История современной отечественной музыки
Выпуск 1

МАССОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

Музыкальная литература



Книги, ноты, пособия по музыке

 

 

Массовая песня

1 2 3 4

 

 

В песенном творчестве союзных и некоторых автономных республик РСФСР развернулись в 20-е годы примерно те же процессы, что и в России. Конечно, эти процессы в большой мере определялись уровнем развития профессионального композиторского творчества и национальными особенностями. Общим для всех были широкая пропаганда народной песни и внедрение ее в жанры профессиональной музыки малых и больших форм, создание хоровых коллективов — исполнителей народной и современной песни (Государственная хоровая капелла «Думка», образованная в 1920 году на Украине, Государственная хоровая капелла Белорусской ССР, ряд хоровых коллективов Грузии и т. д.).
Как и в России, в других национальных республиках в это время распространение получают революционные песни — «Интернационал», «Марсельеза», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу». Они звучат в переводе на национальные языки или даже с новым текстом, написанным местными поэтами. Делались и обработки революционных песен.

В новых народных песнях использовались мелодии крестьянского и городского фольклора, которые приобретали современный облик за счет активизации ритма, внедрения интонаций революционной песни. Популярными из них стали на Украине «Песни о героях Триполья» на мелодию старой повстанческой песни, в Белоруссии — народные песни «Чаму ж мне не пец» и «Яблочко» с новыми текстами. В Литве на мотивы популярных народных мелодий рабочие пели «Песню о Ленине» и другие песни с революционным содержанием. В Казахстане бытовали песни «Восстание», «Переворот», «Молодежь, стремись вперед». Здесь, как и в республиках Средней Азии, первыми создателями советской песни стали народные певцы — акыны, которые, используя веками сложившиеся традиционные формы фольклора, наполняли их новым содержанием. Широко известны имена киргизского акына Токтогула Сатылганова и его песни «Советская власть, живи!», «Песня о Ленине» (1918), казахских акынов Джамбула Джабаева и Кенена Азарбаева — автора песни «Октябрь» (1919). Позднее творчество киргизского акына продолжили Алымкул Усенбаев, Калык Акиев, Коргол Дасиев, Тоголок Молдо (Баймбет Абдурахманов) — автор многих лирических песен.
Свою лепту в создание новых песен внесли также певцы Башкирии — Фаррах Давлетшин и Сайт Исмагилов, Кабарды — Б. Пачев, Балкарии — К. Мечиев.

В первые годы после революции в республиках появились песни с новым интонационным строем, ориентированным на пролетарские песни. Таковы, например, украинские — походная краснофлотская
«Еще солнце не вставало», «Гей вы, хлопцы-партизаны», латышские — «Рабочий дворец», «На баррикадах», «Песня кузнецов», «Гимн рабочих» — все четыре композитора Я. Озолиня, «Песня каторжан» Я. Залитиса. Революционные песни служили образцом и для узбекского поэта, композитора Хамзы, известного своими песнями «Да здравствуют Советы», «Проснитесь рабочие».
По окончании гражданской войны песня продолжает оставаться одним из ведущих жанров в республиках страны. В ней появляются новые темы: труд, строительство новой жизни (украинские песни «Час вперед идти», «Год за годом», молдавская «Труд», казахская «Народы страны», узбекская «Кари-Наво»). Актуальной темой на Востоке была тема раскрепощения женщины (узбекская песня «Фабрика», казахские «Равноправие», «Женщинам», «Встань, встряхнись»). Много пели и лирических песен; таковы, например, таджикские песни на стихи известного поэта А. Лахути «Идол мой прекрасный», «Если ты не знаешь, то узнай», «Мое сердце»; песни на тексты якутского поэта А. Сафронова «Пока мы молоды», «Как белые снегирики».

Рядом с народной песней стали появляться и оригинальные, созданные профессиональными композиторами. На Украине к жанру песни обращались К. Богуславский («Двенадцать косарей», «Красноармейский марш», «Слава свободе», «Юношеский марш»), Ф. Козицкий («Песня коллектива»), М. Вериковский, Г. Веревка, В. Верховинец и другие. В Белоруссии плодотворно работает старейший композитор и собиратель фольклора Н. Чуркин, написавший много хороших песен. Среди них «Падает молот тяжелый», «Первомайский марш», «Пойте, пролетарские струны». В Армении автором ряда сборников, в том числе и собраний детских песен, является Р. Меликян («Пионерские песни», «Красноармейские песни», «Песни новых дней»). К этому жанру обращаются также А. Тер-Гевондян, М. Мирзоян, Д. Казарян. В Азербайджане песни создает широко известный своими оперными произведениями У. Гаджибеков («Красноармейский марш», «Кавалерийский марш», «Комсомолка», «Мазут») и М. Магомаев («Нефть»), где преобладает тема борьбы и труда. Пишет Гаджибеков и лирические песни («На колхозных полях», «Весна», «Поле»). В Грузии получают большое распространение хоровые песни, написанные в традициях народного многоголосия.
В республиках Средней Азии в жанре песни тоже работают первые профессиональные композиторы. В 20-е годы начинается творческий путь композитора и певца Киргизии Абдыласа Малды-баева. Его первая песня «Акинай» (1922), как и последующие («Ленин», «Прощанье на заре», «Красное знамя», «Печаль прежнего чабана»), ярко национальны и вместе с тем несут в себе черты нового времени. Много работают в песенном жанре композиторы С. Сайдашев (Татария), Ф. Павлов (Чувашия), И. Палантай и Я. Эшпай (Марийская АССР), В. Савин (Коми АССР), Ф. Корнилов (Якутия), К. Раутио (Карелия), Г. Гасанов (Дагестан). Все они известны как собиратели фольклора и авторы его обработок, а также создатели новых несен. В некоторых же республиках, где еще не было своих профессиональных композиторов, первые песни написаны русскими авторами; например, в сборник «Песни туркменских школьников» вошли сочинения А. Давиденко, Н. Чемберджи, В. Белого, 3.Левиной, 3. Компанейца. Другие их произведения были изданы в Москве, среди них «Песня бахши» М. Коваля (слова туркменского поэта Берды Кербабаева, русский перевод Г. Веселкова).

Второй период в развитии массовой песни союзных и автономных республик также наступает в начале 30-х годов. При этом новые качественные черты, наблюдающиеся в творчестве русских авторов, и здесь заметно дают о себе знать. Композиторы Украины, Белоруссии, Молдавии, Закавказья, посвятившие себя жанру массовой песни, ориентируясь частично на творчество Дунаевского, Захарова и других русских композиторов, расширяют тематику песен, разнообразнее отражая современную действительность, обогащают выразительные средства, объединяя признаки разных жанров песни — старинной народной, городской, солдатской, революционной, внося новые мелодические и ритмические обороты. Суровая ритмика походного марша уступает место большей мягкости, напевности. Рождаются песни-воспоминания о героях гражданской войны («Памяти красных героев» Л. Ревуцкого — Я. Гримайло, «Песня про Якира» Ф. Козицкого — В. Сосюры, «Чапаевская» К. Богуславского — П. Зимнего и другие), оборонные («На границе» К. Богуславского Л. Усенко, «Песня подводников» В. Косенко — В. борового и его же «Курсантская песня» на слова И. Атурова, «Донская казачья» Я. Левина—А. Угарова), патриотические («Родина» Л. Ревуцкого — В. Сосюры, «Кто сказал, что умер Ленин» Н. Чуркина — А. Акопяна, «Цветет Молдавия» В. Полякова— Л. Корняну, «Песня о Родине» Ниязи), бытовые («Я колхозница» П. Чуркина Я. Купали, «Марш колхозников» Д. Гершфельда — М. Полубок, «Школьная песня» К. Богуславского — В. Бычко), лирические и шуточные («Бывайте здоровы» И. Любана — А. Русака, «Дева гор» на слова М. Лернуни, «Песня крестьянки» на слова В. Агасяна композитора М. Мирзояна), песни об интернациональной дружбе («Как вставало солнце в зеленой дубраве» Г. Веревки — М. Исаковского).

Черты национального своеобразия особенно отличали песни композиторов Средней Азии и Казахстана. В них в это время наряду с новыми народными, где речь шла о современном быте, колхозном движении, о судьбе женщины Востока, появилось много профессиональных массовых песен. Популярными стали «Красноармейская песня» и «Казахский вальс» Л. Хамиди, «Товарищи» Р. Еле-баева, «Да здравствует» М. Ержанова, «Песня о конституции» Е. Брусиловского, «Москва» и «Ласточка» А. Жубанова. Они положили начало жанрам лирической и торжественной гимнической песни в казахской профессиональной музыке. Аналогичные явления возникли и в песенном творчестве композиторов Средней Азии.
Процесс развития профессиональной массовой песни был характерен и для автономных республик РСФСР. В некоторых из них профессиональное искусство только зарождалось и во многом определялось помощью русских и украинских композиторов. Речь прежде всего идет о Северном Кавказе. Например, в Кабарде наряду с народными певцами-сказителями (И. Кажаровым, А. Хавпачевым) работает А. Авраамов — собиратель народных песен и создатель своих оригинальных («Трудовая песня» и «Колыбельная» на слова А. Шогенцукова, «Песня стахановцев» на слова А. Кешокова). В других республиках происходит дальнейший процесс эволюции песни, обогащения песенного творчества новыми композиторскими сочинениями. Тематика их массовых песен многообразно отражала современность. Лирическая напевность и мелодическая выразительность сочетались с активными ритмами. На многих песнях лежит печать национального своеобразия, что делает их популярными. Наибольшей известностью пользовались песни композиторов К. Раутио, Р. Пергамента, Л. Иоусинена (Карелия), М. Музафарова, Д. Файзи, 3. Хабибуллина, Ф. Яруллина, С. Сайдашева, А. Ключарова (Татария), М. Валеева, К. Рахимова, 3. Исмагилова, X. Ахметова, Т. Каримова, Р. Муртазина (Башкирия), С. Максимова, Г. Лискова, А. Тогаева, Ф. Лукина, Г. Хирбю, Г. Воробьева (Чувашия), Я. Эшпая, К. Смирнова, А. Искандарова (Марийская АССР), Л. Кирю-кова (Мордовская АССР), В. Савина (Коми АССР) и других.

Таким образом, советская песня 30-х годов приобретает значение подлинно массового музыкального жанра. В это время окончательно складывается ее стиль, родившийся в синтезе традиций старой народной песни с ярко проявившимися чертами нового. Чаще всего это песни-марши с распетой мелодией, четко акцентированной ритмикой, квадратными структурами, двухчастными формами куплетов, в которых заметно выделяется припев. В отношении песен 30-х годов можно сказать, что в них есть и пафос ораторской речи, и волевая ритмика марша, и эмоциональная непосредственность народной песни.
С расцветом песни происходит интенсивное развитие хорового исполнительства — самодеятельного и профессионального. Большую известность приобретает под руководством В. Захарова Русский народный хор имени М. Е. Пятницкого. С триумфом проходят выступления Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии во главе с А. Александровым (к середине 30-х годов он насчитывал уже более двухсот участников). Ансамбль завоевал популярность не только в своей стране, но и за рубежом. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже он получил Grand Prix (Большую золотую медаль), покорив взыскательную парижскую публику удивительной музыкальностью своего исполнения песен и хоровых фрагментов классического репертуара. По его образцу в стране возникает множество армейских ансамблей, несущих музыкальную культуру в самую гущу народных масс.
Пропагандой советской песни занимаются и эстрадные ансамбли. Первым на этот путь вступил прославленный коллектив под управлением Л. Утесова, при участии которого в жизнь вошли прекрасные образцы жанра, созданные И. Дунаевским, М. Блантером, Л. Книппером, В. Соловьевым-Седым, Т. Хренниковым и другими авторами. Свою роль сыграли песенные конкурсы, объявленные как ЦК ВЛКСМ, так и Союзом композиторов СССР.
Наряду с лучшими творениями симфонического, оперного, балетного и камерного видов искусства песня утвердила себя как образец самобытного, современного профессионального жанра.

1 2 3 4