Книга профессора Московской консерватории С. С. Григорьева представляет собой учебник по специальному курсу гармонии дли теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов и охватывает круг тем, образующих научно-теоретическую часть этого курса. Одновременно книга является исследованием важнейших музыкально-теоретических проблем, содержит ряд новых научных положении, определяющих существенные общие и частные свойства гармонии. Исходя из методологических основ классического русского и советского музыкознания, автор рассматривает явления гармонии на материале музыки различных эпох и стилей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемый «Теоретический курс гармонии» в равной мере является учебником
для теоретико-композиторских факультетов высших музыкальных учебных заведений
и" научным исследованием основополагающих закономерностей гармонии.
Такое совмещение продиктовано рядом причин и конкретных условий, в которых
находится теория гармонии к настоящему времени.
Учебный курс гармонии подразумевает неразрывное единство двух составляющих
его частей — теоретической и практической, каждая из которых служит необходимой
опорой для другой, а обе они в конечном счете направлены к одной и той
же цели — к углубленному осознанию важнейших явлений и закономерностей
музыкальной организации. Как известно, в различных курсах обе части акцентируются
по-разному, что обусловлено конкретным назначением курса — его специальным
или общим характером, объемом, программными требованиями. Вместе с тем
одна из ведущих и плодотворных тенденций нашего времени — значительное
усиление собственно теоретического, аспекта в различных курсах гармонии.
Особенно возрастает значение теории в вузовском специальном курсе гармонии,
где теоретическая часть выделена в фундаментальный лекционный курс.
Современный уровень вузовского теоретического курса гармонии позволяет
привлечь к его построению не только существующие учебные пособия и учебники,
но и ряд научных исследований. Однако научные исследования в силу их специфических
задач и жанровых особенностей, как правило, не могут прямым и непосредственным
образом служить целям учебного курса. Установление связи между ними— переведение
положений научного исследования на почву учебного курса — почти всегда
требует множества посредствующих звеньев, нахождение которых само по себе
подчас затруднительно не только для учащихся, но и для преподающих. По
существу здесь открывается возможность лишь частичного и эпизодического
применения материалов исследований в учебном курсе, что всегда сопряжено
с необходимостью извлечь и собрать, систематизировать и обобщить массу
рассредоточенных теоретических сведений. Вдобавок далеко не ко всем темам
курса можно найти достаточное количество материала в имеющихся исследованиях.
Кроме того, некоторые пособия, созданные несколько десятилетий тому назад
и не утратившие своей ценности, естественно, требуют коррективов в той
или иной своей части. Другие недостаточно уравновешивают собственно теоретическую
и практическую стороны курса, проявляя характерную для учебников и учебных
пособий преимущественно практическую1 направленность (систематическое
обращение к практико-технической сфере курса, обилие подробных анализов,
наличие учебных заданий и т. п.), что в определенной мере оттесняет теоретическую
проблематику. Третьи специально сосредоточены на разработке лишь отдельных
избранных тем курса и не рассчитаны на его равномерный и полный охват.
И если содержание научных исследований не вмещается в рамки учебного курса,
будучи чрезмерным для него, то степень разработанности научных проблем
в учебных пособиях специально теоретического профиля при все возрастающей
роли таких проблем в специальных курсах оказывается недостаточной.
Отсюда следует, что, несмотря на наличие столь серьезных источников для
учебного теоретического курса гармонии, как названные выше исследования
и учебные пособия, создание достаточно полных и систематизированных собственно
теоретических руководств по специальному курсу гармонии и в настоящее
время является задачей, далеко не во всем еще решенной. Пути к ее решению
могут быть разными. Один из них — создание учебника или учебного пособия
на основе ранее возникшего крупного научного исследования (такой преемственной
связью отмечены, например, учебное пособие «Теоретические основы гармонии»
Ю. Н. Тюлина и Н. Г. Привано и исследование «Учение о гармонии» Ю. Н.
Тюлина). Возможен и другой путь, избранный в настоящем «Теоретическом
курсе», — путь создания в рамках одной книги учебника и исследования,
где изложение отстоявшихся теоретических идей объединяется с их достаточно
углубленной разработкой и выдвижением новых точек зрения, где и те и другие
подвергаются проверке в постоянном соотнесении с живой, музыкальной практикой,
а стабильность и окристаллизованность положений учебника сочетаются с
мобильностью и процессуальностью научного исследования. При общем равновесии
обеих сторон изложение одних тем курса больше соответствует учебному,
других —научному аспекту, поскольку разные темы требуют различной глубины
исследовательского проникновения.
Такое объединение учебника и исследования позволяет также дать ответ на
ряд актуальных эстетико-теоретических вопросов или наметить некоторые
направления их разработки, что далеко не всегда возможно в пределах собственно
учебника. Возникновение же таких вопросов неизбежно и обусловлено, в частности,
следующими обстоятельствами.
Количество трудов по гармонии, созданных за минувшие, два-три столетия,
различных по своим целям, жанрам, масштабам, научно-теоретическим и учебно-методическим
достоинствам, поистине неисчислимо. В их бесконечном многообразии есть
труды непреходящей музыкально-научной ценности (подчас несмотря на устарелость
или упрощенность отдельных положений). Иногда встречаются работы, где
выдающиеся достижения и находки переплетаются с заблуждениями и парадоксами.
Наряду с этим в последние десятилетия возникают теоретические работы,
сущность которых заключена прежде всего в популяризации теории и практики
атонального звуко-конструирования, распространившегося в XX веке. Поэтому
нужны научные ориентиры для оценки как разнообразных и противоречивых
явлений музыкальной теории и практики нашего времени, так и их соотношения
с явлениями минувших, эпох. Понятна также острая необходимость и актуальность
для наших дней исследования гармонии в ее живых и многообразных художественно-созидательных
действиях, не разделяющих, а, наоборот, органически объединяющих подлинную
музыку XX века с музыкой предшествующего времени, раскрывающих истинные
основы никогда не прекращавшегося музыкально-исторического движения и
обновления.
Наконец, совмещение учебника и исследования служит, по убеждению автора,
педагогически целесообразным средством, активно направленным не только
па расширение и укрепление знаний учащегося, но и на пробуждение в нем
научной пытливости, самостоятельности мышления и стремления к собственному
пути в науке.
Как учебник «Теоретический курс» охватывает полный круг тем специального
курса гармонии, предусмотренных существующей учебном программок. Разработка
их осуществлена па основе наиболее значительных достижений отечественной
теории гармонии, представленных трудами и педагогической деятельностью
И. В. Способииа и Ю. Н. Тюлииа. Своим содержанием и общей планировкой
«Теоретический курс» соответствует лекционному курсу гармонии, который
в течение многих лет читается автором в Московской консерватории. Важнейшими
истоками этого курса, под определяющим воздействием которых он формировался,
были лекции и практические занятия по гармонии И. В. Способина в период
40-х —начала 50-х годов, «Учение о гармонии» Тюлина и общие положения
книги «Музыкальная форма как процесс» Б. В. Асафьева (об интонационной
природе музыкального искусства, о путях его развития в процессе общественной
художественной практики).
Основу «Теоретического курса гармонии» как научного исследования составляет
признание единого обобщающего принципа музыкальной организации — принципа
универсального, подразумевающего возможность безграничного ее развития;
принципа столь же естественного, сколь естественна способность человека
чувствовать и мыслить; принципа, фокусирующего основные логические предпосылки
и закономерности музыкального сознания. Таким принципом — исходным и высшим—
является ладовая организация музыки, а теоретическая концепция предлагаемого
курса в целом представляет собою ладотональную концепцию. Краеугольным
камнем ее служит положение о том, что история музыкального искусства начинается
и развертывается параллельно с историей лада в его различных воплощениях
— единых в своей основе и бесконечно многообразных по форме. Отсюда вытекает
общая отрицательная оценка атонализма, поскольку при всем формальном,
кажущемся многообразии его путей и разновидностей в существе своем он
прежде всего есть отрицание принципа ладовой организации.
Таким образом, в предлагаемом курсе рассматриваются кардинальные, ставшие
классическими в широком смысле слова закономерности гармонии, которые
нашли наиболее полное и концентрированное выражение в музыке примерно
четырех последних столетий и сохранили свое художественно-конструктивное
значение для наших дней.
Разработка обоих аспектов содержания «Теоретического курса» — учебного
и особенно научно-исследовательского — естественно выдвигала перед автором
необходимость анализа и обобщающего осмысления широкого круга положений,
относящихся не только к области гармонии, но и к другим областям теоретического
и исторического музыкознания, а также философии и эстетики. Этот круг
включает множество научных явлений различного времени. На их фоне ярко
раскрывается выдающееся значение отечественной музыкальной науки, особенно
советского периода. К числу крупнейших достижений советского музыкознания
принадлежат те труды, которые автор «Теоретического курса» считает во
многом исходными и опорными для собственно научной части книги. Таковы
названные выше работы Ю. И. Тюлина и Б. В. Асафьева, теоретическое наследие
И. В. Способииа, из трудов последних лет весьма существенна книга «Проблемы
классической гармонии» Л. А. Мазеля.
Всякое исследование необходимо сопряжено не только с развитием апробированных,
утвердившихся в науке положений, но и с введением и разработкой теоретических
идей и понятий, характеризующих предмет с новых сторон, расширяющих и
уточняющих представление о его свойствах и закономерностях. Развитие существующих
и введение новых положений в «Теоретическом курсе» обусловлено прежде
всего направленностью исследования на раскрытие диалектических предпосылок
музыкальной организации и ее процессов, значительная часть которых концентрируется1
в сфере гармонии. Поэтому выдвинутые в «Теоретическом курсе» понятия конструктивно-логических
принципов музыкальной организации (гл. II) имеют обобщающее значение для
всей его концепции. В свете названных принципов музыкальная организация
предстает' как разветвленная диалектическая система, звеньями которой
являются многочисленные единства-антитезы, различные по формам конкретного
воплощения, по уровню и характеру действия. Составляющие каждое такое
звено компоненты музыкальной организации не только противостоят, но и
движутся навстречу друг другу. Постоянный процесс их взаимных отталкиваний
и притяжений, отдалении и сближений порождает специфические формы промежуточных,
переходных явлений, в которых по-разному пересекаются свойства противополагаемых
компонентов, обнаруживается гибкая подвижность границ их действия.
Из диалектического единства разнонаправленных стремлений и движений, пронизывающих
целостную музыкальную организацию с се социально-историческими и психологическими
основаниями, исходит предложенная в «Теоретическом курсе» система научных
положений, классификации, определений, отразившаяся в ряде новых или в
различной мере переосмысленных понятий и терминов. Многие из них обращены
непосредственно к проблемам музыкальной организации нашего времени (в
частности, понятия, связанные с процессами дифференциации музыкальной
ткани, выраженными, например, в явлениях условных аккордов, скрытых диссонансов
и консонансов, условной диатоники и диатоники второго порядка, в горизонтальных.и,
особенно, вертикальных формах синтеза ладовых структур и т. п.).
Будучи собственно теоретическим руководством, «Теоретический курс гармонии»
не содержит каких-либо конкретных учебных заданий — письменных и устных,
творческих и аналитических. Такие задания сопутствуют разделам практической
части курса, которая проходится параллельно с теоретической. Однако по
усмотрению преподающего к темам «Теоретического курса» может быть предложена
дополнительная литература — в частности, из списка, помещенного в конце.
Труды, включенные в этот список, имеют либо непосредственное, либо опосредствованное,
но существенное отношение к проблемам гармонии. Одни из них представляют
собою фундаментальные концепционные явления, знакомство с которыми совершенно
необходимо, другие посвящены сравнительно частным вопросам, третьи интересны
прежде всего как информативные источники, характеризующие направленность
музыкальной науки в различных общественно-исторических условиях. Названные
в списке труды не только дополняют в том или ином плане изложенное в настоящем
курсе. Они позволяют установить и оценить путем соотнесения как многообразные
связи и сходства, предшествования и наследования, так и различия или расхождения
— подчас весьма значительные — между существующими ныне научно-эстетическими
позициями в сфере учения о гармонии.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ГАРМОНИЯ И ОБЩИЕ КОНСТРУКТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Глава I. Понятие о гармонии. Роль гармонии в музыкальном целом
§ 1. Гармония. Ее связи с другими факторами музыкального целого
§ 2. Художественно-конструктивная роль гармонии
§ 3. Учение о гармонии как область теоретического музыкознания и как учебная
дисциплина
Глава II. Конструктивно-логические принципы музыкальной организации
§ 1. Музыкальная организация и ее истоки
§ 2. Принцип взаимодействия двух конструктивных планов — частного и общего
§ 3. Принцип субординации в соотношениях частей музыкального целого
§ 4. Принцип взаимодействия устойчивости и неустойчивости
§ 5. Принцип условной константности объема целого.
§ 6. Принцип функциональной вариантности в соотношении факторов целого
§ 7. Принцип взаимодействия разнородных стремлений — реализующихся и не
неализующихся до конца
§ 8. Принцип неограниченного интонационно-смыслового обновления тождественных
звуковых структур
§ 9. Принцип поляризации и синтеза однопорядковых явлений
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ГАРМОНИЧЕСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ И ВИДЫ СОЗВУЧИЙ
Глава III Аккорд и неаккордовые сочетания
§ 1. Созвучие. Гармоническая вертикаль в ее явной и скрытой форме
§ 2. Определение аккорда
§ 3. Константность и изменяемость аккорда
§ 4. Целостность и расчлененность аккорда
§ 5. Гармоническое и мелодическое интонирование созвучия-вертикали. Двойственная
сущность эффекта альтерации.
§ 6. Историческое развитие структуры аккорда
§ 7. Неаккордовые сочетания
§ 8. Взаимодействие аккордов и неаккордовых сочетаний. Структурно-семантические
формы н контекстные функции созвучий
§ 9. Созвучия промежуточного типа. Мнимые и условные аккорды
Глава IV Консонанс и диссонанс как факторы гармонии
§ 1. Консонанс и диссонанс. Основные сферы их действия
§ 2. Консонанс и диссонанс в интонационно-структурной организации созвучия
§ 3. Простые и сложные соотношения консонанса и диссонанса. Скрытые консонансы
и диссонансы
§ 4. Уровни консонантности и диссонантности. Реальная и подразумеваемая
соотнесенность диссонанса с консонансом.
§ 5. Консонанс и диссонанс как целостное двуединство.
Глава V Неаккордовые тоны
§ I. Общие понятия об аккордовых и неаккордовых тонах
§ 2. Классификация неаккордовых тонов
§ 3. Неаккордовые топы на сильной доле такта. Задержания
§ 4. Неаккордовые тоны на слабой доле такта. Проходящие и вспомогательные
ноты, предъем, камбиата
§ 5. Неаккордовые тоны второго порядка
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ ЛАДОВЫЕ И ФОНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГАРМОНИИ
Глава VI Ладовая организация и ее компоненты
§ 1. Понятие о ладе, ладовой системе музыкального мышления, ладовой структуре
и ладотоиалыюстп
§ 2. Взаимосвязь лада, мелодии и гармонии
Глава VII Основные ладовые функции
§ 1. Общее понятие о ладовых функциях
§ 2. Функция топики (Т)
§ 3. Условия возникновения тонической функции тона или созвучия. Формы
тонического созвучия
§ 4. Функции доминанты и субдоминанты (Б и 5)
§ 5. Ладофункциоиальная систематика созвучий. Созвучия нижней и верхней
медианты как особые компоненты ладофункциональных групп
§ 6. Медианта как особая ладовая функция двух разновидностей
Глава VIII Переменные ладовые функции
§ 1. Понятие об основных и переменных ладовых функциях
§ 2. Гармонические и мелодические основные и переменные ладовые функции
§ 3. Условия, способствующие проявлению переменных ладовых функций
§ 4. Соотношение интенсивности основных и переменных ладовых функций
§ 5. Основные и переменные ладовые функции в различных историко - стилистических
условиях
Глава IX Фонические функции гармонии
§ 1. Понятие о фонизме и фонических функциях
§ 2. Соотношения фонических и ладовых функций гармонии
§ 3. Условия, способствующие интенсивности фонических функций гармонии
§ 4. Первичные и вторичные свойства ладовых и фонических функции гармонии
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ВИДЫ ЛАДОВЫХ СТРУКТУР
Глава X Простые ладовые структуры
§ 1. Общая классификация ладовых структур
§ 2. Мажор и минор как основные виды ладовых структур..
§ 3, Мажор и минор. Их первичные и вторичные структурные признаки
§ 4. Диатонические варианты мажора и минора
§ 5. Соотношение различных форм мажора и минора в историческом плане
Глава XI Составные ладовые структуры
§ I. Общие понятия о составных ладовых структурах
§ 2. Переменные ладовые структуры
§ 3. Мажоро-минорные структуры
§ 4. Политональные структуры
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ ДИАТОНИКА И ХРОМАТИКА. ЭНГАРМОНИЗМ
Глава XII Ступенный состав ладовой структуры
§ 1. Понятие о ступенном составе ладовой структуры и его свойствах
§ 2. Понятие о звукоряде. Два основных вида звукорядов
Глава XIII Диатонический звукоряд. Диатоника
§ 1. Определение и общая характеристика
§ 2. Формы диатонических звукорядов
Глава XIV Хроматический звукоряд. Хроматика
§ 1. Определение и общая характеристика
§ 2. Структура полного хроматического звукоряда. Хроматика первого и второго
порядка
§ 3. Разомкнутость хроматического звукоряда
§ 4. Диатоническая и хроматическая координация ступеней. Диатоника второго
порядка
§ 5. Альтерация. Внутритональная и модуляционная хроматика. Система обозначении
хроматических ступеней
§ 6. Мелодическая природа хроматики
§ 7. Особые виды хроматических структур
§ 8. Общий взгляд на хроматику (выводы).
Глава XV Энгармонизм
§ 1. Определение и общая характеристика. Энгармонические замены и переключения
§ 2. Энгармонические модуляции
§ 3. Общее значение энгармонических переключении
§ 4. Энгармонизм и темперация
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ ЛАДОТОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦЕЛОГО
Глава XVI Родство тональностей
§ I. Основные проблемы ладотональной организации музыкального целого.
§ 2. Вопрос о родстве тональностей в теории музыки.
§ 3. Ладофункциональный критерий тонального родства.
§ 4, Дополнительные факторы тонального родства
§ 5. Принцип тонального родства и классификация тональностей
Глава XVII Модуляция
§ 1. Взаимодействие тенденций тональной замкнутости и модуляционное как
основа формирования ладотональной организации
§ 2. Виды и формы модуляции
Глава XVIII Тональная структура музыкального целого
§ 1. Ладофункциональная основа тональной структуры.
§ 2. Ладофункциональная основа тональной структуры в соотнесении с общими
контурами музыкальной формы.
§ 3. Фоническая основа тональной структуры
§ 4. Принцип тональной структуры музыкального целого
Глава XIX Терцовые ряды созвучий и тональностей
§ 1. Общее понятие о терцовых рядах созвучий и тональностей
§ 2. Диатонические терцовые ряды
§ 3. Хроматические терцовые ряды
§ 4. Виды хроматических терцовых рядов
Глава XX Секвенции
§ 1. Общие сведения. Положение секвенций в музыкальном целом
§ 2. Структура звена секвенции. Число звеньев н принцип их сочленения
§ 3. Общая классификация секвенций
§ 4. Внутритональные и модулирующие секвенции
§ 5. Секвенции с вертикальными перестановками голосов
§ 6. Свободные виды секвенций
§ 7. Консеквентные повторения
РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТКАНЬ. ФАКТУРА
Глава XXI Музыкальная ткань и ее факторы
§ 1. Понятие о музыкальной ткани, ее факторах и системе их взаимодействия
§ 2. Координаты музыкальной ткани
§ 3. Фактура и ее функции в музыкальной ткани
Глава XXII Голосоведение
§ 1. Понятие о голосоведении. Две формы гармонической горизонтали
§ 2. Мелодическая линия. Плавное движение и скачки. Абсолютные и относительные
виды плавного движения и скачка.
§ 3. Фактурные функции голосов музыкальной ткани.
§ 4. Виды совместного движения голосов
§ 5. Реальные и дублирующие голоса. Многоголосные мелодии
§ 6. Явные и скрытые голоса музыкальной ткани. Явное и скрытое
голосоведение. Строгое и свободное голосоведение
§ 7. Восходящие и нисходящие мелодические линии. Расходящиеся и сближающиеся
ходы
Глава XXIII
Общие основы гармонического варьирования. Вертикально-подвижная гармония
§ 1. Понятие о гармоническом варьировании.
§ 2. Вертикально-подвижная гармония
§ 3. Показатели вертикально-подвижной гармонии в условиях диатоники
§ 4. Показатели вертикально-подвижной гармонии в условиях хроматики
§ 5. Вертикально-подвижная гармония в ее отношениях к вертикально-подвижному
контрапункту. Горизонтально-подвижная гармонии