именно
Биттер у принадлежит честь их первооткрывателя!3). Он, например, опубликовал
отрывок текста заключительного заседания лейпцигского магистрата, где
обсуждалась кандидатура Баха на пост кантора св. Фомы: «Вследствие невозможности
заполучить лучших, придется ограничиться средним»4. Еще один, более значительный
документ был обнародован Биттером — это прощальный мемориал, с которым
25 июля 1708 года двадцатитрехлетний Бах обратился к магистрату города
Мюльхаузена. Здесь, между прочим, сказано, что своей конечной целью (Endzweek)
он считает создание «упорядоченной церковной музыки (regulierte Kirchenmusik)
во славу Бо-жию»Б. Эта фраза, как увидим далее, сыграла важнейшую роль
в утверждении определенной концепции творчества Баха, которая, начиная
со Шпитты, через Швейцера, сохранилась до сих пор у музыковедов ортодоксальии-лютеранского
направления.
Мы сейчас вплотную приблизились к вершине баховедеиия: в 60-х годах Филипп Шгштта начал трудиться над своей монографией. Но прежде — краткое отступление.
М. Друскин - Очерки, Статьи, Заметки