Гармонические диктанты - И. Лопатина

Музыкальные диктанты



Литература, пособия по музыке

 

 

Скачать диктанты
Гармонические диктанты
И. Лопатина
Четырехголосие
“Музыка”, 1987г.
(pdf, 5.28 Мб)

содержание:

 

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Предлагаемое учебное пособие по сольфеджио предназначено для учащихся II—IV курсов теоретического, дирижерско-хорового, фортепианного и струнного отделений музыкальных училищ.
Главная задача, которая стоит перед преподавателями-сольфеджистами, заключается и том, чтобы развить у учащихся аналитическое слуховое мышление. Для решения этой задачи необходима тщательная методическая разработка гармонического сольфеджио — одного из важнейших разделов курса, который изучается параллельно с гармонией. Гармоническое сольфеджио включает три вида работы:
1) интонационные упражнения;
2) гармонический слуховой анализ;
3) гармонический четырехголосный диктант.
Нотные образцы, помещенные в сборнике, могут быть использованы в качестве материала для всех трех перечисленных видов работы.
Интонационные упражнения предназначены для того, чтобы выработать у учащихся ощущение фонизма аккордов, линеарного движения голосов и интервальных звуковысотных соотношений, составляющих основу каждого аккорда. Для развития навыков точного интонирования полезно применять разные формы интонационных упражнений, например, пение линии каждого голоса, попеременное пение голосов аккорда одним, двумя, тремя или четырьмя учащимися, а также пение всех четырех голосов одновременно четырьмя учащимися или четырехголосным хором. Научившись точно интонировать, учащиеся перед пением каждого аккорда заранее слышат («предслышат») его правильное звучание. Интонационные упражнения поются с листа или с предварительным анализом по нотному тексту, цифровке или по диктовке педагога.
Слуховой анализ — одна из основных форм работы в гармоническом сольфеджио. Необходимо приучить учащихся к правильному методу запоминания музыкального построения (от общего к частному). Учащийся должен научиться определять музыкальную форму, виды каденций, гармонические обороты, тональный план. За общим разбором следует анализ всего построения с подробным перечислением аккордов по порядку и указанием всех особенностей: мелодического положения, расположения, гармонического и мелодического способов соединения, наличия или отсутствия скачков. Важно, чтобы учащиеся свободно овладели всеми видами упражнений. Они должны научиться не только рассказывать об услышанном, но и петь по порядку все голоса, повторять последовательности на фортепиано, исполнять их четырехголосным хором или петь один и одновременно играть другие голоса.

Третья форма работы — гармонический четырехголосный диктант — тесно связана с гармоническим слуховым анализом. Диктанты такого типа пишутся не на каждом уроке, но достаточно часто, так как они развивают гармонический слух; учащиеся привыкают к ощущению гармонической вертикали, постигают особенности соотношения горизонтали и вертикали и применяют свои теоретические знания, полученные о курсе гармонии.
Формы записи четырехголосных диктантов могут быть различными: запись всех четырех голосов, двух голосов (например, баса и сопрано или тенора н альта). Различными могут быть и способы диктовки. Кроме проигрывания диктанта на фортепиано, можно предложить следующий способ: четырем учащимся раздаются партии отдельных голосов, и они, не произнося названий нот, поют (вокализируют) четырехголосную последовательность, после чего всем учащимся, в том числе и исполнителям, предлагается сделать целостную запись диктанта. Для развития тембрового слуха весьма полезен такой способ диктовки, при котором используется не только фортепиано, но и какой-либо другой инструмент. Например, один из учащихся-оркестрантов исполняет верхний, нижний или один из средних голосов на своем инструменте, а остальные три голоса педагог играет на фортепиано.
Из-за временных ограничений на каждом уроке возможно практиковать, как правило, только две формы работы по гармоническому сольфеджио: интонационные упражнения и слуховой анализ или интонационные упражнения и гармонический диктант.
Примеры из музыкальной литературы, помещенные в сборнике, можно использовать для гармонического диктанта и слухового анализа. Эти примеры подходят и для целостного слухового анализа. Понятие «целостный слуховой анализ» весьма объемно и включает следующие формы Заданий: 1) запись гармонической схемы музыкального построения; 2) определение музыкальной формы, видов каденций; 3) перечисление наиболее характерных для данного композитора приемов гармонического письма и т. д. Целостный слуховой анализ является одной из труднейших форм работы и требует от учащихся серьезных знаний в области гармонии, анализа, музыкальной литературы, поэтому наилучших результатов можно достигнуть лишь на старших курсах. Но подготовку к целостному слуховому анализу необходимо начинать как можно раньше. Для того чтобы учащиеся могли сделать даже простейшие обобщения, педагогу необходимо ставить перед ними вопросы следующего типа: каковы особенности каденций, фактуры, метроритмики у композиторов разных школ? В дальнейшем круг вопросов можно расширить, но лишь в том случае, если учащиеся свободно и самостоятельно научились отвечать на самые простые из них. Целостным слуховым анализом можно заниматься с учащимися теоретического, дирижерско-хорового, фортепианного отделений, а также с учащимися других специальностей, если они имеют достаточный уровень развития.
Сборник «Гармонические диктанты» состоит из двух частей. В первую часть вошли построения, специально сочиненные автором. Во вторую часть включены примеры из музыкальной литературы. Каждая часть имеет по два больших раздела: I — «Диатоника», II — «Хроматика». Разделы, в свою очередь, состоят из нескольких глав. Порядок следования тем соответствует строению курса гармонии, Почти все примеры в сборнике имеют форму периода или построений типа периода и гармоническую четырехголосную фактуру. В последних разделах, гомофонно-гармоническая фактура усложнена введением полифонии.
Сборник «Гармонические диктанты» рассчитан на широкое применение в практической работе по сольфеджио.


Часть первая ИНСТРУКТИВНЫЕ ДИКТАНТЫ
Раздел I. Диатоника

1. Главные трезвучия, их обращения, кодансовый кварт-секстаккорд
2. Доминаитсептаккорд и его обращения
3. Побочные трезвучия и их обращения
4. Септаккорды II и VII ступеней и их обращения. Доминантнонаккорд Доминанта с секстой. Секстаккорд VII ступени
б. Фригийские обороты в сопрано, басу и средних голосах
6. Побочные септаккорды и их обращения. Диатонические секвенции
Раздел II. Хроматика
1. Аккорды двойной доминанты (альтерированной субдоминанты)
2. Отклонения в тональности диатонического родства
3. Модуляция в тональности диатонического родства
а) Модуляции в тональности доминантовой группы
б) Модуляции в тональности субдоминантовой группы
4. Модуляции в тональности недиатонического родства
а) Постепенные модуляции
б) Энгармонические модуляции через малый мажорный и уменьшенный септаккорды
в) Модуляции через аккорды и тональности мажоро-минора

Часть вторая ДИКТАНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел I. Диатоника
1. Главные трезвучия, их обращения, кадансовый квартсекстаккорд
2. Доминантсептаккорд и его обращения
3. Побочные трезвучия и их обращения
4. Септаккорды II и VII ступеней и их обращения Доминаптнонаккорд. Доминанта с секстой.
5. Фригийские обороты в сопрано и басу
6. Побочные септаккорды и их обращения. Диатонические секвенции
Раздел II. Хроматика
1. Аккорды двойной доминанты (альтерированной субдоминанты)
2. Отклонения в тональности диатонического родства
3. Модуляции в тональности диатонического родства
4. Модуляции в тональности недиатонического родства
а) Постепенные модуляции
б) Энгармонические модуляции через малый мажорный и уменьшенный септаккорды
в) Модуляции через аккорды и тональности мажоро-минора

 

Скачать диктанты

И. Лопатина
Сборник диктантов

Одноголосие и двухголосие
“Музыка”, 1985г.
(pdf, 29.6 Мб)

содержание:

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Музыкальный диктант является важнейшей составной частью курса сольфеджио. В развитии профессионального музыкального слуха диктанту принадлежит едва ли не главная ролы Цель диктанта — научить будущих музыкантов реальному соответствию «слышимого и видимого».
Работа над диктантом должна проводиться систематически не только на каждом уроке но н дома
Для домашних заданий прежде всего полезно рекомендовать учащимся запись но памяти. Для этого можно использовать любую знакомую мелодию, выученные номера из сборников сольфеджио; чрезвычайно полезно также записать по памяти то или иное место из музыкальных произведший, над которыми ученик в данный момент работает в классе специального или общего фортепиано.
На уроках нужно применять самые разнообразные формы фиксации щучащего музыкального материала. Назовем некоторые из этих форм: игра на фортепиано или запись по памяти (с одного-двух проигрываний) небольшого музыкального построения, запись ритмического рисунка («ритмический диктант), запись одного из голосов многоголосной музыкальной ткани и т.д.
Однако такие формы записи должны рассматриваться, как подготовительные упражнения, которые не могут заменить работу над основным видом музыкального диктанта. Под основным видом музыкального диктанта понимается целостная запись достаточно развитого музыкального построения (обычно в объеме от восьми до шестнадцати тактов).

Определенное количество диктантов каждого раздела, по соображениям методической целесообразности, должно записываться лишь после тщательного (обычно коллективного, с участием всей группы) разбора, а также предварительной проработки наиболее трудных интонационно-ритмических оборотов в специальных интонационных и ритмических упражнениях. Особенно важна такая методика работы над диктантом на начальном этапе обучения, так как она сразу же приучает к осмысленному восприятию музыки. В дальнейшем учащиеся переходят к самостоятельной записи, В зависимости от трудности диктанта, подвинутости группы и конкретных задач (обычный диктант, контрольный диктант) на уроках выбираются и соответствующие формы записи.
На каждом уроке педагог должен контролировать правильность записи диктанта. Для этого необходимо проверять диктанты. Проверку можно делать разными способами (например, предложить одному или двум учащимся спеть или спеть и сыграть диктант, записать по памяти на доске весь диктант или отдельные наиболее трудные такты и т. д.).

Одноголосный диктант является одним из самых трудных видов музыкального диктанта, поэтому работа над ним должна проводиться на протяжении всего курса сольфеджио. Методика записи одноголосных диктантов может быть кратко изложена в следующем виде:
1) определение формы и структуры диктанта;
2) разбор его метроритмического строения;
3) расстановка буквенных обозначений тональностей в соответствующих
тактах (если диктант не однотональный);
4) запись отдельных оборотов:
а) наиболее легко узнаваемых - стереотипных (каденции);
б) выделяющихся (в той или иной мере) из контекста и потому легче запоминающихся (секвенции, репризные повторения и т. д.);
5) целостное оформление диктанта.

Двухголосный диктант представляет собой специфическую форму сольфеджийной работы. Прежде всего, запись двухголосного диктанта ни в коем случае не должна превращаться в запись двух одноголосных диктантов (звучащих одновременно). С методической точки зрения очень важно сразу же научить каждого ученика осмысливать эти виды диктанта по-разному, противопоставляя линеарности одноголосного диктанта звучание гармонических вертикалей в двухголосном.
Работу над двухголосием лучше всего начинать с однострочных диктантов интервального типа, чтобы как можно раньше развить у учащихся гармоническое ощущение двухголосия. Записи двухголосия также предшествует разбор всей структуры диктанта. После предварительного анализа двухголосия на опорных долях тактов ставятся интервалы и лишь затем диктант записывается целиком.
Педагог-сольфеджист должен внимательно следить за тем* чтобы отучить своих учеников от стенографического способа записи диктантов. Стенографию при записи одноголосных и двухголосных диктантов любого типа необходимо свести к минимуму, так как это тормозит развитие музыкальной памяти и аналитического мышления учащихся. Правильный метод записи одноголосных и двухголосных диктантов развивает у учащихся способность воспринимать музыку как «искусство интонируемого смысла» (Асафьев).
Первая часть сборника посвящена одноголосию, вторая — двухголосию. Двухголосие представлено диктантами, изложенными на одной и на двух строчках (это нужно учитывать при их записи). В каждой части диктанты делятся на инструктивные (специально сочиненные автором для проработки той или иной темы) и взятые из художественной практики. Группировка их по темам аналогична во всех разделах, что дает возможность параллельной работы над ними. Каждый раздел включает пять тем; как внутри одной темы, так и в их последовательности строго соблюден принцип расположения музыкального материала от простого к сложному.

Диктанты, представленные в каждом разделе пособия, охватывают все темы училищного курса сольфеджио:
1 — диатоника; условная диатоника;
2 — внутритональный хроматизм (несложные виды); отклонения в тональности диатонического родства;
3 — модуляции в тональности диатонического родства;
4 — внутритональный хроматизм (сложные виды); отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства;
5 — диктанты повышенной трудности.
Одна из важнейших задач, которую ставил перед собой автор сборника, заключается в том, чтобы сформировать у учащихся «музыкально-интонационный словарь», основанный на «ритмо-интонациях» (Асафьев) современной музыки. Решение этой задачи невозможно без прочного освоения музыкально-интонационного словаря прошлого. Интонационно-ритмические трудности сосредоточены прежде всею в инструктивных диктантах, помещенных в последних темах (4 и 5), поэтому «удельный вес» этих разделов более значителен. Запись диктантов такого типа требует от учащихся предельной сосредоточенности, цепкой музыкальной памяти, развитого ладогармонического мышления, точного ощущения метроритмической структуры. Эти навыки вырабатываются в процессе работы над диктантами более простого типа, в которых поочередно появляются трудности разного рода (интонационные, метроритмические, регистровые, фактурные и др.); темы 1—3 построены по принципу постепенного накопления этих трудностей. Конечным результатом в работе над одноголосными и двухголосными диктантами является запись примеров из музыкальной литературы, собранных в заключительных темах соответствующих разделов сборника. В качестве образцов для диктантов сложного типа взяты отрывки из произведений Скрябина, Дебюсси, Равеля, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Щедрина.
Все диктанты сборника опробованы и проверены в многолетней педагогической практике автора в музыкальном училище при Московской консерватории. Автор надеется, что пособие принесет пользу преподавателям курса сольфеджио, работающим с учащимися теоретического, дирижерско-хорового и исполнительских отделений музыкальных училищ и вузов.

 

Скачать пособие Скачать диктанты -
два сборника (zip 34 Мб)