История русской музыки - исследование отечественной музыкальной классики

Российский институт искусствознания министерства культуры и туризма Российской федерации

История русской музыки в 10-ти (десяти) томах
для музыкантов, специалистов смежных видов искусств, эстетиков, культурологов
Работа написана с новых позиций исторической науки о музыке

для информации
только описание

 

 

Книги учебники по истории музыки
История русской музыки
Том первый
Древняя Русь XI-XVII века
Автор тома Ю.В. Келдыш
“Музыка”, 1983г.

содержание:

 

 

 

 учебное пособие
История русской музыки
Том второй
XVIII век
Часть первая
Авторы тома: Ю.В. Келдыш и О.В. Левашева
“Музыка”, 1984г.

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ (О. Е. Левашева)
В развитии современной искусствоведческой науки исследование русского художественного наследия XVIII века составляет одну из самых важных и неотложных задач.
Это был век активной перестройки общественного сознания, формирования национальных школ в русском искусстве. Огромные сдвиги в области идеологии и культуры, утрата политического господства церкви и укрепление нового светского мировоззрения, рост русского государства и его прочное утверждение в европейской международной системе вызвали к жизни мощный приток творческих сил. Освобожденное от суровых норм средневекового религиозного аскетизма, русское искусство смело вошло в строй общеевропейской культуры и сразу же заявило о себе как о своеобразном и самобытном явлении, берущем свои истоки и жизни народа. Формируется русская литература нового времени, закладываются основы нового литературного языка. Образный строй русской действительности, психологический склад русского человека впервые получают глубокое воплощение в живописи, в творениях русских художников. На протяжении всего века активно развивается богатейшее искусство русских зодчих, достигшее вершин в период архитектурного классицизма; «из тьмы лесов, из топи блат» рождается молодая столица государства Российского — град Петра. И наконец, в последней трети века впервые проявляет себя национальная композиторская школа — В опере, в монументальной хоровой музыке и в камерных жанрах... далее читайте в книге...

 

учебник
История русской музыки
Том третий

XVIII век
Часть вторая
Авторы тома: Б.В. Доброхотов, Ю.В. Келдыш, А.В. Лебедева, Е.М. Левашев, О.В. Левашева, А.В. Полехин, А.М. Соколова
“Музыка”, 1985г.

содержание:

 

 

 

История русской музыки
Том четвертый

1800-1825
Авторы тома: Л.М. Бутир, Ю.В. Келдыш, Т.В. Корженьянц, Е.М. Левашев, О.В. Левашева, Л.А. Орлова, А.М. Соколова
“Музыка”, 1986г.

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ (Ю. В. Келдыш)
Первая четверть XIX века была для России порой глубоких перемен и потрясений, затронувших все стороны ее общественной жизни и культуры. После мрачных годов царствования Павла I вступление на престол его наследника Александра I, казалось, сулило светлые перспективы. Новый император, говоривший о себе, что он «родился и умрет республиканцем», не скупился на обещания реформ. И на самом деле, первые годы его царствования характеризовались известной либерализацией. Но осуществленные в этот период или только намеченные реформы не затрагивали коренных вопросов российской действительности. Поэтому надежды на смягчение самодержавно-крепостнического гнета очень скоро сменились разочарованием и недовольством.

 

История русской музыки
Том пятый

1826-1850
Авторы тома: Ю.В. Келдыш, Т.В. Корженьянц, Е.М. Левашев, О.В. Левашева, Н.А. Листова, А.М. Соколова
“Музыка”, 1988г.

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ (Ю. В. Келдыш)
Великие завоевания русской художественной культуры в после-декабристскую эпоху, отмеченную именами зрелого Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Глинки и Даргомыжского, Брюллова и Александра Иванова, Щепкина и Мочалова, были достигнуты в борьбе с жесточайшим политическим и духовным гнетом, тяготевшим над страной на протяжении трех мрачных десятилетий царствования Николая I. Учинив беспощадную расправу над участниками восстания 24 декабря 1825 года, царь торжественно изрек: «Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни». И если не в его силах было повернуть закономерный ход исторического развития, то он сделал все от него зависящее, чтобы задержать прогрессивные процессы, происходившие в социально-экономической и идеологической сфере. Малейшие проблески самостоятельной, независимой мысли сурово преследовались и подавлялись. Новый цензурный устав 1826 года, прозванный «чугунным», учреждал строжайший контроль над печатным словом. За исключением нескольких газет и журналов, издававшихся самим правительством или служивших верным рупором его мнений, на страницах печати было запрещено касаться вопросов общественно-политической жизни. Созданное тогда же III отделение «собственной его императорского величества канцелярии» во главе с ярым реакционером и ненавистником передовой русской культуры Бенкендорфом бдительно наблюдало за всем, что происходило только в общественных местах, но и за стенами частных жилищ. В учебных заведениях был установлен казарменный режим, основанный на принципе «не рассуждай, а подчиняйся», многие прогрессивно мыслящие профессора и преподаватели отстранялись от работы и заменялись преданными самодержавию чиновниками от науки.

 

История русской музыки
Том шестой

50-60-е годы XIX века
Авторы тома: Ю.В. Келдыш, Л.З. Корабельникова, Е.М. Левашев, В.Н. Романова
“Музыка”, 1989г.

содержание:

 

 

 

музыкальное издание
История русской музыки
Том седьмой

70-80-е года XIX века
Часть первая
Авторы тома: Ю.В. Келдыш, Л.З. Корабельникова, Т.В. Корженьянц, Е.М. Левашев, М.Д. Сабинина
“Музыка”, 1994г.

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ (Д 3. Корабельникова)
Седьмой и восьмой тома "Истории русской музыки" посвящены музыкальной культуре России 1870 - 1880-х годов. Эти два десятилетия знаменуют новый, небывалый ранее расцвет всех ее областей – композиторского творчества, исполнительства, науки и
критики, образования. Никогда еще в отечественной музыке не возникало на протяжении столь недолгого времени такого богатства и разнообразия во всех жанрах и сферах. Национальная музыкальная школа достигает полной зрелости. Именно этот неуклонный подъем творчества позволяет рассматривать указанные десятилетия в рамках одного периода.

 

История русской музыки
Том восьмой

70-80-е года XIX века
Часть вторая
Авторы тома: Ю.В. Келдыш, Л.З. Корабельникова, О.Е. Левашева, М.П. Рахманова, А.М. Соколова
“Музыка”, 1994г.

Содержание:

 

 

 

История русской музыки
История русской музыки
Том девятый

Конец XIX – начало XX века.
Часть вторая
Авторы тома: Ю.В. Келдыш, М.П. Рахманова, Л.З. Корабельникова, А.М. Соколова
“Музыка”, 1994г.

содержание:

 

Настоящий том "История русской музыки" является первым из числа завершающих томов, посвященных отечественному музыкальному искусству конца XIX — начала XX века. Вступительная глава "Русская музыка на рубеже XIX и XX веков и служит введением ко всему данному периоду. Группа монографических глав посвящена композиторам, в основном сформировавшимся в 80-х и 90-х годах XIX века: Танеев, Глазунов, Лядов. Композиторы меньшего значения (Аренский, Ипполитов-Иванов, Ляпунов, Калинников) объединены под общим заголовком "Композиторы Петербургской и Московской школ".

 

Том 10а
История русской музыки
1890-1917 годы

Авторы тома: Ю.В. Келдыш, Т.Н. Левая, М.П. Рахманова, С.Г. Зверева, А.А. Баева, А.М. Соколова, М.Е. Тараканов
“Музыка”, 1997г.

содержание:

 

Тома 10А и 10Б в хронологическом отношении являются продолжением предыдущего тома 9 и охватывают период с 1890-х годов по 1917-й. В данный том входят монографические главы, посвященные А. Н. Скрябину, С. В. Рахманинову, Н. К. Метнеру, А. Т. Гречанинову, А. Д. Кастальскому, И. Ф. Стравинскому, Н. Я. Мясковскому, С. С. Прокофьеву. Глава "Между традицией и модерном" характеризует творчество ряда других композиторов, отразивших важные тенденции развития музыки.

В томе 10Б будут охарактеризованы музыкальная наука, музыкальная критика, музыкальный театр, концертная жизнь и музыкальное образование, а также, как и в предыдущих томах, помещены хронологические таблицы указанного периода. Кроме того, отдельная глава посвящается развитию хоровой культуры, главным образом Новому направлению в русской духовной музыке, связанному с Московским синодальным училищем церковного пения (композиторское творчество, исполнительство и педагогика).
Авторский коллектив предполагает подготовить дополнительный том 11, где, с одной стороны, будут подведены итоги многотомного исследования, а с другой, углублены некоторые аспекты рассмотрения музыкальной культуры России; речь пойдет также о судьбах русской музыки и русских композиторов в нашей стране и за рубежом после 1917 года.