Г. Литинский - Задачи по полифонии

Учебники полифонии

Литература, пособия по музыке для студентов, учащихся музыкальных заведений

 

 

учебное пособие
Г. Литинский
Задачи по полифонии

исполнение на фортепиано
Часть первая
“Музыка”, 1965г.
номер 1121
Только описание!!!

содержание:

 

ОТ АВТОРА

Общеизвестно, что курс полифонии подытоживает один из серьезных этапов воспитания молодого композитора. Однако, этим не исчерпывается значение полифонии в композиторской практике; на разных по времени и характеру этапах творчества художника полифония продолжает оказывать большое влияние на все стороны его мастерства.
Новые задачи, выдвинутые жизнью перед советским музыкальным искусством, обязывают вновь подумать о дальнейшем совершенствовании преподавания музыкально-теоретических дисциплин, в частности курса полифонии у композиторов. Сложившаяся практика изучения полифонии предусматривает выполнение довольно широкого круга композиционных, теоретических и аналитических заданий, многообразие форм и разносторонний характер которых способствует лучшему усвоению курса. В то же время нельзя не заметить, что в методике преподавания полифонии отсутствует существенное звено: специальные задания, предназначенные для выполнения непосредственно за инструментом. Так обстояло дело в прошлом, так обстоит оно и в наше время. Отсутствие упомянутых заданий, независимо от причин, порождающих подобное положение, все более ощутимо сказывается на развитии полифонического мышления молодого композитора. К этому выводу автора привели систематические прослушивания множества самых разнообразных произведений в повседневной общественно-музыкальной жизни.
Если кратко обобщить свои наблюдения, придется с сожалением признать, что значительная часть выразительных средств образно-тематического развития, связанных с полифоническим искусством, выпадает из поля зрения композиторской молодежи. Можно без преувеличения сказать, что подавляющее большинство молодых композиторов не мыслит полифонию вне элементарных видов и форм имитации. Да и такая имитационность понимается ими чаще всего узко, без должного внимания к тому новому (хотя бы в ладофункциональном соотношении том и ответов и принципов их развития), что достигнуто практикой советских композиторов старшего поколения и лучшими представителями реалистического направления зарубежного музыкального творчества.

Упрощенное представление о средствах полифонического развития неизбежно приводит к серьезным осложнениям, которые возникают в тех фазах образно-музыкального развития, где молодой композитор начинает утрачивать власть над тематическим материалом. Именно в таких случаях, сопровождающихся постепенным ослаблением логики тематического развития, неокрепшая творческая инициатива начинает «метаться» и поисках выхода из трудного положения. В результате, как показывают наблюдения, возникают разделы, существо которых основано на импровизации, нередко утрачивающей связь с темой. Встречается и противоположное, когда в процессе импровизации главенствующую роль начинают играть бесконтрольные повторы, превращающие тему в своего рода навязчивую идею. Таким образом молодой композитор попадает в «заколдованный круг», из которого выбраться весьма трудно.
Немало и таких случаев, когда единственным выходом из возникших трудностей кажется фугато, которое, по мнению малоопытного композитора, якобы гарантирует «непогрешимость». Главным недостатком таких фугатных разделов является немотивированность их возникновения с точки зрения логики музыкального развития и жанровых черт композиции. Этот недостаток нередко усугубляется прекращением «фугирования» до исчерпания даже скромных возможностей его развития.
Все это обусловлено многими причинами. Одной из них является неполная осведомленность молодежи в соответствующей музыкальной литературе, классической и современной, хотя, казалось бы, нет оснований жаловаться па отсутствие интереса или внимания к ней и процессе обучения. Другие причины связаны - не побоимся сказать - с недостаточной органичностью усвоения курса полифонии. Полифония, как и иные сферы творчества, требует последовательного развития у композитора специфически полифонического мышления н естественном сочетании его с индивидуальными особенностями дарования. В этом автор не однократно убеждался на ряде опытов, проведенных со студентами-композиторами разной степени одаренности.

Каковы же средства, которые смогли бы способствовать устранению существующей у большинства начинающих композиторов разницы в остроте гармонического и полифонического мышления и усилению второго?
Одним из таких средств автору представляется предлагаемый задачник по полифонии, и котором предусмотрена целесообразная последовательность в расположении задач для выполнения их на фортепиано в рамках двухголосия. При выполнении задач ладогармонические средства и музыкальный стиль ничем не должны отличаться от аналогичных средств, которыми начинающий композитор пользуется в своей работе. Таким образом исключается применение норм полифонии строгого письма.
В своей работе автор руководствовался главным образом интересами совершенствования воспитания композиторов. Однако, это не исключает более широкого применения его в учебной практике: характер заданий позволяет использовать их для углубления знаний и усиления творческого начала у молодых музыковедов и исполнителей. Кроме того, он может служить пособием для самостоятельного музыкально-творческого совершенствования.

 

Г. Литинский
Задачи по полифонии

исполнение на фортепиано
Часть третья
“Музыка”, 1967г.
номер 5103
Только описание!!!

содержание:

 

От автора

Третья часть «Задач по полифонии» является продолжением и завершением предшествующих частей и предусматривает дальнейшее развитие полифонического мышления молодого композитора. Составляющие ее задачи обращены к двум существенным сторонам творческой культуры и композиционного мастерства в области современного советского реалистического и прогрессивного зарубежного музыкального творчества: полиметрии и политональности.
Применительно к каждой из этих двух сторон задачи рассчитаны на овладение полифонией двух и трех голосов, соответственно с двумя, затем тремя разными метроритмическими структурами в одной тональности, а в дальнейшем—полифонией двух и трех голосов в двух, затем в трех разных тональностях и в соединении условий полиметрии с политональностью.
Как и в предшествующих двух частях, задачи этой части предусматривают импровизационное решение их за инструментом.
Однако очевидные трудности, возникающие в связи с непривычностью к таким средствам творческого воплощения, делают необходимыми на первой стадии усвоения материала предварительные письменные эскизы.