Музыкальная литература - И. Гивенталь, Л. Щукина

Пособия, учебники



Учебное пособие И. Гивенталь и Л. Щукиной
для учащихся училищ, ВУЗов

 

 

Скачать учебник
Музыкальная литература
выпуск 1
Г.Ф. Гендель, И.С. Бах
Авторы: И. Гивенталь, Л. Щукина
“Музыка”, 1986г.
(два варианта pdf - 11 и 22 Мб)

Содержание:

 

От авторов
Предлагаемая книга является расширенным и частично переработанным вторым изданием учебного пособия «Г. Ф. Гендель и И. С. Бах», вышедшего в 1976 году. Как и прежде, в своих методических
принципах авторы исходят из того, что музыкальное мышление воспитывается,
в первую очередь, через постижение существа самой музыки.
Поэтому центральную часть книги составляют анализы музыкальных
произведений: они должны показать учащимся, что содержание, почерпнутое
из реальной жизни, воплощается в музыке в особых, специфических формах. Авторы рассматривают произведения в процессе становления их художественных образов, выявляя драматургическое единство каждого музыкального замысла. Такой тип анализа имеет целью сформировать целостное понимание музыкального произведения, преодолеть столь часто встречающуюся фрагментарность восприятия музыки. Это тем более важно, что учебное пособие адресовано учащимся первого курса теоретического отделения: оно должно с первых же шагов дать им верную профессиональную ориентацию. Как и в первом издании, аналитические разделы предваряются характеристикой творчества Генделя и Баха, а также отдельных жанров, к которым обращались эти музыканты. Вместе с тем, исходя из того, что в современной
музыкальной педагогике проблема углубления исторической основы специального курса музыкальной литературы стоит особенно остро, авторы предпослали монографическим разделам пособия обзорную главу. В ней рассмотрены основные этапы развития истории музыки от древнейших времен до начала XVIII века. Такой более широкий исторический аспект открывает возможность рассматривать отдельные произведения в контексте определенной эпохи, в связи с другими искусствами, а также прослеживать преемственные связи музыкально-исторических явлений. Все это должно помочь формированию представлений о музыке как одной из форм идеологии, что имеет принципиально важное значение, особенно сейчас, в свете задач эстетического воспитания молодежи, поставленных перед профессиональными музыкантами.


Во втором издании подверглись некоторой переработке начальные разделы монографических тем. Содержавшиеся в них ранее музыкально-исторические сведения (помещенные в петит, сноски) нашли место в обзорной главе, биографический же материал здесь расширен, однако изложение фактов жизни композиторов по-прежнему подчинено прослеживанию этапов становления их творчества и характеристике творческого облика музыкантов.
Учебное пособие в своем настоящем виде предполагает различные
формы работы педагога с учащимися. Аналитические разделы требуют тщательной проработки — за фортепиано, с нотами в руках. Они допускают как классную, так и домашнюю работу учащихся.
Материал, содержащийся в очерках, характеризующих отдельные жанры творчества Генделя и Баха, должен помочь более полному и исторически
осмысленному восприятию следующих затем анализов.

Обзорная первая глава предназначена прежде всего для ознакомления
с явлениями музыкально-исторического процесса, для расширения профессионального кругозора учащихся-теоретиков. Она поможет создать ту широкую перспективу, которая включает творчество
Генделя и Баха в единый музыкально-исторический процесс. Эта глава важна также для уяснения ряда основополагающих понятий, связанных с художественными направлениями той или иной эпохи,
с развитием музыкальных форм, самого языка музыки. Эти понятия, которыми педагог постоянно пользуется в преподавании курса, получают здесь по возможности краткую характеристику. Авторы не
предполагают полного изложения всего материала этой главы на занятиях. В зависимости от уровня подготовленности учащихся и собственных педагогических установок преподаватель может распорядиться
им по своему усмотрению. Возможна и самостоятельная домашняя работа учащихся с книгой, и занятия семинарского типа, и подготовка докладов с последующим их обсуждением на уроках и т. д. Подобные
занятия должны с первых же шагов привить учащимся навыки работы с книгой, способствовать развитию самостоятельности мышления, что представляется особенно актуальным в свете проблем современной педагогики.
Отдельные главы учебного пособия, как аналитические, так и обзорно- исторические (в частности, первая глава), могут быть использованы и студентами первых курсов исполнительских факультетов консерваторий.
Авторы выражают благодарность рецензенту Г. А. Савоскиной за высказанные ею ценные рекомендации и советы при подготовке к выпуску первого издания пособия. Авторы также искренне признательны С. И. Чсрняковой и 3. В. Гуменюк за рецензирование второго издания книги, а также всем преподавателям предметной комиссии Музыкального училища имени Гнесиных, принявшим участие в обсуждении как первого, так и второго издания.

Главы между авторами распределены следующим образом: И. А. Гивенталь написаны: в первой главе — разделы «Музыкальная
культура Возрождения», «Музыкальная культура XVII века»;
во второй главе — раздел, посвященный жизненному и творческому
пути Генделя, инструментальное творчество, клавирная и оркестровая
музыка Генделя; в третьей главе — органное творчество Баха, Токката,
Adagio и фуга до мажор, «Хорошо темперированный клавир» (прелюдии
и фуги до мажор и ре мажор), Хроматическая фантазия и фуга, партита
№ 6, оркестровая музыка, месса си минор Баха.
Л. Д. Щукиной принадлежит следующее: в первой главе — разделы
«Искусство древнего мира и античности», «Искусство средневековья»
и характеристика эпохи Генделя и Баха; во второй главе — ораториальное творчество Генделя, оратория «Самсон», сюита № 7, соль минор; в третьей главе — раздел, посвященный жизненному и творческому пути Баха, органные хоральные прелюдии и клавирное творчество Баха,
«Хорошо темперированный клавир» (прелюдии и фуги до-диез минор и ми-бемоль минор), Итальянский концерт, вокально-инструментальное творчество, «Страсти по Матфею», заключение.

 

Музыкальная литература
выпуск 2
К.В. Глюк, Й. Гайдн, В.А. Моцарт
Авторы: И. Гивенталь, Л. Щукина-Гингольд
“Музыка”, 1984г.
(pdf, 24.4 Мб)

Содержание:

 

Учебное пособие «К. В. Глюк, П. Гайдн, В. Л. Моцарт» является продолжением первого выпуска, посвященного творчеству Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. В нем, как и прежде, основное место занимает целостный анализ музыкальных произведений, рассматриваемых в процессе их становления и развития. Вместе с тем авторы сочли целесообразным еще больше наполнить книгу музыкально-историческим материалом, изложенным в обзорных главах. Основная задача этих глав — представить музыку как часть общей картины художественного творчества эпохи Просвещения, включающей литературу, театр, живопись, в связи с характерными для этого времени тенденциями в идеологии, эстетике, художественной жизни в целом.

Аналитическая часть учебного пособия наряду с произведениями, традиционно изучаемыми в курсе, включает анализы струнных квартетов Гайдна а Моцарта, а также фортепианного концерта Моцарта, Некоторые особенно популярные в педагогической практике сочинения, более других знакомые учащимся, авторы сочли возможным исключить (симфонию № 103 и фортепианную сонату ре мажор Гайдна, а также фортепианную сонату ля мажор Моцарта). Определенной компенсацией этого является включение в соответствующие главы обзорного анализа других произведений этих жанров.
Как и предыдущий выпуск, данное учебное пособие требует от учащихся активной познавательной деятельности: усвоение материала должно основываться на систематической работе с нотным текстом за инструментом. Это особенно важно потому, что глубокое и сложное содержание музыкального искусства, к которому обращаются здесь учащиеся, не допускает упрощения в его толковании.
Учебное пособие рассчитано па различные формы занятий: наряду с изложением материала преподавателем возможны и семинары, и подготовка учащимися докладов, и другие виды их самостоятельной работы; при этом в зависимости от уровня подготовленности учащихся преподаватель имеет возможность варьировать объем привлекаемого материала и детализацию его изучения. Наличие развернутых музыкально-исторических обзоров, а также разделов, дающих суммарные характеристики жанров, рассмотрение анализируемых произведений » контексте художественной жизни эпохи дает возможность использовать эту книгу и в качестве учебного пособия для студентов исполнительских факультетов музыкальных вузов.

 

Скачать пособие Скачать пособие -
два выпуска
(zip 56 Мб)