История современной отечественной музыки
Выпуск 1

МАССОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

Музыкальная литература

Книги, ноты, пособия по музыке

 

 

Музыка для оркестров народных инструментов

1 2

 

По примеру российских коллективов начинают появляться профессиональные и самодеятельные инструментальные ансамбли и в других советских республиках. По своему значению они во многом были аналогичны русским оркестрам, поскольку способствовали приобщению музыкальному искусству широких народных масс. Национальные инструменты выходили из сферы народного музицирования на профессиональную эстраду и становились мощным средством пропаганды народного творчества. На концертах впервые зазвучали казахская домбр» кавказская кеманча, белорусские цимбалы, молдавский флуер. Для республик некоторых регионов (например, для Средней Азии) коллектив) музицирование оказалось новым, ранее нехарактерным явлением, так как здесь прочно закрепились традиции индивидуального сольного исполнительства. На Украине и в Белоруссии народно-инструментальные оркестры были известны еще до революции, причем в первую очередь, это были домровые или домрово-балалаечные оркестры, возникшие по образцу Великорусского оркестра Андреева; они опередили появление коллективов, созданных из собственных усовершенствованных народ»! инструментов, и во многом подготовили их возникновение.

Особенно популярными были оркестры народных инструментов на Украине. Здесь едва ли не в каждом крупном селе, не говоря уже о городах, существовали самодеятельные и профессиональные коллективы, среди которых наиболее известными были созданный до революции Харьковский и появившийся в 20-е годы Николаевский оркестры.

На протяжении 20-х годов возрождается искусство кобзарей, которое теперь приобретает профессиональные, коллективные формы. Развитие этого искусства приводит в 30-е годы к широкому распространению капелл бандуристов, которые стали первыми на Украине оркестрами, составленными из усовершенствованных инструментов. Одним из высокохуложественных коллективов становится Государственная капелла бандуристов, возникшая в 1935 году в результате слияния созданной еще в 1918 году Украинской художественной капеллы кобзарей и Полтавской капеллы бандуристов.
В Белоруссии первые цимбалисты-профессионалы появились в 20-е годы. Благодаря возникновению в конце десятилетия оркестровых цимбал стало возможным создание Белорусского ансамбли народных инструментов, преобразованного в 1937 году в Государственный оркестр белорусских народных инструментов. Первые оригинальные сочинения были написаны в начале 30-х годов. Они пополнили малочисленный репертуар оркестра, состоявший в основном из обработок народных песен.
В 30-е годы появляются первые самодеятельные и профессиональные коллективы в Молдавии. Ведущее значение принадлежало Ансамблю народной музыки при Радиокомитете.

Советский период в развитии художественного творчества республик Средней Азии и Закавказья характеризуется в это время бурным расцветом самодеятельности. Примечательно, что и в Средней Азии широкое распространение получают как оркестры национальных инструментов, так и коллективы русского состава — оркестры балалаек и баянов. Влияние русскою народно-оркестрового исполнительства особенно заметно в Узбекистане. Существовавшие в республике коллективы русских народных инструментов несли в ее искусство специфику многоголосной культуры, в то время как национальные ансамбли долгое время оставались в рамках монодийного исполнительства, играя народные мелодии и инструментальные пьесы в унисон,— в этом продолжала проявляться традиция сольного музицирования народных инструменталистов. Русские оркестры не только знакомили слушателей с народной песней, но и представляли отечественную и зарубежную классику, выполняя достойную просветительскую миссию, разрушая старую национальную замкнутость и обособленность. Все это стимулировало развитие и пристальное изучение местного инструментария, который постепенно совершенствовался. Активно шел процесс преобразования натуральных инструментов в темперированные.
В 1938 году в Узбекистане А. И. Петросянц сформировал Государственный оркестр узбекских народных инструментов, который целиком состоял из усовершенствованных национальных образцов. При содействии этого музыканта была открыта лаборатория по усовершенствованию народных инструментов.
На основе национальных инструментов по инициативе А. К. Жубанова создается и Казахский государственный оркестр (1934), что позволило ему исполнять наряду с обработками народных песен сочинения советских авторов и переложения русской и зарубежной классики.
Концертные инструменты вошли в состав так называемого Восточного симфонического оркестра Армении, который был организован в Ереване в 1926 году по инициативе В. Г. Буни. Его основу составляли усовершенствованные сазы, тары, каноны, уды.

Постепенно коллективное народно-инструментальное творчество приобретало в республиках большое общественное и художественное значение, чему во многом способствовала деятельность ведущих местных музыкантов. Так, в Азербайджане по инициативе У. Гаджибекова в 20-е годы в учебных заведениях открылись классы игр на народных инструментах. Таким образом, начальное музыкальное образование в республиках становилось более доступным и развивались на основе национальных традиций. При непосредственно участии Гаджибекова в 1932 году в Баку начал свою концертную деятельность Оркестр азербайджанских народных инструментов.
В 30-е годы оркестры народных инструментов становятся явлением интернациональным, что свидетельствует о благотворно взаимодействии музыкальных культур разных республик

1 2

.