Я.Френкель - Как тебе служится - ноты

Я. Френкель

Сестры солдатские

В авторский сборник композитора Яна Френкеля вошли известные лирические песни.
Большое внимание композитор уделяет военной теме. В сборнике напечатан ряд популярных песен о наших славных воинах.
Книга открывается вступительной статьей о жизни и творчестве композитора.

 

 

Сборник песен для баяна
Ян Френкель
Как тебе служится
сборник песен с сопровождением баяна
"Военное издательство министерства обороны", 1965г.

содержание:

 

 

ПЕСНИ ЯНА ФРЕНКЕЛЯ
Вступительная статья


Есть такое место — городок космонавтов, где живут и учатся смельчаки, покорители Вселенной. Они любят песни. Поют и «Текстильный городок». Это о нем рассказывала Валентина Терешкова в своем интервью. «Чайка» выдала секрет: оказывается, космонавты придумали свои слова к известной песне.
А музыку к этой песне написал композитор Ян Френкель. Долгое время его хорошо знали как автора инструментальных миниатюр, как превосходного мастера эстрадного оркестра. Пробовал себя Я. Френкель и в симфонических жанрах. Немало поработал как композитор в драматическом театре.
Но к песне он обратился сравнительно недавно — в 1961 году. Тогда Ян Френкель написал первую свою песню — «Годы» на слова поэта Марка Лисянского.

«Годы» — песня о юности, «что однажды дана». Благородная, сдержанная, она воскрешает в памяти русские песни — мужественные, проникнутые большим чувством. «Годы» впитали в себя романтику суровых революционных песен. Не потому ли, что композитор хотел сказать: «Наша юность полна дерзаний, и воплотить их в жизнь может только сильный духом человек»?! Эта первая песня во многом определила путь, по которому пошел композитор. И в его последующих песнях слышна тема юности. Не бездумной и беспечной. А суровой. Беспокойной. Зовущей в далекие походы.
Значит, время такое пришло, Значит, ветер в дорогу позвал. Ты всегда, непоседа, Променяешь тепло На любой попутный самосвал
— поется в одной песне Я. Френкеля на слова поэта Михаила Танича.
Шофер, работающий ночью на трудных трассах Братска, гидростроитель, что «в тайгу пришел по сердцу, как по компасу»,— вот герои песен юности, которыми увлечен композитор.
Не один композитор. Поэт тоже. Михаил Танич — соавтор Я. Френкеля. Поэт и композитор— ровесники. Им сейчас по сорок. Они многое воспринимают одинаково. Вместе ездили на стройки Сибири и Дальнего Востока, вместе переживали за людей, восхищались ими.
Характерно, что песни, посвященные юным героям,— «Непоседа», «След колеса» являются одновременно и песнями о труде. Молодость и созидание всегда рядом. И в музыке, раскрывающей эту тему,— неспокойный ритм и темп. Но не ищи здесь изображения действия, самого процесса труда. Авторы хотят придать сочинениям о молодежи мягкую интонацию. Их интересует прежде всего человек — простой, сердечный.

Это имеет прямое отношение не только к песням о труде. Я. Френкель и М. Танич — бывшие фронтовики. И, конечно, обращаясь к солдату сегодня, они стремятся выразить какие-то теплые чувства: товарищество, любовь к друзьям, а может быть, и однополчанам.
Как тебе служится, С кем тебе дружится, Что тебе снится во сне?
 
— спрашивают солдата композитор и поэт в своей лирической песне «Как тебе служится?»
В походе тоже хочется петь, вот и звучит в солдатском строю чеканная мелодия марша. Ее сопровождает дробь барабана, сигналы фанфар. Но и в этой походной песне Я. Френкеля и М. Танича ощутимо желание утеплить образ. И лирически звучат слова:
Самый верный, самый сильный, Самый мирный человек — солдат!
Какие средства применяет композитор, раскрывая ту или иную тему? Нередко он использует жанр баллады: «Идет рассвет», «Солдаты», «Баллада о земле». Но и в куплетной песне порой заметно: композитор стремится интенсивно развивать мысль. Вот почему от куплета к куплету активизируется ритм, усложняется фактура, нарастает сила звучания. Вспомним песню «Годы». Начало ее — всего лишь одноголосный напев, словно доносящийся издалека. Но вот к мелодии песни «пристраивается» второй голос, потом третий. Песня ширится, растет, все отчетливее обретая черты марша.

В трогательной песне о любви «Калина красная» (на народные слова) чувство формируется тоже не сразу, не в первом куплете. Оно значительно углубляется с развитием самого сюжета.
Между прочим, неизменность самой мелодии при разнообразии ее сопровождения — свойство, связанное с особенностями русской музыки (в теории это получило название глинкинского типа варьирования).
В песнях Я. Френкеля инструментальная партия имеет весьма большое значение. Она порой формирует образ, создает настроение еще до того, как вступает голос. Так, в песне «Нелетная погода» картину холодного, дождливого дня живописует вступление (застывшие аккорды на фоне монотонно повторяющегося баса).

Именно инструмент создает нежный светлый колорит в начале «Песни вечной юности». И таких примеров можно привести немало. Композитор много играл в различных оркестрах, он — хороший скрипач, прекрасно владеет аккордеоном. И примечательно: каждую свою песню Я. Френкель слышит сначала в оркестре и, следовательно, прежде всего создает партитуру. А затем делает переложение для фортепиано, то есть клавир. Разумеется, что и в переложении он стремится сохранить красочный наряд своего сочинения.

Композитор Ян Френкель - фотография

«Песня — кусочек жизни,— говорит Ян Френкель,— и, сидя в кабинете, ее не напишешь. Песня зарождается от непосредственного общения авторов с ее будущими героями».
И это действительно так. В прошлом году Ян Френкель и Михаил Танич, будучи в Забайкальском военном округе, написали строевую песню «Самый верный человек — солдат!», лирическую «Как тебе служится?». Там же, общаясь с друзьями, обслуживающими самолеты (в армии их ласково называют «технари»), поэт и композитор написали песню о технарях—«Крылатые товарищи». На Братской ГЭС родился «След колеса», а на стройке в Красноярске впервые появился «Непоседа».
Живой пульс современности, бьющийся в песнях Я. Френкеля, их мелодическое богатство, искренность и задушевность — все это способствовало росту их популярности.
Я. Френкель часто встречается со слушателями, участвует в авторских концертах в рабочих клубах и воинских частях, выступает по радио и телевидению.
Как и другие советские композиторы, он видит в этих встречах необходимое условие творческой работы, стремится лучше узнать запросы широких масс.
Владимир Зак

Ноты к песням Френкеля Скачать песенник