С. Григорьев - Теоретический курс гармонии

Учебники гармонии



Книга профессора Московской консерватории С. С. Григорьева представляет собой учебник по специальному курсу гармонии дли теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов и охватывает круг тем, образующих научно-теоретическую часть этого курса. Одновременно книга является исследованием важнейших музыкально-теоретических проблем, содержит ряд новых научных положении, определяющих существенные общие и частные свойства гармонии. Исходя из методологических основ классического русского и советского музыкознания, автор рассматривает явления гармонии на материале музыки различных эпох и стилей.

 


Теоретический курс гармонии
С. Григорьев
“Музыка”, 1981г.
для информации

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый «Теоретический курс гармонии» в равной мере является учебником для теоретико-композиторских факультетов высших музыкальных учебных заведений и" научным исследованием основополагающих закономерностей гармонии. Такое совмещение продиктовано рядом причин и конкретных условий, в которых находится теория гармонии к настоящему времени.
Учебный курс гармонии подразумевает неразрывное единство двух составляющих его частей — теоретической и практической, каждая из которых служит необходимой опорой для другой, а обе они в конечном счете направлены к одной и той же цели — к углубленному осознанию важнейших явлений и закономерностей музыкальной организации. Как известно, в различных курсах обе части акцентируются по-разному, что обусловлено конкретным назначением курса — его специальным или общим характером, объемом, программными требованиями. Вместе с тем одна из ведущих и плодотворных тенденций нашего времени — значительное усиление собственно теоретического, аспекта в различных курсах гармонии. Особенно возрастает значение теории в вузовском специальном курсе гармонии, где теоретическая часть выделена в фундаментальный лекционный курс.
Современный уровень вузовского теоретического курса гармонии позволяет привлечь к его построению не только существующие учебные пособия и учебники, но и ряд научных исследований. Однако научные исследования в силу их специфических задач и жанровых особенностей, как правило, не могут прямым и непосредственным образом служить целям учебного курса. Установление связи между ними— переведение положений научного исследования на почву учебного курса — почти всегда требует множества посредствующих звеньев, нахождение которых само по себе подчас затруднительно не только для учащихся, но и для преподающих. По существу здесь открывается возможность лишь частичного и эпизодического применения материалов исследований в учебном курсе, что всегда сопряжено с необходимостью извлечь и собрать, систематизировать и обобщить массу рассредоточенных теоретических сведений. Вдобавок далеко не ко всем темам курса можно найти достаточное количество материала в имеющихся исследованиях.
Кроме того, некоторые пособия, созданные несколько десятилетий тому назад и не утратившие своей ценности, естественно, требуют коррективов в той или иной своей части. Другие недостаточно уравновешивают собственно теоретическую и практическую стороны курса, проявляя характерную для учебников и учебных пособий преимущественно практическую1 направленность (систематическое обращение к практико-технической сфере курса, обилие подробных анализов, наличие учебных заданий и т. п.), что в определенной мере оттесняет теоретическую проблематику. Третьи специально сосредоточены на разработке лишь отдельных избранных тем курса и не рассчитаны на его равномерный и полный охват.
И если содержание научных исследований не вмещается в рамки учебного курса, будучи чрезмерным для него, то степень разработанности научных проблем в учебных пособиях специально теоретического профиля при все возрастающей роли таких проблем в специальных курсах оказывается недостаточной.
Отсюда следует, что, несмотря на наличие столь серьезных источников для учебного теоретического курса гармонии, как названные выше исследования и учебные пособия, создание достаточно полных и систематизированных собственно теоретических руководств по специальному курсу гармонии и в настоящее время является задачей, далеко не во всем еще решенной. Пути к ее решению могут быть разными. Один из них — создание учебника или учебного пособия на основе ранее возникшего крупного научного исследования (такой преемственной связью отмечены, например, учебное пособие «Теоретические основы гармонии» Ю. Н. Тюлина и Н. Г. Привано и исследование «Учение о гармонии» Ю. Н. Тюлина). Возможен и другой путь, избранный в настоящем «Теоретическом курсе», — путь создания в рамках одной книги учебника и исследования, где изложение отстоявшихся теоретических идей объединяется с их достаточно углубленной разработкой и выдвижением новых точек зрения, где и те и другие подвергаются проверке в постоянном соотнесении с живой, музыкальной практикой, а стабильность и окристаллизованность положений учебника сочетаются с мобильностью и процессуальностью научного исследования. При общем равновесии обеих сторон изложение одних тем курса больше соответствует учебному, других —научному аспекту, поскольку разные темы требуют различной глубины исследовательского проникновения.
Такое объединение учебника и исследования позволяет также дать ответ на ряд актуальных эстетико-теоретических вопросов или наметить некоторые направления их разработки, что далеко не всегда возможно в пределах собственно учебника. Возникновение же таких вопросов неизбежно и обусловлено, в частности, следующими обстоятельствами.
Количество трудов по гармонии, созданных за минувшие, два-три столетия, различных по своим целям, жанрам, масштабам, научно-теоретическим и учебно-методическим достоинствам, поистине неисчислимо. В их бесконечном многообразии есть труды непреходящей музыкально-научной ценности (подчас несмотря на устарелость или упрощенность отдельных положений). Иногда встречаются работы, где выдающиеся достижения и находки переплетаются с заблуждениями и парадоксами. Наряду с этим в последние десятилетия возникают теоретические работы, сущность которых заключена прежде всего в популяризации теории и практики атонального звуко-конструирования, распространившегося в XX веке. Поэтому нужны научные ориентиры для оценки как разнообразных и противоречивых явлений музыкальной теории и практики нашего времени, так и их соотношения с явлениями минувших, эпох. Понятна также острая необходимость и актуальность для наших дней исследования гармонии в ее живых и многообразных художественно-созидательных действиях, не разделяющих, а, наоборот, органически объединяющих подлинную музыку XX века с музыкой предшествующего времени, раскрывающих истинные основы никогда не прекращавшегося музыкально-исторического движения и обновления.
Наконец, совмещение учебника и исследования служит, по убеждению автора, педагогически целесообразным средством, активно направленным не только па расширение и укрепление знаний учащегося, но и на пробуждение в нем научной пытливости, самостоятельности мышления и стремления к собственному пути в науке.
Как учебник «Теоретический курс» охватывает полный круг тем специального курса гармонии, предусмотренных существующей учебном программок. Разработка их осуществлена па основе наиболее значительных достижений отечественной теории гармонии, представленных трудами и педагогической деятельностью И. В. Способииа и Ю. Н. Тюлииа. Своим содержанием и общей планировкой «Теоретический курс» соответствует лекционному курсу гармонии, который в течение многих лет читается автором в Московской консерватории. Важнейшими истоками этого курса, под определяющим воздействием которых он формировался, были лекции и практические занятия по гармонии И. В. Способина в период 40-х —начала 50-х годов, «Учение о гармонии» Тюлина и общие положения книги «Музыкальная форма как процесс» Б. В. Асафьева (об интонационной природе музыкального искусства, о путях его развития в процессе общественной художественной практики).
Основу «Теоретического курса гармонии» как научного исследования составляет признание единого обобщающего принципа музыкальной организации — принципа универсального, подразумевающего возможность безграничного ее развития; принципа столь же естественного, сколь естественна способность человека чувствовать и мыслить; принципа, фокусирующего основные логические предпосылки и закономерности музыкального сознания. Таким принципом — исходным и высшим— является ладовая организация музыки, а теоретическая концепция предлагаемого курса в целом представляет собою ладотональную концепцию. Краеугольным камнем ее служит положение о том, что история музыкального искусства начинается и развертывается параллельно с историей лада в его различных воплощениях — единых в своей основе и бесконечно многообразных по форме. Отсюда вытекает общая отрицательная оценка атонализма, поскольку при всем формальном, кажущемся многообразии его путей и разновидностей в существе своем он прежде всего есть отрицание принципа ладовой организации.
Таким образом, в предлагаемом курсе рассматриваются кардинальные, ставшие классическими в широком смысле слова закономерности гармонии, которые нашли наиболее полное и концентрированное выражение в музыке примерно четырех последних столетий и сохранили свое художественно-конструктивное значение для наших дней.

Разработка обоих аспектов содержания «Теоретического курса» — учебного и особенно научно-исследовательского — естественно выдвигала перед автором необходимость анализа и обобщающего осмысления широкого круга положений, относящихся не только к области гармонии, но и к другим областям теоретического и исторического музыкознания, а также философии и эстетики. Этот круг включает множество научных явлений различного времени. На их фоне ярко раскрывается выдающееся значение отечественной музыкальной науки, особенно советского периода. К числу крупнейших достижений советского музыкознания принадлежат те труды, которые автор «Теоретического курса» считает во многом исходными и опорными для собственно научной части книги. Таковы названные выше работы Ю. И. Тюлина и Б. В. Асафьева, теоретическое наследие И. В. Способииа, из трудов последних лет весьма существенна книга «Проблемы классической гармонии» Л. А. Мазеля.
Всякое исследование необходимо сопряжено не только с развитием апробированных, утвердившихся в науке положений, но и с введением и разработкой теоретических идей и понятий, характеризующих предмет с новых сторон, расширяющих и уточняющих представление о его свойствах и закономерностях. Развитие существующих и введение новых положений в «Теоретическом курсе» обусловлено прежде всего направленностью исследования на раскрытие диалектических предпосылок музыкальной организации и ее процессов, значительная часть которых концентрируется1 в сфере гармонии. Поэтому выдвинутые в «Теоретическом курсе» понятия конструктивно-логических принципов музыкальной организации (гл. II) имеют обобщающее значение для всей его концепции. В свете названных принципов музыкальная организация предстает' как разветвленная диалектическая система, звеньями которой являются многочисленные единства-антитезы, различные по формам конкретного воплощения, по уровню и характеру действия. Составляющие каждое такое звено компоненты музыкальной организации не только противостоят, но и движутся навстречу друг другу. Постоянный процесс их взаимных отталкиваний и притяжений, отдалении и сближений порождает специфические формы промежуточных, переходных явлений, в которых по-разному пересекаются свойства противополагаемых компонентов, обнаруживается гибкая подвижность границ их действия.
Из диалектического единства разнонаправленных стремлений и движений, пронизывающих целостную музыкальную организацию с се социально-историческими и психологическими основаниями, исходит предложенная в «Теоретическом курсе» система научных положений, классификации, определений, отразившаяся в ряде новых или в различной мере переосмысленных понятий и терминов. Многие из них обращены непосредственно к проблемам музыкальной организации нашего времени (в частности, понятия, связанные с процессами дифференциации музыкальной ткани, выраженными, например, в явлениях условных аккордов, скрытых диссонансов и консонансов, условной диатоники и диатоники второго порядка, в горизонтальных.и, особенно, вертикальных формах синтеза ладовых структур и т. п.).
Будучи собственно теоретическим руководством, «Теоретический курс гармонии» не содержит каких-либо конкретных учебных заданий — письменных и устных, творческих и аналитических. Такие задания сопутствуют разделам практической части курса, которая проходится параллельно с теоретической. Однако по усмотрению преподающего к темам «Теоретического курса» может быть предложена дополнительная литература — в частности, из списка, помещенного в конце. Труды, включенные в этот список, имеют либо непосредственное, либо опосредствованное, но существенное отношение к проблемам гармонии. Одни из них представляют собою фундаментальные концепционные явления, знакомство с которыми совершенно необходимо, другие посвящены сравнительно частным вопросам, третьи интересны прежде всего как информативные источники, характеризующие направленность музыкальной науки в различных общественно-исторических условиях. Названные в списке труды не только дополняют в том или ином плане изложенное в настоящем курсе. Они позволяют установить и оценить путем соотнесения как многообразные связи и сходства, предшествования и наследования, так и различия или расхождения — подчас весьма значительные — между существующими ныне научно-эстетическими позициями в сфере учения о гармонии.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ГАРМОНИЯ И ОБЩИЕ КОНСТРУКТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава I. Понятие о гармонии. Роль гармонии в музыкальном целом
§ 1. Гармония. Ее связи с другими факторами музыкального целого
§ 2. Художественно-конструктивная роль гармонии
§ 3. Учение о гармонии как область теоретического музыкознания и как учебная дисциплина
Глава II. Конструктивно-логические принципы музыкальной организации
§ 1. Музыкальная организация и ее истоки
§ 2. Принцип взаимодействия двух конструктивных планов — частного и общего
§ 3. Принцип субординации в соотношениях частей музыкального целого
§ 4. Принцип взаимодействия устойчивости и неустойчивости
§ 5. Принцип условной константности объема целого.
§ 6. Принцип функциональной вариантности в соотношении факторов целого
§ 7. Принцип взаимодействия разнородных стремлений — реализующихся и не неализующихся до конца
§ 8. Принцип неограниченного интонационно-смыслового обновления тождественных звуковых структур
§ 9. Принцип поляризации и синтеза однопорядковых явлений

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ГАРМОНИЧЕСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ И ВИДЫ СОЗВУЧИЙ
Глава III Аккорд и неаккордовые сочетания
§ 1. Созвучие. Гармоническая вертикаль в ее явной и скрытой форме
§ 2. Определение аккорда
§ 3. Константность и изменяемость аккорда
§ 4. Целостность и расчлененность аккорда
§ 5. Гармоническое и мелодическое интонирование созвучия-вертикали. Двойственная сущность эффекта альтерации.
§ 6. Историческое развитие структуры аккорда
§ 7. Неаккордовые сочетания
§ 8. Взаимодействие аккордов и неаккордовых сочетаний. Структурно-семантические формы н контекстные функции созвучий
§ 9. Созвучия промежуточного типа. Мнимые и условные аккорды
Глава IV Консонанс и диссонанс как факторы гармонии
§ 1. Консонанс и диссонанс. Основные сферы их действия
§ 2. Консонанс и диссонанс в интонационно-структурной организации созвучия
§ 3. Простые и сложные соотношения консонанса и диссонанса. Скрытые консонансы и диссонансы
§ 4. Уровни консонантности и диссонантности. Реальная и подразумеваемая соотнесенность диссонанса с консонансом.
§ 5. Консонанс и диссонанс как целостное двуединство.
Глава V Неаккордовые тоны
§ I. Общие понятия об аккордовых и неаккордовых тонах
§ 2. Классификация неаккордовых тонов
§ 3. Неаккордовые топы на сильной доле такта. Задержания
§ 4. Неаккордовые тоны на слабой доле такта. Проходящие и вспомогательные ноты, предъем, камбиата
§ 5. Неаккордовые тоны второго порядка

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ ЛАДОВЫЕ И ФОНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГАРМОНИИ
Глава VI Ладовая организация и ее компоненты
§ 1. Понятие о ладе, ладовой системе музыкального мышления, ладовой структуре и ладотоиалыюстп
§ 2. Взаимосвязь лада, мелодии и гармонии
Глава VII Основные ладовые функции
§ 1. Общее понятие о ладовых функциях
§ 2. Функция топики (Т)
§ 3. Условия возникновения тонической функции тона или созвучия. Формы тонического созвучия
§ 4. Функции доминанты и субдоминанты (Б и 5)
§ 5. Ладофункциоиальная систематика созвучий. Созвучия нижней и верхней медианты как особые компоненты ладофункциональных групп
§ 6. Медианта как особая ладовая функция двух разновидностей
Глава VIII Переменные ладовые функции
§ 1. Понятие об основных и переменных ладовых функциях
§ 2. Гармонические и мелодические основные и переменные ладовые функции
§ 3. Условия, способствующие проявлению переменных ладовых функций
§ 4. Соотношение интенсивности основных и переменных ладовых функций
§ 5. Основные и переменные ладовые функции в различных историко - стилистических условиях
Глава IX Фонические функции гармонии
§ 1. Понятие о фонизме и фонических функциях
§ 2. Соотношения фонических и ладовых функций гармонии
§ 3. Условия, способствующие интенсивности фонических функций гармонии
§ 4. Первичные и вторичные свойства ладовых и фонических функции гармонии

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ВИДЫ ЛАДОВЫХ СТРУКТУР
Глава X Простые ладовые структуры
§ 1. Общая классификация ладовых структур
§ 2. Мажор и минор как основные виды ладовых структур..
§ 3, Мажор и минор. Их первичные и вторичные структурные признаки
§ 4. Диатонические варианты мажора и минора
§ 5. Соотношение различных форм мажора и минора в историческом плане
Глава XI Составные ладовые структуры
§ I. Общие понятия о составных ладовых структурах
§ 2. Переменные ладовые структуры
§ 3. Мажоро-минорные структуры
§ 4. Политональные структуры

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ ДИАТОНИКА И ХРОМАТИКА. ЭНГАРМОНИЗМ
Глава XII Ступенный состав ладовой структуры
§ 1. Понятие о ступенном составе ладовой структуры и его свойствах
§ 2. Понятие о звукоряде. Два основных вида звукорядов
Глава XIII Диатонический звукоряд. Диатоника
§ 1. Определение и общая характеристика
§ 2. Формы диатонических звукорядов
Глава XIV Хроматический звукоряд. Хроматика
§ 1. Определение и общая характеристика
§ 2. Структура полного хроматического звукоряда. Хроматика первого и второго порядка
§ 3. Разомкнутость хроматического звукоряда
§ 4. Диатоническая и хроматическая координация ступеней. Диатоника второго порядка
§ 5. Альтерация. Внутритональная и модуляционная хроматика. Система обозначении хроматических ступеней
§ 6. Мелодическая природа хроматики
§ 7. Особые виды хроматических структур
§ 8. Общий взгляд на хроматику (выводы).
Глава XV Энгармонизм
§ 1. Определение и общая характеристика. Энгармонические замены и переключения
§ 2. Энгармонические модуляции
§ 3. Общее значение энгармонических переключении
§ 4. Энгармонизм и темперация

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ ЛАДОТОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦЕЛОГО
Глава XVI Родство тональностей
§ I. Основные проблемы ладотональной организации музыкального целого.
§ 2. Вопрос о родстве тональностей в теории музыки.
§ 3. Ладофункциональный критерий тонального родства.
§ 4, Дополнительные факторы тонального родства
§ 5. Принцип тонального родства и классификация тональностей
Глава XVII Модуляция
§ 1. Взаимодействие тенденций тональной замкнутости и модуляционное как основа формирования ладотональной организации
§ 2. Виды и формы модуляции
Глава XVIII Тональная структура музыкального целого
§ 1. Ладофункциональная основа тональной структуры.
§ 2. Ладофункциональная основа тональной структуры в соотнесении с общими контурами музыкальной формы.
§ 3. Фоническая основа тональной структуры
§ 4. Принцип тональной структуры музыкального целого
Глава XIX Терцовые ряды созвучий и тональностей
§ 1. Общее понятие о терцовых рядах созвучий и тональностей
§ 2. Диатонические терцовые ряды
§ 3. Хроматические терцовые ряды
§ 4. Виды хроматических терцовых рядов
Глава XX Секвенции
§ 1. Общие сведения. Положение секвенций в музыкальном целом
§ 2. Структура звена секвенции. Число звеньев н принцип их сочленения
§ 3. Общая классификация секвенций
§ 4. Внутритональные и модулирующие секвенции
§ 5. Секвенции с вертикальными перестановками голосов
§ 6. Свободные виды секвенций
§ 7. Консеквентные повторения

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТКАНЬ. ФАКТУРА
Глава XXI Музыкальная ткань и ее факторы
§ 1. Понятие о музыкальной ткани, ее факторах и системе их взаимодействия
§ 2. Координаты музыкальной ткани
§ 3. Фактура и ее функции в музыкальной ткани
Глава XXII Голосоведение
§ 1. Понятие о голосоведении. Две формы гармонической горизонтали
§ 2. Мелодическая линия. Плавное движение и скачки. Абсолютные и относительные виды плавного движения и скачка.
§ 3. Фактурные функции голосов музыкальной ткани.
§ 4. Виды совместного движения голосов
§ 5. Реальные и дублирующие голоса. Многоголосные мелодии
§ 6. Явные и скрытые голоса музыкальной ткани. Явное и скрытое
голосоведение. Строгое и свободное голосоведение
§ 7. Восходящие и нисходящие мелодические линии. Расходящиеся и сближающиеся ходы

Глава XXIII
Общие основы гармонического варьирования. Вертикально-подвижная гармония
§ 1. Понятие о гармоническом варьировании.
§ 2. Вертикально-подвижная гармония
§ 3. Показатели вертикально-подвижной гармонии в условиях диатоники
§ 4. Показатели вертикально-подвижной гармонии в условиях хроматики
§ 5. Вертикально-подвижная гармония в ее отношениях к вертикально-подвижному контрапункту. Горизонтально-подвижная гармонии