Музыкальная литература, учебники, пособия по музыке
Методические указания
Музыкальный диктант воспитывает у учащихся навыки слухового анализа,
способствует развитию музыкальных представлений и осознанию отдельных
элементов музыки. Диктант помогает развитию внутреннего слуха, музыкальной
памяти, чувства лада, метра и ритма.
При обучении записи музыкального диктанта необходимо использовать различные
формы работы в данной области.
1. Обычный диктант. Педагог играет на инструменте мелодию, которую учащиеся
записывают.
2. Подобрание на инструменте знакомых мелодий, а затем запись их. Предлагается
учащимся подобрать на инструменте знакомую мелодию (знакомую песню), а
затем правильно записать ее. Этот вид работы рекомендуется учащимся в
тех случаях, когда невозможно организовать их домашние занятия по диктанту.
3. Запись знакомых песен по памяти, без подбирания на инструменте. Такой
вид диктанта учащиеся также могут использовать в домашней работе.
4. Запись мелодии, предварительно выученной с текстом. Мелодия, которую
необходимо записать, сначала выучивается наизусть с текстом, после чего
записывается учащимся без проигрывания.
5. Устный диктант. Педагог играет на инструменте короткую мелодическую
фразу, а учащийся определяет лад, высоту звуков, метр и длительность звуков,
после чего поет мелодию с названием звуков и дитижированием.
6. Диктанты для развития музыкальной памяти. Учащиеся, прослушав короткую
мелодию один-два раза подряд, должны запомнить ее и записать сразу целиком.
7. Ритмический диктант. а) Учащиеся записывают продиктованную мелодию
вне звуковысотности (ритмический рисунок) . б) Педагог записывает на доске
звуки мелодии точками или нотами одинаковой длительности, а учащиеся оформляют
мелодию метроритмически (разделяют мелодию на такты и правильно расставляют
длительности звуков в тактах).
8. Аналитический диктант. Учащиеся определяют в сыгранной педагогом мелодии
лад, метр, темп, фразы (повторяющиеся и измененные фразы), каденции (законченные
и незаконченные) и т.д.
При записи обычных диктантов сначала рекомендуется давать учащимся короткие
мелодии с тем, чтобы они проигрывались небольшое количество раз и запись
велась наизусть. Для стимулирования записи диктанта по памяти, при многократном
проигрывании мелодии, следует делать относительно длительные перерывы
между его повторениями. Протяженность диктуемого должна увеличиваться
постепенно и регулироваться развитием памяти учащихся.
Первоначальные диктанты начинаются и кончаются тоникой. Затем вводятся
диктанты, начинающиеся с тонической терции или квинты, позже с других
звуков (с обязательным окончанием на тонике).
После того как учащиеся достигнут уверенной техники в записи подобных
диктантов, можно начать варьировать их заключения, подводя учащихся в
дальнейшем к записи однотональных н модулирующих построений с любым началом
и концом.
Перед диктантом необходимо давать тональную настройку в виде гаммы и тонического
трезвучия или несложную каденцию. Если педагог называет лад и тональность,
то начальный звук мелодии определяют сами учащиеся. В том случае, когда
педагог называет тонику и воспроизводит ее на инструменте (или называет
начальный звук примера), тогда лад и тональность определяют сами учащиеся.
Размер в большинстве случаев определяют сами учащиеся. Педагог должен
следить за тем, чтобы запись диктантов велась учащимися грамотно и аккуратно.
Г. Фридкин
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Одноголосные диктанты
Первый класс
Второй класс
Третий класс
Четвертый класс
Пятый класс
Шестой класс
Седьмой класс
Дополнение
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Двух и трехголосные диктанты