Л. Красинская, В. Уткин - Элементарная теория музыки

Теория музыки

Учебник рассчитан в основном на учащихся, знакомых с основами музыкальной грамоты, но может быть также использован и теми, кто не имеет никакой музыкальной подготовки. В последнем случае необходимо внести некоторые изменения в расположение материала, на что указано в соответствующих местах текста.

 

 


Элементарная теория музыки
Л. Красинская, В. Уткин
“Музыка”, 1965г.
Только описание!!!

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

Музыка — один из видов искусства. Как и любое другое искусство, она выражает определенные мысли и чувства, т. е имеет конкретное содержание, отображает реальную действительность.
Русские и западноевропейские композиторы-классики всегда стремились выразить в своих произведениях глубокое содержание, большие идеи. Даргомыжский писал в одном из писем “Я не намерен снизводить музыку до забавы.. Хочу правды”. Мусоргский подчеркивал, что хочет в своей музыке показать “жизнь, где бы она ни сказалась”; Чайковский говорил, что он не признает музыки, которая ничего не выражает. Лучшие произведения русских и советских композиторов насыщены идеями патриотизма и героизма, воспевают труд и доблесть человека, мужество и стойкость трудового народа.
В творчестве советских композиторов отражается социалистическая действительность, борьба советского народа за построение коммунистического общества, за мир во всем мире.
Чтобы правильно понимать содержание музыки, надо учитывать ее особенности, ее отличия от других искусств.
В то время как в литературе содержание передается с помощью слов, в живописи — посредством рисунка и красок, в музыке содержание воплощается с помощью звуков, из которых создаются музыкальные образы. Отдельно взятый музыкальный звук или созвучие не выражают еще никакой мысли, не представляют собой музыки. Ряд звуков, не связанных между собой определенным смыслом, взятых как бы случайно, тоже еще не есть музыка. Чтобы из сочетания звуков получилось музыкальное произведение, эти звуки должны объединяться определенными художественными закономерностями.
Основные художественные закономерности музыки вытекают из соотношения звуков по высоте и времени.
Звуки различной высоты, следуя один за другим, образуют мелодию, если в этом исследовании звуков есть определенный выразительный смысл. Звуки каждой мелодии связаны взаимным тяготением. Такое взаимное тяготение звуков образует ладовую основу музыки.

Мелодия складывается из звуков не только различной высоты, но и различной длительности. Взаимоотношение различных длительностей, называемое ритмом, в свою очередь подчиняется периодической, равномерной смене сильных и слабых моментов, т. е. метру. В этом выражается организация звуков во времени *.
В передаче содержания музыкального произведения большое значение имеют различные средства музыкальной выразительности. Так, например, образ музыкального произведения изменяется в зависимости от темпа, т. е. скорости исполнения; от динамик и, т. е. силы звучания; от тембр а, т. е. от окраски звука, и от многих других факторов.
Как нельзя судить о содержании какой-либо драмы по образу одного действующего лица, так нельзя осмыслить содержание музыкального произведения на основании лишь некоторых из его элементов (например, только мелодии или только ритма, темпа и т. п.). Для полного понимания музыкального произведения необходимо учитывать взаимодействие всех входящих в него элементов музыкальной выразительности.

Для сознательного подхода к музыкальному произведению и для полного усвоения всех закономерностей музыкальной речи необходимо изучить ряд музыкально-теоретических дисциплин: элементарную теорию, гармонию**, полифонию*** и другие.
Предварительным условием для изучения всех последующих дисциплин является усвоение курса элементарной теории, в котором изложены сведения об основных элементах музыкальной речи.
Настоящий учебник представляет собой практическое пособие для изучения элементарной теории музыки и предназначается для музыкальных школ и училищ.
Авторы ставили себе задачей как можно теснее связать изучение курса элементарной теории музыки с живыми примерами из музыкальной литературы, так как лишь такая связь дает возможность сознательного и углубленного усвоения теоретического материала.
* Подробное разъяснение понятий мелодии, лада и метро-ритма дано в соответствующих главах учебника.
** Учение о гармонии — раздел музыкальной теории, изучающий взаимоотношения аккордов.
*** Полифония — раздел музыкальной теории, изучающий взаимоотношения мелодий в многоголосной музыке.

Отдельные понятия авторы пытались раскрыть глубже и детальнее, чем это необходимо для минимального усвоения курса, Такие разделы напечатаны мелким шрифтом.
При изучении элементарной теории музыки необходимо сочетать теоретические занятия с выполнением практических заданий и с освоением курса сольфеджио.
Л. Красинская В. Уткин

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЗВУК.
§ I. Звук как физическое явление
§ 2. Физические свойства звука и их выразительное значение
1. Высота звука
2. Сила звука
3. Тембр
4. Длительность звука. .
§ 3. Натуральный звукоряд, обертоны
§ 4. Общее понятие о темперации
§ 5. Резонанс

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЗВУКОРЯД.
§ 6. Названия звуков и октав
§ 7. Полутон и целый тон. Знаки альтерации
§ 8. Энгармонизм. Диатонический и хроматический полутон и целый тон

ГЛАВА ТРЕТЬЯ НОТНОЕ ПИСЬМО.
§ 9. Краткие сведения о происхождении нотного письма
§ 10. Запись высоты звука
1. Нотный стан
2. Ключи
3. Знак переноса на октаву
§ 11. Запись длительности звука
§ 12. Обозначения увеличения длительности нот
1. Точка .
2. Лига.
3. Фермата
§ 13. Паузы
§ 14. Акколада

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. МЕТР II РИТМ.
§ 15. Метр
§ 16. Такты ..
1. Простые такты. Тактовый размер
2. Сложные такты
3. Смешанные такты
4. Переменный метр
5. Полиметрия
§ 17. Затакт
§ 18. Ритм и группировка длительностей в такте
§ 19. Синкопа
§ 20. Свободное (условное) деление длительностей
1. Триоль
2. Квинтоль
3. Септоль.
4. Сложная триоль, секстоль
5. Дуоль и квартоль

ГЛАВА ПЯТАЯ. ТЕМП И ДИНАМИКА.
21. Темп. Детроном
§ 22. Схемы движения руки дирижера
§ 23. Динамические оттенки
§ 24. Термины, обозначающие характер исполнения

ГЛАВА ШЕСТАЯ. ИНТЕРВАЛЫ.
§ 25. Интервалы и их названия
1. Простые интервалы
2. Составные (сложные) интервалы
3. Построение интервалов
§ 26. Виды интервалов
1. Чистые интервалы. Увеличенная кварта и уменьшенная квинта
2. Большие и малые, увеличенные и уменьшенные интервалы
§ 27. Консонансы и диссонансы. Энгармонизм интервалов
§ 28. Обращение интервалов . ...

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ЛАД.
§ 29. Общее понятие о ладе
§ 30. Мажорный и минорный лады

ГЛАВКА ВОСЬМАЯ. МАЖОР.
§ 31. Мажорная гамма и ее ступени
§ 32. Строение мажорной гаммы
§ 33. Мажорные тональности и их родство
1. Тональность
2. Родство тональностей
3. Мажорные тональности
4. Ключевые и случайные знаки
§ 34. Энгармонизм тональностей. Квинтовый крут мажорных тональностей
§ 35. Гармонический и мелодический мажор
1. Гармонический мажор
2. Мелодический мажор

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. МИНОР.
§ 36.Минорная гамма
1. Натуральный минор
2. Гармонический минор ....
3. Мелодический минор
§ 37. Параллели тональностей
§ 38. Минорные тональности. Квинтовый круг минорных тональностей
§ 39. Определение тональности музыкального произведения
§ 40. Сравнительная характеристика мажора и минора

[ЛАПА ДЕСЯТАЯ. РАЗЛИЧНЫЕ ЛАДЬЕ
§ 41. Первоначальные ладовые образования
$ 42. Пентатоника
§ 43. Особые виды мажорных и минорных ладов.
1. Миксолидппекий и лидийский лады
2. Дорийский и фригийский лады..
§ 44. Переменный лад
§ 45. Мажоро-мииор. Доминантовый минорный лад
§ 46. Лад с двумя увеличенными секундами
§ 47. Увеличенный и уменьшенный лады..

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ ТРАНСПОЗИЦИЯ-
§ 48. Различные способы транспозиции

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. РАЗРЕШЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ.
§ 49. Интервалы в ладу
§ 50. Общее понятие о разрешении интервалов
§ 51. Расположение интервалов в гаммах ..
1. Интервалы натурального мажора..
2. Интервалы натурального минора ..
3. Интервалы гармонического минора
4. Интервалы гармонического мажора
§ 52. Ладовое разрешение диссонансов ..
1. Разрешение увеличенных и уменьшенных интервалов
2. Разрешения большой и малой секунды, большой и малой септимы и чистой кварты
§ 53. Ладовое разрешение консонансов
§ 54. Разрешение диссонансов независимо от тяготений

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ АЛЬТЕРАЦИЯ И ХРОМАТИЗМ.
§ 55. Хроматические интервалы

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА.
§ 56. Хроматическая гамма

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. АККОРДЫ.
§ 57. Трезвучия
1. Трезвучия в основном виде
2. Обращения трезвучий
3. Виды обращений
§ 58. Септаккорды
1. Септаккорды в основном виде
2. Обращения септаккордов
3. Обращения наиболее употребительных видов септаккордов
§ 59. Аккорды из пяти и более звуков


ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ. РАЗРЕШЕНИЕ ДИССОНИРУЮЩИХ АККОРДОВ.
§ 60. Разрешение доминантсептаккорда
§61. Разрешение вводных септаккордов
§ 62. Разрешение уменьшенного и увеличенного трезвучий
§ 63. Понятие об альтерированных аккордах

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ. ЗНАКИ СОКРАЩЕНИЯ И УПРОЩЕНИЯ НОТНОГО ПИСЬМА.
§ 64. Различные виды сокращения нотного письма.
§ 65. Различные виды упрощения нотного письма.

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. МЕЛИЗМЫ.
§ 66. Форшлаги
§ 67. Мордент
§ 68. Группетто
§ 69. Трель


ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. ЭЛЕМЕНТЫ СТРОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ.
§ 70. Понятие о выразительности мелодии
§ 71. Понятие о принципах мелодического развития
§ 72. Строение музыкальной речи. Цезуры
§ 73. Понятие о каденции
§ 74. Понятие о периоде и его структуре. Предложение,
фраза, мотив. Общее понятие о модуляции
§ 75. Полифония и гомофония. Понятие о фактуре