Ноты для фортепиано - Борис Мокроусов - Песни



Композитор Б. Мокроусов
песни, ноты для фортепиано в pdf

 

 

Посмотреть обложкуПроизведения композитораПример скана нот
Б. Мокроусов
Песни

для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна, гитары)
Том 1
составитель А. Тищенко
«Советский композитор», 1978 г.
номер с4366к
(pdf, 5.12 Мб)

Содержание:

 

Борис Андреевич Мокроусов

Борис Андреевич Мокроусов родился в городе Горьком (бывший Нижний Новгород) 27 февраля 1909 года в семье железнодорожника. Учился в школе имени Тимирязева (1916— 1926 гг.). С детства он жадно впитывал мелодии народных песен, увлекался русскими хороводами и плясками. В школе был участником оркестра народных инструментов.
Имея отличный слух, он сам научился играть на рояле, исполняя знакомые песни, участвовал в музыкальной самодеятельности клуба «Спартак». Об этой поре своей жизни он вспоминает: «В железнодорожном клубе «Спартак» я впервые услышал рояль, мне страшно захотелось научиться играть на этом инструменте. Примерно через год я уже играл по слуху и даже пытался сочинять музыку. Года через два в этом же клубе я работал в качестве пианиста-киноиллюстратора»

Его музыкальная одаренность была очевидна, и в 1926 году Мокроусов поступает на фортепианное отделение Горьковского музыкального техникума. Мечта получить высшее музыкальное образование и стать композитором близка к осуществлению. С этой заветной мыслью молодой музыкант поступает на последний курс музыкального рабфака при Московской государственной консерватории и успешно его заканчивает в 1930 году, а в следующем году его зачисляют на первый курс композиторского факультета консерватории. Его воспитателями были композиторы В. Белый, Ан. Александров, Г. Литинский. Консерваторский курс он закончил в классе выдающегося советского симфониста профессора Н. Я. Мясковского.
Прошли годы напряженной учебы. Служба в рядах Красной Армии, в образцово-показательном оркестре Наркомата обороны, где он проводил всю учебно-воспитательную и творческую работу с молодыми музыкантами, помогла познакомиться с жизнью и бытом красноармейцев, узнать людей высокого воинского долга и крепкой армейской закалки. Общение с людьми, с большой ответственностью относящимися к своему делу, оказало благотворное влияние на молодого композитора и помогло его творческой деятельности. В 1939 году он пишет яркую и мелодичную музыку к фильмам «Халхин-Гол» и «Московская орденоносная».

Всенародная популярность композитора-песенника Бориса Мокроусова утвердилась в 1938 году, после того, как прозвучала написанная им песня «Милый мой живет в Казани» (слова В. Соловьева).
Еще на студенческой скамье Б. Мокроусовым написаны одночастная соната для фортепиано, струнный квартет, концерт для тромбона с оркестром, сюита для медных духовых инструментов, «Пионерская сюита» для симфонического оркестра, Симфоническая поэма и музыкальная комедия «Дружная горка» (совместно с композитором В. Энке).

Дипломной его работой была «Антифашистская симфония» с хором (слова Е. Абросимова), написанная в 1936 году, когда германский и итальянский фашизм все явственнее обнаруживал свою человеконенавистническую сущность. Тема эта глубоко волновала композитора. Тогда же им была написана песня «Стальные роты» на стихи Луиса де Тапиа (перевод с испанского С. Кирсанова).
Незадолго до начала Великой Отечественной войны Б. Мокроусов работал над оперой «Чапаев» (либретто И. Прута и В. Добржинского). «Мне пришлось ознакомиться со всем литературным наследством о Чапаеве. — писал композитор. — Вся моя опера основана на русской народной музыке и на привольных волжских песнях, которые так любил Чапаев. Эти песни пронизаны замечательной лирикой, сменяющейся лихим, безудержным весельем. Я показываю образ Чапаева через призму этих песен волжской вольницы, как подлинного народного героя.»
Работа композитора над оперой была прервана Великой Отечественной войной — в первые же дни Б. Мокроусов был призван в ряды Военно-Морского Флота и откомандирован в распоряжение Политуправления Черноморского флота, а затем был переведен на работу в Главное Политическое управление РККА в Москву.
Опера «Чапаев» была завершена в 1942 году и поставлена на сцене Московского, музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. «Я писал оперу с большой страстью и любовью к своим героям, — писал Б. Мокроусов, — они хорошо знакомы советскому зрителю по роману Фурманова и одноименному кинофильму. Это—Чапаев, Фурманов, Петька, Анка-пулеметчица и другие. Но в оперу введены и новые персонажи: командир полка Беркут, сестра милосердия Ольга, старик боец Титов, мать двоих бойцов Потапова. Центральным моментом в опере являются взаимоотношения Чапаева с Фурмановым».

Дружба с моряками героической морской крепости, легендарные подвиги героев оставили в памяти композитора неизгладимый след, и, когда летом 1942 года Мокроусов прочел очерк Л. Соловьева «Севастопольский камень» — о раненом моряке, покинувшем Севастополь последним, в руке которого был найден кусок унесенного из любимого города гранита, потрясенный композитор, не дожидаясь стихов, написал музыку черноморской легенды «Заветный камень». И только спустя некоторое время уже к готовому сочинению, захваченный образностью и изумительной силой музыкального воплощения, поэт Александр Жаров написал стихи. И песня, одна из самых значительных по глубине драматизма и по силе патриотического чувства из песен Мокроусова, широко зазвучала по радио, в концертах ансамблей и профессиональных хоров; ее пели не только моряки, ее запела вся наша страна. В легенде «Заветный камень», по праву вошедшей в золотой фонд советской песенной культуры, Б. Мокроусов и А. Жаров сумели раскрыть величие подвига, героизм и отвагу советских моряков, красоту их Души.
Широко известная «Песня защитников Москвы» (слова А. Суркова), созданная 6. Мокроусовым вскоре после разгрома фашистских войск под Москвой для документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой», запечатлела славные победы советских воинов на полях Подмосковья, где впервые был разоблачен миф о непобедимости гитлеровских полчищ. Эта песня, написанная в строгом маршевом стиле, тоже очень быстро приобрела заслуженную известность и популярность.
В дня командировки на Балтику, в труднейших условиях обороны Ленинграда, Мокроусов пишет музыку к пьесе Э. Вишневского «У стен Ленинграда» с песней «Море шумит», ставшей необычайно любимой среди моряков Балтийского флота, героических защитников города Ленина. В это же время вместе с С. Алымовым он создает ряд песен — «Лучше Родины на свете не найдешь», «Прогулка» и другие.
Им же написана яркая и выразительная музыка к фильму «Сталинград», в котором звучит боевая «Песня о Сталинград» посвященная героям исторической битвы.
Свыше двадцати песен написал за годы Великой Отечественной им войны Борис Мокроусов, и они стали широко популярными. Среди них — походно-строевые, повествовательные песни баллады, лирические и шуточные.

Его хоровые песни «Ходят соколы» (слова А. Софронова), «Илья Муромец и идолище поганое» (слова Г. Добржинско), «!У колодезя» (слова народные), «Из-под камушка» — баллада для женского голоса с фортепиано (слова народные), совершенно отличные друг от друга и по замыслу, и по средствам музыкальной выразительности, наделены общими, исконно национальными чертами, восходящими к далекой старине былинного склада. Но каждая из них воспринимается как вполне современная, и каждая по-своему отражает внутреннее состояние народа-воина, его несгибаемую волю в борьбе против ненавитсного врага.

В послевоенные годы Б. Мокроусов создает множество замечательных, проникнутых душевной теплотой лирических песен. Его лирика, отмеченная удивительной проникновенностью чувства и душевной приподнятостью, в чем-то сродни есенинской лирике. Среди таких песен «Одинокая гармонь» (слона М. Исаковского), «Сормовская лирическая» (слова Е. Долматовского), «О родной земле» (слова О. Фадеевой), «Вьется вдали тропа лесная» (слова Н. Лабковского), «Костры горят далекие» (слова И. Шамова) и другие.
Особенно привлекательны его молодежные песни: свидания и встречи, печаль разлуки, верность и ревность, ожидание и тоска неразделенного чувства — темы эти не новы. Но в лучших песнях композитора мы без труда отмечаем новизну освещения этих вечных тем, находим свое, оригинальное их решение. Жизнелюбивые, мужественные или нежно-лиричные, они звучат правдиво и человечно, остаются в памяти народной.

Нам представляется наиболее привлекательным и по замыслу, и по мастерству музыкального воплощения его цикл песен о Родине, написанных в разное время, — и среди них величавая, полная искреннего лирического чувства «Широка ты, родная Россия» на слова А. Чуркина.
Обширен перечень известных его песен, разнообразен выбор тем. Армейская тема нашла свое место и в творчестве Б. Мокроусова послевоенных лет. Вспомним его остродраматическую, насыщенную воспоминаниями о боевых событиях песню с развернутым хоровым изложением «Третий батальон» (слова А. Фатьянова), в которой воспета бессмертная слава ратного подвига. Всю свою жизнь Борис Андреевич поддерживал тесную связь с воинами армии и флота. Им созданы походно-строевые, эпические песни, песни-воспоминания: «Жди солдата» (слова С. Острового), «Шли два друга» (слова А. Фатьянова), «Солдаты — народа сыны» (слова М. Лисянского), «Мы люди большого полета» (слова А. Фатьянова) и многие другие, проникнутые высокой идеей патриотизма, пониманием природы массовой армейской и флотской песни.
Многие песни его были отмечены премиями на конкурсах и смотрах песенного искусства. Так в 1945 году на конкурсе на эстрадную песню первая премия была присуждена его песне «Возвращение» (слова Л. Ошанина). На конкурсах на лучшую оборонную и военно-патриотическую песню, проведенных к 30-летию и 40-летию Советских Вооруженных Сил, отмечены «Жди солдата» (слова С. Острового), «Шли два друга» (слова А. Фатьянова), «Два солдата» (слова Н. Глейзарова) и ряд других песен.
В 1948 году за песни «Заветный камень» (слова А. Жарова), «О родной земле» (слова О. Фадеевой), «Одинокая гармонь» (слова М. Исаковского) Б. А. Мокроусову присуждена Государственная премия СССР второй степени.

Но Борис Андреевич Мокроусов работал не только в жанре песни. Помимо оперы «Чапаев», в 1946 году на либретто И. Луковского им была написана оперетта «Роза ветров», симфонические и камерные произведения.
В своем Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1949) композитор сделал попытку демократизации камерно-инструментального жанра. Стремясь отобразить в своем произведении картины колхозной жизни, он внес в музыку Трио интонации сельского фольклора, песенные, танцевальные и частушечные элементы и тем самым приблизил звучание ансамбля к тембрам и общему строю народных инструментов.
Борис Андреевич Мокроусов — талант, вышедший из народа и отдавший народу все свое дарование, весь пыл души и свое творчество, подкупающее искреннее и многозначное. Истоки его мастерства следует искать в народности, в умении достичь той степени совершенства, которое неотразимо захватывает и трогает душу любого слушателя.
Коренной волжанин, Б. Мокроусов был истинным патриотом, страстно любил русскую землю, родную природу, близкую его сердцу Волгу, ее леса, поля и луга — словом, все русское. И все его творчество, проникнутое ярким чувством патриотизма, вобрало в себя и богатейший опыт прошедших десятилетий, и масштабность героических свершений текущих дней, и дерзновенный размах созидания грядущего времени.

В эти дни ему исполнилось бы 70 лет. Борис Андреевич Мокроусов умер в 1968 году. И до последних дней своих не выпускал пера из рук — беспредельно талантливый и трудолюбивый, он многое успел сделать для обогащения нашей песенно-хоровой культуры. И то, что им написано, в лучшей, наиболее значительной своей части навсегда вошло в сокровищницу советского музыкального искусства.
А. Тищенко

 

Ноты для голоса и фортепиано
Б. Мокроусов
Песни

для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна, гитары)
Том 2
составитель А. Тищенко
«Советский композитор», 1980 г.
номер с4566к
(pdf, 4.87 Мб)

Содержание:

 

От составителя

Второй том трехтомного издания песен Б, Мокроусова охватывает песни молодежи и Комсомола — рабочие и колхозные, студенческие, песни бытовые, спортивные и шуточные. Среди них — песни о юношах и девушках, едущих в далекие края, туда, где нужнее всего молодые руки энтузиастов — на ударные коммунистические стройки.
Тема труда почти всегда решается Б. Мокроусовым в лирическом плане. Эта тема в песнях Мокроусова неотделима от темы ратного подвига, защиты Родины. И каждая из песен его, «веселая и грустная», напоена чувством живого патриотизма, — не внешнего и не назойливого, а легко, без принуждения наполняющего душу человека.
Темы песен охватывают многие стороны жизни и быта нашей молодежи. 6 этих песнях — и радость встреч, и счастье быть любимым, горечь разлуки и тоска ожидания, а порою и неожиданные ситуации, раскрывающие образ незадачливого «ухажора», лукавство нежно любящей девушки, скрывающей свое первое чувство; в них и большой мир, в который входит молодежь, стремясь понять жизнь и найти свое место в жизни.

Песням Мокроусова свойственны непринужденность и свобода народно-песенного дыхания, живое ощущение формы и постоянное стремление обогатить ее типичными для русского фольклора ладовыми сдвигами и оборотами, ритмическими расширениями, тонко отделанными деталями в духе народной русской инструментальной музыки, украшающими сопровождение.

 

Два сборника pdf Скачать ноты -
том 1, том 2 (zip 10 Мб)

 

 

Музыка Мокроусова
Борис Мокроусов
Песни

для голоса в сопровождении фортепиано
составитель И. Олинская
“Музыка”, 1970г.
номер 6411
(pdf, 3 Мб)

Содержание:

 

БОРИС МОКРОУСОВ
Имя Бориса Мокроусова звучит музыкой, песней, поэзией. Имя это прочно вошло в народ, песни его стали нашими любимыми песнями.
Во все времена в искусстве существовали и сейчас существуют художники, которые воспринимаются современниками в исторической перспективе, то есть, мы понимаем, что их имена — надолго, что они всегда будут жить в народе.
Такие имена овеяны романтической дымкой, подхвачены народной молвой, они где-то совсем рядом с тобой и в то же время над тобой, в каком-то таинственном далеке. Именно так еще при жизни композитора звучало имя Бориса Мокроусова, чьи знаменитые песни живут на земле.
Мокроусов—в первом ряду композиторов, в творчестве которых песня занимает главное место. Он в нашей советской песне — классик.
Я когда-то думал, что песня «Милый мой живет в Казани» — народная. Я был убежден в этом. Оказалось, ее написал молодой Мокроусов, будучи еще студентом консерватории. Удивительным даром обладал Борис Андреевич. Его задушевные, очень естественные мелодии покоряют своей родниковой чистотой, входят в сердце и остаются с тобой.

Так было, когда впервые мы услыхали замечательную песню «Снова замерло все до рассвета». Ее нельзя без волнения слушать или петь. Кажется, что именно такая мелодия созвучна, родственна чудесным стихам Михаила Исаковского. Это как раз и есть тот редкостный, золотой сплав поэзии и музыки.
А какое большое, ошеломляющее впечатление производит музыка «Заветного камня», написанная на стихи А. Жарова. Широкая могучая мелодия, в которой бьется богатырская матросская душа и шумит соленый морской ветер, захватывает тебя и наполняет мужеством и силой, гордостью и верой в человека.
Помню, как сразу после войны, на одном из собраний в Доме композиторов, на Миусской, Исаак Осипович Дунаевский, говоря о советской песне, назвал «Заветный камень» лучшей песней о войне.
Мокроусовские мелодии облетели всю нашу страну, они хорошо известны и далеко за ее пределами. Песни Мокроусова распространялись мгновенно. Первая песня, которую мы написали с Борисом Андреевичем, — «Осенние листья». Написана она была для спектакля «В Лебяжьем» по просьбе Драматического театра имени Станиславского. Буквально через несколько дней после премьеры «Осенние листья» вышли из стен театра и начали путешествовать яз города в город.

Таких песен у Мокроусова много. Музыка, созданная Борисом Андреевичем для театральных постановок, пользовалась огромной популярностью и любовью. Вспомним хотя бы «Свадьбу с приданым», или «Поддубенские частушки». Песни из спектаклей тут же широко подхватывались. Их можно было услышать в любом концерте, по радио, в автобусе, на улице, в поезде. А с какой эпической щедростью и силой написана опера «Чапаев», еще не оцененная, еще ждущая своей новой настоящей постановки.
Музыка Бориса Мокроусова демократична, народна по своей сути. Самобытная, глубоко национальная муза Мокроусова не кланялась Западу, не была подвержена модам и веяниям, не потрафляла плохому вкусу. Ее, мокроусовскую, всегда узнаешь, даже, если не будет объявлено имя автора. Мокроусов— истинный лирик, он всегда мне представлялся Сергеем Есениным в музыке.
Замечательный советский композитор Борис Мокроусов в лучших своих произведениях достиг высокой простоты, доступной только большому таланту. В его музыке бьется взволнованная, светлая и добрая русская душа.
Марк ЛИСЯНСКИЙ

вокал и пианино - ноты песен Скачать ноты для фортепиано