Мелодии для гармонизации

Учебники гармонии



Сборник представляет собой пособие для практической работы по специальному курсу гармонии. Содержит около 500 мелодий (некоторые приводятся с образцами гармонизации), а также методическое введение. Мелодии систематизированы в соответствии с порядком прохождения тем, принятым в Музыкальном училище Ленинградской консерватории. Особый раздел посвящен гармонизации с применением полифонических приемов.
Для преподавателей и учащихся музыкальных училищ.

 

 

Мелодии для гармонизации

содержание:

 

ОТ АВТОРА
Настоящий сборник предназначается для преподавателей и учащихся музыкальных училищ в качестве практического пособия по гармонизации мелодии. В сборник включены мелодии, которые автор применял в своей работе с учащимися теоретико-композиторского отделения Музыкального училища ЛОЛГК.
Гармонизация в предлагаемом пособии рассматривается прежде всего как форма учебного задания, но автор стремится максимально приблизить эту работу к практической гармонизации, дать возможность учащимся связать гармонизацию с характером и формой мелодии. Особое значение придается мелодической естественности заданий. Поэтому автор попытался, насколько это возможно в рамках учебного пособия с его неизбежными ограничениями и условностями, сделать задания близкими к живой музыке, не только воссоздавая внешние приметы мелодии, но и придавая ей определенный характер, а порой и жанровую направленность. Хотелось бы надеяться, что мелодическая естественность материала позволит преодолеть неизбежные трудности раннего этапа, связанные с предельной ограниченностью гармонических средств, а с другой стороны, поможет избежать чрезмерной запутанности, переусложнения решений в поздних темах.
Объем и направленность заданий соответствуют программе курса гармонии для теоретико-композиторских отделений музыкальных училищ. При этом особое внимание уделено разделам, либо отсутствующим в некоторых пособиях («Мелодико-гармоническая модуляция»), либо тем, в которых необходимо расширить круг приемов (например, в раздел «Энгармоническая модуляция» включено несколько заданий на модуляцию через увеличенное трезвучие).

Последовательность разделов согласуется с принятой в Музыкальном училище ЛОЛГК последовательностью тем теоретического курса гармонии, за исключением отдельных случаев, когда изменение последовательности прохождения материала связано с методическими установками автора. В частности, некоторые изменения объясняются стремлением как можно раньше дать учащимся возможность для мелодизации гармонических голосов (особенно баса). Исходя из этих соображений, изучение темы «Мелодическая фигурация» начинается с проходящих нот (поступенность — основа мелодического движения), а не с задержаний. Поэтому же, в отличие от принятого в училище порядка, секстаккорды главных ступеней даются — так же как в программе курса — после главных трезвучий.
Несколько особняком стоит раздел «Гармонизация с применением полифонических приемов». Подобной темы в курсе нет, но для совершенствования гармонической техники и особенно голосоведения применение полифонических приемов может оказаться полезным. Заданий здесь немного, но имеется в виду, что и в других разделах некоторые мелодии допускают применение — хотя бы в незначительной мере — элементов полифонии. Задачи из этого раздела можно предлагать отдельным подвинутым учащимся (композиторам), начиная с темы «Побочные доминанты» и дальше до конца курса в качестве дополнительных заданий.
Внутри разделов задания сгруппированы с учетом наиболее вероятного порядка прохождения каждой темы так, чтобы легко можно было подобрать задания к тому или иному этапу ее изучения и использовать в гармонизации новые приемы, новые средства по мере знакомства с ними.
Например, тема «Трезвучие VI ступени» проходится в течение трех занятий таким образом:
1) VI ступень как промежуточное звено в движении от тоники к субдоминанте;
2) VI ступень в прерванном обороте;
3) VI ступень в соединениях VI—V, I—Ve— —VI, VI—1б4- Соответственно такому порядку и
сгруппированы мелодии этого раздела.

Разумеется, педагог имеет возможность руководствоваться своими соображениями и в последовательности прохождения материала, и в выборе заданий. Для этого в каждом разделе задания даны в количестве, несколько превышающем необходимый минимум, и разной степени сложности, включая и очень простые, которые можно использовать для классных «блицрешений».
В конце каждого раздела приводится пример гармонизации одной из мелодий.
Сборнику предпослан методический очерк, адресованный, главным образом, педагогам, в котором рассматриваются как общие проблемы методики гармонизации, так и отдельные частные вопросы, связанные с формой, голосоведением, фактурой.
В трактовке некоторых теоретических понятий, по которым еще существуют расхождения, и в терминологии автор придерживается норм, принятых в Ленинградской консерватории. Это касается ладовой альтерации, родства тональностей, модуляций и некоторых других вопросов.
Во всех заданиях предполагается сохранение общепринятого в учебном курсе гармонии четырехголосного склада и безусловное соблюдение норм голосоведения, определяемых объективными гармоническими закономерностями.

При решении допускаются некоторые не сов-сем привычные для строгих рамок «школьной» гармонии приемы, которые могут помочь сделать решение более естественным:
1) несколько более свободное использование ненормативных удвоений аккордов, допускаемых условиями голосоведения, а также и при перемещении, если аккорд при этом сохраняет акустическую полноценность;
2) свободное применение соединения с ходами терцовых тонов (особенно в верхнем голосе) при всех соотношениях трезвучий, включая и секундовое;
3) уже с первых тем — применение небольших (протяженностью до такта) доминантовых органных пунктов в кадансах.
Подавляющая часть мелодий, помещенных до раздела «Мелодическая фигурация», рассчитана на гармонизацию, при которой каждый звук мелодии оказывается аккордовым тоном. Наряду с этим имеются мелодии, в которых применены проходящие или вспомогательные ноты, несмотря на то, что приемы мелодической фигурации будут пройдены позже. Эти ноты отмечены звездочками. При гармонизации таких мелодий учащиеся должны правильно соединить аккорды, между которыми находится отмеченный звук, не принимая его во внимание, так, как если бы его не было вовсе.