История современной отечественной музыки - М. Тараканов, Е. Долинская

Учебники, история, пособия



В учебнике освещается история музыкальной культуры нашей страны в период Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия, рассматриваются основные жанры музыкального творчества, по-новому раскрываются проблемы развития музыки этих лет. Для студентов консерваторий.

 

 

История современной отечественной музыки
выпуск 1
1917 - 1941
под редекцией М.Е. Тараканова
“Музыка”, 2005г.
для информации
только описание

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Создание учебника по истории отечественной музыки XX столетия — Одна из труднейших задач нашей музыкальной науки. Теперь она выполнена: с 1995-го по 2001 год издательство «Музыка» выпустило в свет трехтомное Издание «История современной отечественной музыки» общим объемом более 100 печатных листов, которое быстро нашло своего читателя и уже стало библиографической редкостью.
Коллектив авторов (преобладающий состав в котором - профессора Московской консерватории) предпринял сложную попытку дать объективное и непредвзятое освещение музыкально-исторического процесса в отечественной культуре XX столетия. Сложности, вставшие перед музыковедами, были различного свойства. Одна из самых существенных продиктована тем, что Начало работы над трехтомником происходило в одной стране (в рамках бывшего СССР), а се окончание в иной и уже на стыке XX и XXI веков.
Другая трудность проистекала из-за сравнительной близости во времени Событий, которые еще не успели полностью «отстояться», а потому отбор наиболее жизнеспособного и значительного представлял собой весьма непростой и кропотливый процесс. Не следует забывать, что жизнь отечественной культуры, в том числе музыкальной, в XX столетии реально была много богаче и разнообразней, чем она представала в свете тенденциозного подхода к Истории художественного творчества в СССР. Теперь, когда XX столетие завершилось и может быть рассмотрено комплексно и с большей объективностью, появилась возможность проявить многие «белые пятна», возвратить анналы истории имена и творчество выдающихся мастеров, ранее замалчивавшихся или получивших необоснованное критическое освещение.

Нужно также учесть, что пересмотр многих опенок и установок советского периода отнюдь не означает, что может быть поставлено под сомнение величайшее художественное значение признанных шедевров крупнейших отечественных мастеров завершившегося столетия — Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Свиридова творчество которых совпадает с хронологическими рамками феномена «искусство СССР». Как известно, музыка в нашей стране интенсивно развивалась вопреки давлению конъюнктуры, вопреки некомпетентному вмешательству в творческий процесс. Авторы коллективного труда видели своей задачей объективное освещение истории отечественной музыки минувший иск во всей ее многосложности и внутренних противоречиях
Русскую музыку XX столетия справедливо называют «расколотым единством», имея в виду тот факт, что вклад в нее внесли многие мастера, оказавшиеся по разным причинам в эмиграции (в их числе, например, С. Рахманинов. С. Прокофьев. Н. Метнер, И. Стравинский. А Турье. И. Вышнеградский, Н. Обухов, А. Черепнин) Однако в какой бы географической точке не разворачивалось их творчество, оно неизменно принадлежало русской культуре, с которой они были связаны корневой системой. Само же «собирание Камней» русской музыки началось. по сути, лишь в последней трети XX века
Процесс этот только набирает силу, что и получило соответствующее отражение в материалах учебника.

Первый выпуск (1917—1941) создавался и середине 1980-х годов. Его хронология предопределилась датами, установленными в советский период. К печати книга подготовлена в 1988—1989 годах и издана лишь в 1995 году. Естественно, она не вполне отразила ту переоценку исторического процесса в нашей стране, которая сложилась в свете позднейших событий.
Сказанное относится прежде всего к одному из ярчайших феноменов отечественной культуры — многоликому Серебряному веку, названному- Н. Бердяевым Русским культурным Ренессансом (конец XIX — начало XX столетия). Художественным открытиям Серебряного века исторически выпала миссия во многом предопределить пути развития последующего XX столетия. Рассмотрение же наследия эпохи Серебряного века, отстоящей от нас лишь на столетие, было бы невозможным без осмысления документальных и архивных материалов, книжных и журнальных публикаций, мемуаров и воспоминаний крупнейших деятелей культуры. Вместе с тем новые данные о названном этапе долгое время замалчивались и пришли к читателю уже за хронологической чертой периода работы над первым выпуском «Истории современной отечественной музыки». Именно проблематике первых десятилетий XX века посвящены разделы в книгах «Русская музыка и XX век» под редакцией М. Арановского (М, 1997), статьи Ю. Келдыша в «Истории русской музыки» (вып. 9, 10а, М, 1994, 1997). Многообразие культурной жизни России названного периода стало темой работы Т. Левой «Русская музыка конца XIX — начала XX века в художественном контексте эпохи» (М, 1991).
Картина же социальной жизни и мира культуры в России начала XX столетия характеризовалась особенно острым столкновением уходящего и нарождающегося. В антиномии индивидуалистичное и соборности, романтизма и антиромантизма, модерна и авангарда отразился процесс прогрессирующей эмансипации искусств. Вместе с тем временная сближенность тяжелейших социальных потрясений, таких, как Первая мировая война, революции 1905 и 1917 годов, редко когда выпадает на долю исторических периодов, объемлющих всего полтора десятилетия.

При переиздании трилогии авторы первого выпуска «Истории современной отечественной музыки» встали перед проблемой, разрешение которой оказалось делом не простым и тем более не механическим. Возникло, естественно, первоначальное желание компенсировать вводным очерком «пропущенные» по вышеизложенным обстоятельствам первые семнадцать лет в жизни русской культуры завершившегося столетия. Однако подобная акция себя не оправдала, ибо приходила в известное противоречие с характером и стилем изложения последующего материала в томе. Кроме того, в самом учебном процессе укоренилось рассмотрение периода 1890—1910-х годов в корпусе классического этапа истории русской музыки.
Второе издание трилогии «История современной отечественной музыки» оставляет без изменения все материалы данного пособия как первоначального опыта обобщения путей и перепутий русской музыки XX века.
Е. Б. Долинская

 

учебник

История современной отечественной музыки
выпуск 2
1941 - 1958
под редекцией М.Е. Тараканова
“Музыка”, 1999г.
для информации

Содержание:

 

Предисловие

Второй выпуск учебника "История современной отечественной музыки" создавался в то время, когда во всех сферах духовной культуры нашей страны развернулись бурные процессы переоценки ценностей, пересмотра установок и норм, казавшихся незыблемыми. Особенно это касается того поистине трагического для судеб страны периода, который она пережила под господством сталинской диктатуры. Естественно, это не могло не коснуться и настоящего учебника — существенные изменения ранее сложившихся мнений, а также оценок музыкально-исторического процесса, развернувшегося в 40-е и 50-е годы, очевидны для непредвзято настроенного читателя.
Авторский коллектив считает необходимым, однако, подчеркнуть, что любой пересмотр и переоценка не меняют главного критерия — высшей объективности в подходе к освещению истории музыки и музыкальной культуры, ибо равно неприемлемыми являются как декларативное восхваление в духе обанкротившейся идеи поступательного восхождения "от победы к победе", так и яростное ниспровержение тех богов, которым поклонялись ранее. Истинная история должна представать в научных трудах и учебной литературе именно так, как она действительно свершалась. Что же касается музыки, то ее движение следует освещать как естественный процесс, где есть свои взлеты и падения, глубокие прозрения и покорное подчинение порой непредсказуемым и абсурдным поворотам конъюнктуры.

Для авторов настоящего труда одно является несомненным — период 40 — 50-х годов связан с появлением шедевров непреходящего значения, с расцветом творчества корифеев отечественной музыки — Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна. Их великие творения, подвергшиеся массированной атаке в столь памятном для многих 1948 году, являются теми бесспорными ценностями, которые никакому "пересмотру" не подлежат.
Во втором выпуске сохранен принцип изложения материала по жанрам музыкального творчества. Том предваряется общим обзором, далее следуют главы, посвященные массовым жанрам музыки (песня, вокальная и инструментальная музыка популярных жанров, музыка для духовых оркестров, музыка для оркестров народных инструментов); затем идет раздел, в котором рассматриваются концертно-филармонические жанры (симфоническая музыка, камерно-инструментальная и камерная вокальная, кантата и оратория, хоровое творчество); книгу завершают главы, посвященные музыкальному театру и музыке кино (опера, балет, оперетта, музыка кино).
Авторский коллектив выражает глубокую благодарность рецензенту тома — кандидату искусствоведения, заведующей кафедрой истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных Т. Ю. Масловской.

 

учебник

История современной отечественной музыки
выпуск 3
1960 - 1990
редактор-составитель Е.Б. Долинская
“Музыка”, 2001г.
для информации

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
Русская музыка последних десятилетий XX столетия представляет собой одну из самых объемных и наименее разработанных сфер курса истории современной отечественной музыки. Сам период насыщен важнейшей проблематикой (идейной, общеэстетической, музыкально-стилевой), с которой связаны индивидуальный художественный вклад композиторов и проблемы всей русской и мировой музыкальной культуры завершившегося века.
Панорама отечественной музыки 60—90-х годов пестра, многолика и складывается из многих составляющих, находящихся друг с другом подчас в непростых взаимоотношениях. В силу этого изучение содержательных и стилевых ракурсов, жанровой системы современной музыкальной культуры представляется задачей весьма сложной. Сложность усугубляется и тем, что многие принципиально существенные явления искусства XX столетия возникали достаточно стремительно. Происходят они и сегодня, а потому мы являемся свидетелями открытых, незавершенных процессов, и их возможные результаты видятся лишь гипотетически.
Как показывает всемирная история искусств, творческие поиски любой переломной эпохи (а изучаемый период как раз таковым и является) объективируются в сознании современников как этапы активного, а порой и непримиримого «выяснения отношений» нового и прежнего, устоявшегося. Рассматриваемые десятилетия не были здесь исключением. И все же сегодня очевидно, что базисным явлением для поставангардной культуры оказалось не противостояние народившегося и традиционного, а их «мирное сосуществование».

Хронологические рамки изучаемого периода как последней трети XX века определены с известной долей условности. С одной стороны, постоянно возникает необходимость включать в историческую летопись наиболее важные стилеобразующие явления предшествующих этапов, с другой — апеллировать к фактам новейшего времени, к чему обязывает момент итоговости — конец столетия и тысячелетия. Отсюда возникает потребность рассмотреть огромный объем материала, включающий явления как прошедшие, так и проходящие в современной русской музыке. В учебно-методическом виде они систематизируются впервые.
Источниками и базой для настоящей работы послужили прежде всего публикации 90-х годов, имеющие, из-за информационной разрозненности регионов нынешней России, почти эксклюзивный характер. Особенно ценными представлялись свидетельства композиторов, их живое слово, размышления мастеров отечественной культуры о стилевых тенденциях завершившегося века.
Значительное внимание уделено художественным исканиям крупнейших композиторов, творческий путь которых завершился в изучаемый период (Шостакович, Свиридов, Денисов, Шнитке). Аналитически выделены произведения, уже обретшие статус классических образцов современного творчества.
В работе учитывался и иной критерий — мера доступности педагогическому процессу, а именно наличие издания и звукозаписи. Поэтому введение в курс важнейших явлений русской музыки, возникших за рубежом, пока представляется делом будущего.
В жанровых разделах выдержан единый принцип преподнесения материала: обзор важнейших явлений и стилевых тенденций всегда предвосхищает изучение судьбы жанров (на конкретных образцах). Подобный подход — от общего к частному — доказал свою позитивность, будучи многократно применен в предшествующие периоды развития отечественной музыкальной историографии как в самом педагогическом процессе, так и в исследовательских трудах и учебниках. Сказанное закономерно уже потому, что наука и педагогика давно утвердили свою связь по системе «сообщающихся сосудов». К тому же очевидно, что представление в процессе обучения явлений новейшей музыки не может идти без учета их сегодняшней научной разработки, еще не завершенной. В силу этого данная книга классифицирована авторами и редактором-составителем не как учебник, а как учебное пособие, своего рода книга очерков, дающих представление о состоянии нынешней музыкальной культуры, о ее проблемах и перспективах развития. Объемность комментариев к тексту предопределила их вынесение в качестве примечаний к каждой главе книги.

Авторами основных разделов пособия являются педагоги, ведущие курс современной отечественной музыки на кафедре истории русской музыки Московской консерватории, профессора других кафедр, а также сотрудники Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации, создатели крупных трудов по отдельным жанровым сферам. К соавторству были привлечены также специалисты из других консерваторий России (Ростов-на-Дону, Саратов, Челябинск), давно работающие над такими темами, как, например, духовная музыка или маскультура. Сочетание педагогического и исследовательского видов деятельности как взаимодополняющих звеньев творческого процесса ощутимо предстает в очерках С. Савенко (камерная вокальная музыка), И. Степановой (кантатно-ораториальное и хоровое творчество), Л. Никитиной (камерно-инструментальные жанры), Е. Долинской (общий обзор и заключение тома, симфоническое творчество), Е. Долинской, А. Демченко, Ю. Холопова (музыкальная наука), А. Цукера (массовая музыкальная культура), А. и А. Парфентьевых (духовные произведения), Е. Куриленко (балет), А. Баевой (опера).
Настоящий труд ставит своей целью развернуть картину развития русской музыки последней трети XX века во всем доступном педагогическому процессу объеме, а также продемонстрировать современный взгляд на явления как прошедшие, так и проходящие, осветить жизнь стилистических тенденций в их взаимосвязи с творчеством конкретных композиторов и с судьбой жанров.
При всем стремлении к наибольшей разносторонности охвата и объективности представления музыкальных явлений в изучаемый период истории русской музыки нет, разумеется, никакой возможности объять необъятное. Систематическое дополнение новыми материалами должно стать предметом постоянного внимания педагогов, ведущих этот курс.
Предложенное авторами данной книги есть некая научная канва, на которой умелая рука педагога-творца должна «вышить» свой «узор», воссоздать свой «слепок» российской музыкальной действительности. В задачи курса входят раскрытие неразрывной преемственной связи общего музыкально-исторического процесса в России, а также обнаружение многочисленных взаимодействий и художественных аналогий в истории мировой музыкальной культуры.

Настоящее издание предназначено для историко-теоретических факультетов и, избирательно, для исполнительских факультетов музыкальных вузов. Наряду со специальными курсами теории музыки, истории музыки разных стран и исторических периодов спецкурс по истории отечественной культуры завершившегося столетия имеет важное значение для художественного воспитания музыкантов России в развитии их историко-культурологического мышления и профессиональной подготовки.
Данное учебное пособие создавалось коллективом авторов около пятнадцати лет.
Первый выпуск «Истории современной отечественной музыки» (1917—1941) начинал свой хронологический отсчет с даты, абсолютно незыблемой для многонациональной державы 80-х годов (опубликован издательством «Музыка» в 1995 году). По справедливому мнению редактора-составителя М. Е. Тараканова, книга, «естественно, не вполне отразила ту переоценку исторического процесса в нашей стране, которая сложилась в свете позднейших событий». Вместе с тем это был важный и необходимый шаг в отечественной педагогике, направленный на поиск решения весьма нелегких задач в освещении истории отечественной музыки с учетом разносоставное и многосложности самого явления.
Второй выпуск учебника «История современной отечественной музыки» (1941—1958) создавался в период, когда в стране наиболее активно шел процесс пересмотра различных явлений в культуре, которые долгие десятилетия казались незыблемыми. Задачей писавших о творчестве военных лет и в сложнейшие послевоенные десятилетия был не только пересмотр многих чудовищно несправедливых оценок массированной атаки на искусство 1948 года. Важно было показать и доказать, что вопреки некомпетентному вмешательству в творчество и жесткому идеологическому давлению рождались признанные шедевры, принадлежавшие перу крупнейших отечественных мастеров, многое предопределивших в мировом музыкальном процессе.
Второй выпуск учебника ожидал своего пути к обучающейся молодежи непомерно долго: подписанный в набор в начале 1995 года, он вышел в свет только в конце 1999-го.
Настоящая книга лишена строго датированных рамок, вынесенных на ее титул. Хронологически она в основном привязана к событиям второй половины завершившегося столетия. Принципиально существенные стилевые процессы отечественной музыки 60-х годов естественно становятся здесь хронологическим истоком. Таким образом, не нарушается последовательное рассмотрение музыкально-исторического процесса через преемственность всех трех выпусков.
В связи с важнейшими общественными событиями, изменившими в 90-е годы жизнь культуры России, в данном издании особое внимание уделяется русской музыке, ведущие тенденции которой получают, разумеется, контекстуальное освещение.

Следует еще раз оговорить некоторые принципиальные обстоятельства. Как известно, сам предмет истории предполагает временную дистанцию. Одна из наиболее трудноразрешимых задач третьего выпуска была сопряжена с необходимостью обретения «координат объективности» в освещении музыкально-исторического процесса, находящегося в очевидной дистанционной близости к описываемым явлениям. Исторический аспект здесь приобретает некоторую условность, ибо сами события не успели «отстояться» и отбор наиболее жизнеспособного и художественно весомого еще не завершен. Невозможность соблюдения «полнометражной» исторической дистанции в изучении новой русской музыки в известной степени затруднила целостный охват процесса.

Другая сложность связана с явлением «расколотого единства» русской музыки в XX веке. Пока еще накоплен недостаточный документальный, нотный и аудиоматериал, связанный с жизнью и творчеством композиторов, работавших и ныне живущих за пределами России. В силу этого он не стал предметом рассмотрения в пособии — пришлось ограничиться лишь общей постановкой проблемы.
В третьем выпуске, при соблюдении в целом жанрового принципа изложения материала предыдущих книг, в аналитических разделах все же несколько изменен порядок рассмотрения жанров. Сделано это отнюдь не с формальных позиций. Редактор-составитель полагает, что, например, разделы «Инструментальные жанры» (Симфоническое творчество, Камерно-инструментальные жанры) или «Вокальные жанры» (Кантатно-ораториальное и хоровое творчество, Камерная вокальная музыка и Духовные произведения) способны представить названные жанры и как особый мир музыкальных текстов, и как бы совокупно, в виде «семьи» музыкальных жанров, обладающей отдельными общими признаками.
Темы «Духовные произведения» и «Музыкальная наука», по разным причинам не представленные в двух первых выпусках, излагают материал вне хронологических рамок тома, то есть в пространстве отечественной музыки всего XX столетия. Именно в нем, как сегодня стало очевидно, в очередной раз рождалась Новая русская музыка. Однако потребуются еще внушительная дистанция времени и коллективные усилия, чтобы осознать: как, по каким причинам и кто из удивительного созвездия творцов русской музыки завершившегося века способствовал тому, чтобы, несмотря на тяжелейшие социально-исторические обстоятельства, происходило неуклонное движение музыкальной культуры России, справедливо выдвинувшейся на одно из передовых мест в общемировом художественном процессе.
Авторский коллектив выражает глубокую благодарность рецензенту данной книга, как и всех выпусков учебника, — кандидату искусствоведения Т. Ю. Масловской и особую признательность —доктору искусствоведения профессору Е. Г. Сорокиной и доктору искусствоведения профессору А. С. Соколову, а также сотрудникам Научной библиотеки им. С. И. Танеева во главе с Э. Б. Рассиной за большую помощь в работе над данной монографией.
Коллектив авторов и редактор-составитель выражают свою искреннюю признательность неизменному редактору всех трех томов издания Т. Е. Ершовой.
Авторский коллектив посвящает свой труд светлой памяти Михаила Евгеньевича Тараканова, инициатора этого издания, редактора первых двух томов.