Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии

Учебники гармонии



Учебные пособия, задачи по гармонии для консерваторий, училищ
Предлагаемое пособие является приложением к учебнику гармонии А.Н. Мясоедова, 2-е издание которого увидело свет в 1983 г. Этим определяется последовательность в изложении материала, степень трудности упражнений.

 

Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии

содержание:

 

От авторов

Настоящее пособие по игре на фортепиано упражнений в курсе гармонии задумано авторами как приложение к Учебнику гармонии А. Мясоедова основанному на методике Чайковского — Аренского. Как и учебник, пособие предназначается для использования Педагогами и учащимися теоретических отделений, а также общих курсов гармонии музыкальных училищ. Пособие может быть также использовано и в ряде тем курса гармонии на исполнительских отделениях консерваторий.
Изданные ранее пособия этого же типа С. Максимова и соответствующий раздел задачника Б. Алексеева3 не рассчитаны, как известно, на данную методику и могут быть использованы лишь частично, что и вызвало необходимость составления предлагаемого пособия. Естественно что авторы, стремясь исключить дублирование этих пособий, подробнее разрабатывают разделы, отсутствующие в них, и в очень малой степени касаются тех разделов, которые не связаны с особенностями и отличиями методических принципов (например, раздел «Построение и разрешение аккордов» в задачнике Б. Алексеева).
Отличия настоящего пособия от аналогичной работы С. Максимова заключены не только в следствиях всеступенности или трехступенности, а в более концентрированном, сжатом объеме. Это объясняется тем, что здесь отсутствует все, что касается вопросов: какие расположения возможны, как соединяются аккорды, как делается модуляция, как найти ошибки в гармонизации и т. п., —все то, что подробно рассматривается у С Максимова, поскольку попутно с упражнениями в игре на фортепиано автор излагает и свои методические соображения. Подробное изложение всего этого в нашем пособии оказывается ненужным, так как пособие является частью «трилогии» (учебник, задачник, пособие) одного автора. Методические замечания, данные в главах, касаются лишь некоторых деталей, которые не могли быть учтены в рамках учебника.

Существенно отличается пособие и от переизданного недавно сборника «Упражнения по гармонии за фортепиано» Л. Рудольфа, методические принципы которого близки школе Чайковского — Аренского. К сожалению, он не представляет собой систематического пособия и своей планировкой не отвечает принципу постепенности (см., например, первые же задания на с. 7). Кроме того, при редактировании третьего издания в пособии Л. Рудольфа, по Возможности, «исправлено» все, что связывало его методику с традициями школы Чайковского (например, терминология, обозначения и т. п.).
По существу, пособиями Л. Рудольфа и С. Максимова и исчерпывается учебная литература, посвященная важнейшей форме работы по изучению гармонии. Изданное еще в прошлом веке пособие Г. Конюса значительно устарело. Вместе с тем игра упражнений по гармонии на фортепиано ( нуждается в соответствующих пособиях. Как показывает практика, основной упор делается обычно в процессе занятий на письменные упражнения, игре же и анализу уделяется значительно меньше времени. Возможно, что хорошая «оснащенность» курсов гармонии материалом для письменных работ — задачниками — й является одной из причин крена в этом направлении. Характерно и то, что задачники эти во многом разные. Следовательно, педагогу легко подобрать материал, соответствующий его педагогической индивидуальности и потребностям конкретного курса, который он ведет.
Методические трудности обучения не снимают, однако, необходимости и важности регулярной работы по игре. Важность ее заключается, прежде всего, в слуховом постижении законов гармонии, что, с одной стороны, ценно само по себе для любого музыканта, а с другой стороны — ценно своей чисто практической направленностью. Эта направленность ведет к развитию двух навыков: навыков импровизации и навыков чтения с листа. Последнее обеспечивается координацией «читающего глаза», «слышащего уха» и играющих рук, координацией, которая вырабатывается при регулярных упражнениях в игре на фортепиано в курсе гармонии.
Предлагаемое пособие предусматривает использование его параллельно с названным выше учебником, поэтому план расположения материала в пособии соответствует расположению материала в учебнике по главам. Однако внутри глав пособия расположение материала не всегда соответствует параграфам учебника, так как методически целесообразнее исходить из определенной последовательности видов заданий по игре.

Пособие представляет собой соединение собственно заданий с методической разработкой самой формы работы. В связи с этим в начале каждой главы даются методические пояснения, адресованные в меньшей степени учащимся, а в большей — начинающим
педагогам. Эти пояснения требуют особо внимательного к ним отношения, так как без них в некоторых случаях упражнения могут показаться недостаточно ясными.
Каждое задание должно выполняться только теми средствами, которые уже изучены к моменту, когда оно задается. Однако к заданию данного типа можно вернуться и позже, используя, например, заданные в предыдущих главах ритмические рисунки при изучении последующих тем.
В пособии не случайно используются разнообразные формы предложения заданий. Например, одно задание в конкретных тональностях, другое — в любой мажорной, а третье — в тональностях с определенным количеством знаков и т. п. Каждое конкретное задание является типовым, позволяющим педагогу, варьировать те или иные его компоненты, а также объем. Поэтому, например, в пособии отсутствуют точные повторения заданий от разных звуков. Предполагается, что, если задано что-либо построить, например, от ре-диез, педагог может сколь угодно повторять задания от других звуков. С этим же связано и то, что упражнения неравномерны по объему (одни больше — другие меньше). Необходимость более длинных упражнений обычно вызвана демонстрацией разных способов постановки вопроса.
Однако учащимся и начинающим педагогам рекомендуется варьировать лишь «внешние» параметры: тональности и звуки, от которых предлагается что-либо построить Можно варьировать и объем задания (не в трех тональностях, а в четырех, пяти и т: п.). Изменение же существа задания могут позволить себе лишь опытные педагоги. Учащемуся, например, до изучения закономерностей функциональной логики непонятно, почему ряд трезвучий, требующих соединения глава вторая, задание III, упр. 3), представляет собой именно такую последовательность, а не другую, именно с такими указаниями на расположение и мелодическое положение, а не с другими.

Авторы пособия придают большое значение роли метроритма в освоении гармонических закономерностей! Поэтому особое внимание следует обратить на ритмичное исполнение всех упражнений, которые заданы в определенном ритме. Игра в заданном ритме важна со многих точек зрения. Во-первых, ритм «омузыкаливает» схему аккордов, что делает ее лучше воспринимаемой слухом. Во-вторых, ритмическая организация необходима, так как далеко не все аккорды «безразличны» к своему метроритмическому положению (кадансовый квартсекстаккорд —на сильной доле, проходящие аккорды —на слабых и т. п.).
Одной из особенностей пособия, связанной с традициями школы Чайковского, является введение тональных (диатонических) секвенций с первого же этапа обучения. Подобно тому как у Аренского сразу после задач на трезвучия следуют задачи на тональные секвенции с использованием трезвучий, секвенции даются и в предлагаемом пособии. Это становится возможным, так как в пособии сразу же вводятся трезвучия всех ступеней лада. В пособии С. Максимова, например, для закрепления соединений трезвучий I, IV и V ступеней приходится вводить модулирующую секвенцию, что на данном этапе явно рано. Много хороших мотивов тональных секвенций есть в задачнике Б. Алексеева, но они рассчитаны на более поздние этапы обучения, свидетельством чему, например, задержания в первой же секвенции (см. с. 235, № 1 задачника Б. Алексеева).

Авторы считают, что большое количество легких секвенций в пособии позволит дать учащимся элементарные навыки секвенци-рования в самом начале изучения гармонии. Это чрезвычайно важно, так как секвенции в курсе гармонии так же необходимы, как технические этюды при занятии на любом инструменте. Поэтому очень полезно требовать от учащихся умения играть самые разнообразные секвенции. Тональные секвенции надо играть, исполняя все звенья до повторения начального мотива в следующей октаве. Секвенции внутри заданий расположены по нарастанию трудности (количество аккордов, фактура), что позволяет первые образцы использовать на общих курсах, а последние — только у теоретиков.
Авторы надеются, что данное пособие может оказать помощь не только тем, кто в изучении гармонии опирается на традиции школы Чайковского — Аренского, но и тем, кто эту методику использует частично.


Глава первая. Трезвучия в четырехголосном складе
Глава вторая. Соединение трезвучий
Глава третья. Обращения трезвучий
Глава четвертая. Септаккорды
Глава пятая. Альтерация аккордов субдоминантовой группы
Глава шестая. Отклонения и модуляции
Глава седьмая. Неаккордовые звуки.
Глава восьмая. Альтерация аккордов доминантовой группы
Глава девятая. Внезапная модуляция
Глава десятая. Мажоро-минор