МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СССР В 20 - 30-е ГОДЫ
Книги, ноты, пособия по музыке
Революция, совершенная в октябре 1917 года в России, стала важнейшим событием
не только в развитии страны, но и во всей мировой истории. Как бы ни оценивать
смысл и последствия утверждения советской власти на шестой части земного
шара, трудно было бы отрицать, что это событие обозначило новый этап в
развитии современного мира. Очевидны те изменения, которые затронули все
стороны существования нашего общества - его политическое устройство, образ
жизни, государственные и общественные учреждения и институты, мировоззрение
и мироощущение людей. Несомненны и коренные изменения, какие претерпела
художественная культура народов Советского Союза, в том числе и музыкальная.
И в этой сфере сформировалась новая система учреждений и институтов, ответственных
за функционирование музыки в стране. Речь идет о музыкальном образовании
и воспитании, об исполнительстве - интерпретации классического наследия
и вновь создаваемых произведений, об условиях, при которых звучащая музыка
способна стать достоянием широкой аудитории.
Существенные преобразования охватили и собственно музыкальное искусство.
В нем, естественно, сказались общемировые процессы, нагляднее всего проявившиеся
в композиторском творчестве стран, следовавших европейской музыкальной
традиции. Но обшес движение развертывалось совершенно оригинальными путями
в отечественных условиях, его итогом стала советская музыка как особое
явление мировой музыкальной культуры. Понятие «советская музыка» неоднократно
меняло свое содержание: оно давно уже лишилось первоначально присущего
ему идеологического смысла, исходившего из антитезы «советское - антисоветское»,
и ныне обозначает, по сути дела, лишь музыкальное творчество, создавшееся
на территории Советского Союза как единой страны и даже единого географического
пространства. Советская музыка пережила периоды становления, развития
и завершения; грань последнего совпала с распадом унитарного сообщества
народов, прежней социалистической империи. Советская музыка как явление
отмечена чертами своеобразия, открывающе1хкя по многим линиям: в общности
исторического движения и более конкретно — в тематике творчества, в стилистических
тенденциях, в эволюции жанров, и их взаимодействии и даже в языковых средствах.
Процесс становления и развития профессиональной культуры нового типа в нашей стране принял сложные формы, с ним были сопряжены значительные трудности и противоречия. И все же невозможно отрицать, что на этом нуги удалось добиться определенных достижений, что даст возможность говорить о советской культуре как исторически сложившейся многонациональной общности. Речь идет о сложной, многоступенчатой системе, где можно обозначить, но крайней мере, три уровня: отдельную национальную культуру; культуру обширного региона, включающего группу наций; и, наконец, высшую ступень — культуру в масштабах всей страны. Следует выделить пять основных региональных объединений: Прибалтику (Эстония, Латвия, Литва); западный фланг Восточной Европы, включающий Украину, Белоруссию и Молдавию; Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан); Казахстан и республики Средней Азии (Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия); Российскую Федерацию, включающую помимо краев и областей также многочисленные автономные республики, которые группируются по обширным региональным объединениям: это Поволжье и Приуралье, Сибирь и Северный Кавказ. Ведущую роль в сложении этой многонациональной общности играла русская советская культура, не только развивавшаяся в ведших центрах Российской Федерации, но и оказавшая стимулирующее воздействие на становление и дальнейшее движение литературы и искусства многих народов СССР.
Неравномерность культурного развития народов явилась в определенной мере
плодом русификаторской политики царизма, политики, которую не разделяли
ни передовые деятели России, ни русский народ, испокон веков чуждый расовой
и национальной нетерпимости. Исторически сложились и определенные формы
межнационального общения народов обширной страны. Революция же открыла
новые возможности для взаимодействия и взаимообогащения их художественного
творчества, обмена духовными ценностями.
Сложность и противоречивость становления новой музыкальной культуры отчетливо
обозначились уже с первых лет после Октябрьской революции. Они были обусловлены
братоубийственной гражданской войной, спровоцированной большевистским
режимом. Ожесточенная классовая борьба в городе, а особенно в деревне
наложила неизгладимый отпечаток на развернувшееся в 20-е годы становление
нового государственного и общественного строя. Введение новой экономической
политики, интенсивная индустриализация страны — эти основополагающие мероприятия
осуществлялись в условиях нехватки жизненно необходимого, тяжких лишений,
вызванных голодом, хозяйственной разрухой. Не меньшими сложностями отмечен
исторический процесс и в 30-е годы. Установление сталинской диктатуры,
насильственная коллективизация деревни, массовые репрессии, затронувшие
судьбы миллионов неповинных людей,- все это происходило в условиях обострения
международной напряженности. Мир стоял перед новой войной - самой жестокой
и разрушительной в истории человечества. Все это не могло не отразиться
на духовном самосознании советского общества.
Отсвет грандиозных катаклизмов истории ощутим во всех делах и свершениях,
быть может, самого напряженного и богатого потрясениями столетия, которое
когда-либо переживало человечество. Драматизм истории сказаться и на движении
музыки в нашей стране, на жизненных судьбах се крупнейших деятелей; он
отразился и на содержании самого музыкального искусства, отмеченного явственными
приметами времени.
Что же хотела новая власть от деятелей культуры, какое искусство было
для нее приемлемым? Политика в сфере культуры, изложенная в официальных
декларациях лидеров большевизма, поначалу сводилась к одному - открыть
доступ народу к ценностям художественного творчества, сделать их достоянием
масс людей. Нужно признать, что художественная интеллигенция в основном
приняла эту установку, искренне поверив обещаниям власть имущих, и стремилась
поднять духовную культуру народа до уровня высокого искусства.
Принято ссылаться на мысли В. И. Ленина о роли искусства в социалистическом обществе, где наиболее важной представляется идея о необходимости овладеть всеми завоеваниями прежнего художественного творчества, которые ранее были достоянием лишь «верхних десяти тысяч». Но и в высказываниях вождя революции, и в суждениях об искусстве ее активных деятелей мы найдем немало иных директив, по сути дела отрицающих роль национальных традиций как отживших и несущих на себе печать буржуазно-дворянской идеологии. Литература, равно как и другие виды искусства, должна была быть поставлена на службу партии и пропаганды коммунистической идеологии. Что же касается деятелей художественного творчества, выдвинувшихся в старой России, то вожди большевизма и их сторонники придерживались по отношению к ним двойственной позиции, своего рода политики «кнута и пряника». Они притворно заигрывали с крупными мастерами, дабы привлечь их на свою сторону, и в то же время не скупились на репрессивные меры по отношению к «неисправимым». Можно напомнить о позорном факте — принудительной высылке за границу выдающихся русских философов и религиозных деятелей, осуществленной в начале 20-х годов. Резко критическое отношение к накоплениям мирового художественного творчества возобладало в деятельности представителей так называемой «пролетарской культуры», и оно определило негативные оценки лучших произведений классиков прошлого и крупнейших мастеров музыки современной.
Практика «отлучения» великих творений музыки прошлого и настоящего от участия в культурной жизни страны шла вразрез со здравым смыслом, который порой проявляли вожди революции. «Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм, — писал Ленин в работе «Успехи и трудности Советской власти».- Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем». Следует признать, что уже с первых шагов культурного строительства в нашей стране не удалось избежать упрощенных толкований многих выдающихся явлений искусства, к которым иной раз легко и бездумно приклеивался ярлык классово чуждого творчества. И все же живая деятельность мастеров культуры, в том числе и культуры музыкальной, преодолевала односторонние взгляды, опрокидывала ошибочные суждения, отмеченные категоричностью и нетерпимостью, бывшими данью тому нелегкому и суровому времени.