Композитор Анатолий Новиков - биография

А. Новиков (ноты к песням)



Жизнь и творчество композитора Анатолия Новикова
Нотные сборники для голоса и фортепиано

 

С песней—в жизнь,
в бой, на вдохновенный труд

 

 

Песня, на которой Анатолий Новиков сосредоточил свое творческое внимание и мастерство, явилась одним из главных жанров его творчества. В ней он вел своеобразную летопись жизни, подвигов своих современников, поспевая за гигантскими шагами истории, творимой его великой Родиной, Советской страной; беседовал со своими современниками.
Ярчайшей нитью через творчество композитора проходит тема беззаветной любви к Родине, высокая идея интернационализма, тема братства советских народов.
Богатое наследие песенного прошлого нашей Родины, многонациональный фольклор и современное народно-песенное творчество послужили Анатолию Новикову надежной основой для выработки собственного музыкального языка, способного выпукло, рельефно и убедительно отразить волнующие композитора события.
Он поставил себе задачей —трудной, но увлекательной— нарисовать музыкальные портреты героев, любовно воспеть новые, рожденные в процессе борьбы за построение коммунистического общества черты характера людей — новаторов во всех областях жизни. Путем отбора, взыскательного и требовательного, нужных ему интонаций, мелодических ходов Новиков находил «свой» песенный язык, свой песенный стиль.
В юности композитор подружился с воинами Красной Армии, а затем с молодежью, грудью защищавшей Родину в годы военного лихолетья, и потому центральным образом его песенного творчества стал образ советского солдата, Посвятив Советской Армии добрую половину своих произведений, Новиков воскресил к новой и долгой жизни интонации старых солдатских, казачьих песен — во всем многоцветье их, в упругости и энергии их ритмов, в их русском многоголосии.

В богатой событиями послеоктябрьской жизни композитор выбирал сюжеты и образы для своего творчества. Тема партии, коммунистического строительства, перекликающаяся с вечно живым, дорогим образом Владимира Ильича Ленина, осеняет многие песни Новикова. Ленинский комсомол, молодежь, тема борьбы за мир — бесконечно многообразная в своих проявлениях — этим благородным содержанием наполнены и сотни лучших песен Новикова.
Песни Новикова звучат с такой подкупающей сердечностью и полнотой чувств, что невольно запоминаются, становятся неотъемлемой частицей жизни. Благодаря им возникает и любовь к самому автору, который так по-русски широко, свободно, щедро и задушевно умеет рассказать о многом важном, ценном в жизни человека наших дней, нашей бескрайней страны.

 

Песенные рассказы о солдатской жизни

 

 

В мир песни Новиков вошел с «Песней о Котовском» (1934). Сам выбор стихов Эдуарда Багрицкого, превосходных по своей народной сочности и поэтической точности, предопределил ее успех, который еще упрочился благодаря вольной, широкого дыхания мелодии песни, интонационно близкой украинским напевам:

ноты к песням


Б ее характере есть и чисто русская удаль, пленяющая своей широтой, размахом. Все в мелодии песни и ее гармоническом сопровождении естественно. Логично динамическое нарастание: одноголосный запев подхватывается двумя запевалами в терцию, а венчает лаконичную «песенную формулу» двух-трехголосный хор.
Найденная композитором мелодия, при всей ее сжатости, соответствует каждому из куплетов своим боевым настроем. И это умение создавать мелодию, емкую по своему эмоциональному содержанию, помогло композитору в дальнейшем достигнуть отличных результатов.
Среди «солдатских» песен, относящихся к началу творческой деятельности Новикова, немало удачных; в них постепенно кристаллизуется почерк композитора, отличающийся внутренней энергией, динамикой. Таковы «Песня молодых бойцов», «Пятьдесят пятый», «Песня о Чапаеве» и песня-романс «Отъезд партизан», созданные в 1936— 1937 годах.
Многие песни, посвященные Советской Армии, могут исполняться и соло, и дуэтом, и хором (такая «вариантность» исполнения часто практиковалась не только в воинских частях, но и на эстраде). Но основное предназначение этих хоровых песен с широким запевом и лихим, либо мощным припевом — распеваться в строю или на бивуаках. Такова, например, «Песня молодых бойцов» (слова В. И. Лебедева-Кумача).
Талантливейший мастер текстов массовых песен, Лебедев-Кумач умел найти особую форму стихов, дававшую композитору необходимый импульс для создания единственно нужной мелодии. Когда же поэту приходилось (а это бывало нередко) писать текст на уже сочиненную композитором мелодию, Лебедев-Кумач чутко подчеркивал акценты, оттенявшие драматический либо шуточный характер музыки.
«Песня молодых бойцов» посвящена проблеме воспитания патриотизма у юношей, призванных Родиной стать в ряды ее защитников.
Мелодия песни привлекает упругим ритмом, «звонкостью»:

Скачать ноты

Не удивительно, что ее подхватили во многих частях армии и она быстро облетела всю страну. Короткий запев переходит постепенно в припев, завершающийся решительным, энергичным хоровым заключением:

Ноты песен Новикова

Иной склад и характер в песне «Пятьдесят пятый». «Пятьдесят пятый» — номер запасного стрелкового полка, отличившегося в октябрьские дни исторического 1917 года в сражении с белогвардейцами-юнкерами, засевшими в Московском Кремле. Композитор избрал тревожный, балладный тон для повествования о подвиге героя-солдата, отдавшего жизнь в борьбе за победу революции. Значителен в песне запев, полный горестного раздумья, и, при всей простоте, искусно разработана полифония хора. Продуманный и прочувствованный текст естественно, взволнованно распет в музыке.
Для молодого композитора сюжетная песня стала своеобразной «путеводной звездой». Он старался найти музыкальные средства для воплощения характера героя и делал попытки запечатлеть в мелодии образ заинтересовавшего его человека. Вот откуда, из каких корней выросли в позднейшее время песни о Чапаеве, о Заслонове, о матери Олега Кошевого, о Рокоссовском и Крохалеве, о Ворошилове и Буденном, о лейтенанте Галимове, о героях Великой Отечественной войны.
Интересно одно из ранних произведений Новикова, «Песня о Чапаеве» (слова С. Болотина), завоевавшая большую популярность. Ее пели на фронте, не забыта она и теперь, ее поют и взрослые и школьники.

Это — не походная песня, не маршевая, не строевая — мелодия задумчивая, задушевная, но и чеканная в своем неторопливом темпе. Воспоминания о подвигах легендарного Чапая, хоть и горек его трагический конец, — полны оптимизма. Как орел, в представлении народном, налетел Чапай на врагов-беляков:

Ноты для фортепиано

Очень хорош внезапный взлет мелодии на октаву. Песня привлекает мужественным размахом мелодии, ее широтой.
В 1938 году, когда грозовые тучи надвигавшейся войны с фашистами стали особенно грозными, Новиков написал на текст Лебедева-Кумача одну из лучших своих песен «По морям, по океанам». Композитора вдохновили образные строчки стихотворения, ставшие плакатно-броским припевом песни:

Солнце льется, сердце бьется
И отвагой дышит грудь.
Над волнами вместе с нами
Птица-песня держит путь.

Нотный пример

Заметный след в творчестве Новикова, да и в репертуаре армейских ансамблей оставила «Хасанская сюита» — отклик Новикова на бои в районе озера Хасан. Совместно с поэтами В. Лебедевым-Кумачом, В. Гусевым, С. Алымовым и Т. Сикорской Новиков создал песни «Хасанская ночь» («Пала темная ночь»), «Лейтенант Галимов», «Расскажи ты, ночь сырая», «Граната» и «Стрелковая заозерная», вошедшие в «Хасанскую сюиту», а также «Песню дальневосточных летчиков», в которых рассказ о происходивших боях проникнут патриотическим чувством любви к Родине.
Каждая из шести песен демонстрирует уже в этот период типично «новиковские» черты в построении мелодии: лаконичность, образность, выпуклость, рельефность в характеристике героя, своеобразную афористичность.
«Пала темная ночь» (слова В. Лебедева-Кумача) — образец краткости, структурной простоты. Скупость примененных композитором средств продиктована точно осознанной задачей: дать картину геройской, быть может, смертельной схватки с врагом.
С подлинным вдохновением написана «Граната» (текст В. Гусева). Ее «изюминка» — в ритмической структуре мелодии, сообщающей песне характер задорности, лихости, приближающей ее к народным перекличкам-прибауткам, в чем-то продолжающим традиции старых рекрутских песен.

Вспоминается меткая и справедливая характеристика творческого стиля Новикова, данная почти четверть века тому назад П. Апостоловым: «Новиков чутко улавливает ту грань, когда пользование изжившими себя приемами и средствами музыкальной выразительности может превратиться в штамп, в шаблон. Благодаря своему художественному чутью и мастерски выработанной технике письма, он умело избегает этого. Осуществляя основной принцип в массовом песенном творчестве — принцип обновления материала, он в каждом отдельном случае прибавляет к ставшему уже традиционным жанру что-либо свое, индивидуально неповторимое» К
С 1935 года начинается творческая дружба Новикова с поэтом С. Я. Алымовым, хорошо знающим жизнь наших бойцов. На слова Алымова Новиков создает песни «Пограничная-сторожевая» и «Наша депутатка», а также «Пограничная-колыбельная» и «Хороши подруги наши» из цикла «Боевые подруги». Лучшая из песен, написанных на слова Алымова, — «Тульская винтовочка» прочно вошла в быт многих частей. Она появилась в 1940 году, когда зловещие зарницы уже начавшейся всемирной военной страды становились все явственней и ощутимей.

 

Песни огненных лет

 

 

Многообразны чувства, которые композиторы призваны были отразить в своем творчестве в дни войны. Патриотический подъем находил выражение в песнях, исполненных гнева. Призыв к сопротивлению, к свершению подвигов, горячий, темпераментный клич, слово бодрости, задушевное напутствие — таково содержание десятков и сотен песен.
Если в одной из первых новиковских песен, написанных в начале войны («В поход», слова А. Прокофьева), тема взята, как и у поэта, еще в самом обобщенном виде — «Враг должен быть разгромлен навсегда!» — и основной мотив плакатен, традиционно маршеобразен, то в замечательных песнях 1942-го и 1943-го годов «Пять пуль» и «Ветер студеный» и слова, и мелодия отличаются новыми качествами. В стихах А, Софронова («Пять пуль») и Г. Фроловского («Ветер студеный») заключены яркие драматические образы, вдохновенно развитые и «распетые» в музыке Новикова.
В чем же разящая сила песни «Пять пуль»? Прежде всего — в волевом напеве, не уступающем по своей выразительности содержанию слов, в походном темпе его исполнения, в маршевом трехчетвертном размере, в неукротимом движении «вперед, во что бы то ни стало»:

Скачать ноты к песням

«Пять пуль» как памятник мужеству народных мстителей возвышается среди многих «песен гнева». Она продолжает звучать и в наше мирное время.
Совсем иной, и по форме, и по настроению, является песня «Ветер студеный» с авторским подзаголовком — «песня мести». Она решета композитором в жанре баллады.
Довольно большое вступление солиста вводит слушателей в мир трагических переживаний солдата:

Песни Новикова - ноты


Хата моя зарастает бурьяном,
Жинку в полон увели.


По существу это песенный монолог. Он ведется запевалой неторопливо, задумчиво. Мелодия с широкими квинтовыми ходами внешне спокойна. Однако фортепианный аккомпанемент передает внутренне сдерживаемое волнение. И когда вступает хор, нарастание напряжения достигает в музыке кульминации на тяжком, подобно удару молота, слове «Месть!»:

Нотные сборники

Эта песня, воспринятая как священная клятва бойца, сыграла свою роль в дни войны. Она осталась в памяти как документ поры испытаний миллионов, живших волей к сопротивлению, стремлением к победе.
Донской казачий распев сближает разные по своей сущности песни 1942—1943 годов: «Сталинград», «Шуми, наш Дон» и «Шашка», написанные на стихи А. Софронова.
Двадцатитактна хоровая песня «Шуми, наш Дон», но композитор сумел вложить в лаконичную музыкальную форму большое содержание. Это не только песня-воспоминание, но и призыв к «отчизны побратимам» («проклятый ворог должен наземь пасть 1»), и исполненное любви обращение к Родине («Шуми, наш Дон, шуми водой свинцовой, лети на берег грозною волной!»).
Суровый и вместе с тем ласковый напев — былинно-речитативный поначалу — широко распет в конце.
В биографическом очерке о Новикове вскользь упоминалось о коллективном труде нескольких композиторов над героической ораторией «Красногвардейцы-мозырьцы». Лев Ошанин и Новиков проявили себя в ней не только как мастера поэзии и музыки, но и как художники, способные чутко отразить настроение масс (песни созданы во время фронтовой поездки), найти правильный поворот темы. Уже во вступительной песне:

Бомба нас сторонится,
Мина - не берет.

найден верный тон. Солдатские походные ритмы, броские, плакатные интонации вливают свежие силы, заставляют хотя бы на время забыть полные напряжения бессонные ночи.
Следующие части оратории: «Песня о Мозыре» (о полесском городке-герое); задорная солдатская песня «На Берлин»; походная «Наша дивизия»; искрящиеся юмором «Частушки про клинки и пушки»; песня, воспевающая подвиг солдата, — «Бронебойщик Маштаков»; лихой «Гвардейский тост» и написанная на слова поэта С. Алымова, венчающая ораторию походная песня «Недалек тот денек»!
Такова оратория «Красногвардейцы-мозырьцы» — ценный документ, свидетельствующий о боевом пути гвардейской воинской части, заслуженно вошедшей в славную историю Советской Армии.
В трудные годы Великой Отечественной войны упрочилось творческое содружество Новикова и Алымова. Оптимисты по натуре, оба художника понимали, что гнев и чувство мести, ненависти к врагу могут быть усилены стократно, если воин в минуты передышки улыбнется острому слову, живой музыкальной шутке.
В 1941—1943 годах появляются одна за другой замечательные песни Новикова на стихи Алымова: «Вася-Василек», «Самовары-самопалы», «Фронтовая борода». К этой же категории песен, полных юмора, надо отнести «Спор о генералах» (текст И. Финка), «Зимушка-зима» (текст И. Добровольского) и «Любо-хорошо» — песня ополченцев (слова И. Доронина).
Задушевностью, бодростью, русской «молодецкой» удалью отличается напев «Зимушки-зимы», в котором ясно ощущаются глубоко народные обороты. Песня воспринимается как выражение страстной воли к жизни, особенно благодаря ее разящим словам:

Ты ударь сильней, пурга,
Чтоб засыпали снега,
Чтоб метели налетели
На заклятого врага.

В песне «Вася-Василек» чуть насмешливому, ободряющему обращению к затосковавшему бойцу соответствует прибауточный характер песни и ее хлесткий ритм. Лирика здесь как бы по контрасту, но очень органично освещает суровую боевую обстановку. В этом ласковом и вместе с тем заразительно веселом диалоге (миниатюрная, трехминутная сценка) нет ни тени назидательности, он основан на товарищеском сочувствии, на дружеской солидарности. Ярко танцевальный, плясовой, от интонаций «Барыни» идущий припев — весь в традициях русского, чуть лубочного пересмешничества. Он добродушно искрится лукавой улыбчивой приветливостью. Бойцам особенно по душе пришлись слова: «Никогда не унывай!».


Ноты к песня о войне

В том же ряду «заряжающих» бодростью песен — зажигательная по мелодии, близкая к жанру частушки «Самовары-самопалы». Хлестко, метко, находчиво — так можно охарактеризовать эту полюбившуюся не только армии, но и всему народу песню, надолго вошедшую в репертуар Краснознаменного ансамбля.
Что же в ней характерного, привлекающего внимание и исполнителей, и слушателей? Прежде всего — органическое единство текста и мелодии, построенной в плане веселой импровизации.
Особую остроту ей придают синкопированный ритм, лихие, неожиданные акценты, возникающие на неударяемых словах. Мелодия словно рвется в бой, электризует, воодушевляет, зовет вперед.
Вся песня проникнута гордостью за изобретательный народ — тульских оружейников:

Никогда не умирала
Слава тульских кузнецов,
— Самовары-самопалы
Смастерили для бойцов.

Само собой понятно, о каких «самоварах-самопалах» идет речь. Ведь

В этом хитром самоваре
Кран особый, боевой:
За версту врагов ошпарит
Кипяточек огневой!.

Боец словно любуется удачей туляков, забывших в годы войны о сне и отдыхе:

Пышут жаром небывалым
Самовары-самопалы,
Вот так самовары!.

Духом удалой скоморошины веяло от этой веселой, задиристой и грозной песни. Она была подхвачена на лету, запомнилась и стала неразрывной с борьбой советского народа.
Хороша по мысли и песня «Спор о генералах» (слова И. Финка). Это картинка спора двух бойцов, каждый из которых гордится «своим» генералом, мастерски воплощенная в виде драматизированного «хорового представления», в котором принимают участие хор и солисты.
В конце припева композитор ввел несколько измененную мелодию запева, придав ей удалой, победный характер, соответствующий словам, венчающим песню:
1943 год дал обильный урожай песен, нужных Родине, армии, людям, без устали работающим и на фронте, и в тылу. Так, после знаменитой битвы на Курской дуге и освобождения Орла возникла великолепная песня 129-й Орловской дивизии — «Где орел раскинул крылья» на текст С. Алымова, сохранившая свою прелесть и значение до сих пор. Ее мелодия, разливающаяся подобно могучему потоку, очень русская по ладово-интонационным истокам, покоряет волевой сдержанностью и поэтичностью:

Песни Великой Отечественной войны

В конце припева композитор ввел несколько измененную мелодию запева, придав ей удалой, победный характер, соответствующий словам, венчающим песню:

Скачать ноты к военным песням

Двадцать пять лет спустя, когда проходили всенародные праздники в честь славной победы Советской Армии, композитора, как уже отмечалось, вновь пригласили на места памятных боев. И возникла новая песня «Грозой овеянные сны» на стихи поэта А. Кубарева, написавшего простые и строгие строки:

На Белгородские поля
Сошлись седые тополя
И молча смотрят на гранит,
Где пламя вечное горит.

Композитор правильно понял дух и направленность слов, составляющих сердцевину песни:

Былое в памяти встает.

Его песня — это не траурный марш, а скорее легенда о неумирающих героях. Они живут не только в памяти, но и в сердцах миллионов людей. Они бессмертны.
Спокойный тон рассказа предваряется небольшим фортепианным вступлением:

Ноты к песням военных лет

Оно переходит затем в рассказ певца-повествователя

Нотные сборники

Ноты для фортепиано

Кульминация песни падает на ее последний куплет, где звучит тема, такая близкая Новикову-патриоту, борцу за мир во всем мире:


Легенды ходят о войне,
Людей к содружеству зовут,
Чтоб никогда пожар войны
Не тронул мирной тишины!.


В 1943 году, совместно с поэтом Я. Шведовым, Новиков создал молдавскую «Партизанскую думку» — песню о горькой участи измученного, обездоленного врагом края, живущего мечтами о грядущей победе.
Завершая главу о солдатских песнях Новикова, интересно проследить, как совершенствовался стиль композитора на протяжении тридцати пяти лет, как, начиная с «Марша красных мотористов» и «Комсомольской-снайперской» (тексты С. Болотина), «Боевых подруг» и «Отъезда партизан», композитор пришел к подлинным шедеврам конца 40-х, а затем 60-х годов: «Дороги», «Чей-то сын» и «Баллада о русских мальчишках».
В цикле «Боевые подруги» останавливают внимание «Мать и сын» (слова Т. Сикорской) и «Колыбельная» (слова С. Алымова). Объединяет эти очень разные песни избранный композитором излюбленный им характер драматизированного повествования. Так, романс-песня «Мать и сын» воспринимается как оперный диалог-сцена. Тонко «инструментовано» миниатюрное вступление к романсу. В воображении возникает дуэт гобоя и кларнета, рисующий пейзажный фон, на котором разворачиваются события. Мать-старушка провожает сына-казака и ласково напутствует его. Соответственно трем разделам романса — описание действия, обращение матери и ответ сына — построена и его трехчастная музыкальная форма. Спокойно-повествовательный тон начального рассказа сменяется трепетно-взволнованным речитативом матери и мужественными ответами сына. Он знает свой долг перед Родиной. Голос его смел, юношески задорен.

Иного склада драматический монолог молодой матери в «Колыбельной» (слова С. Алымова). От ритмической формулы, свойственной колыбельным песням, композитор не отступает в течение всего романса. Однако это не мешает ему создать динамичную психологическую картину. Сначала нежность и ласка освещают обращение матери к крошке сыну. Затем с силой и энергией она ведет гневный рассказ о врагах, угрожающих родной границе. И снова мягко, светло звучат ее слова при воспоминании об отце ребенка: пусть спокойно, беззаботно спит сын в колыбели. Советская граница —на надежном замке.
Словно по ступеням, ведущим к отточенному мастерству, подымался Новиков, создавая в 1936 году «Отъезд партизан» (на слова Я. Шведова). Это было произведение уже не простейшего куплетного строения, а более сложного— любопытный синтез песни, романса, баллады.
Более тридцати лет минуло после создания «Отъезда партизан», сразу привлекшего внимание популярного певца, талантливого солиста Большого театра С. Я. Лемешева, который смело включил песню в свой репертуар и благодаря неизменному успеху исполнял ее многие годы.
«Отъезд партизан» распадается на несколько эпизодов, в которых первый рисует сборы «ребят удалых» в поход. Второй посвящен тревожным думам оставшихся матерей и невест: «вернется ль, оборотится?».
Третий эпизод — прощание казаков-партизан и торжественная клятва защитить родную станицу. И, наконец, финальная, четвертая картина — описание отъезда. Провожающие с надеждой глядят вдаль. Затихают приветственные клики, чуть слышен стук копыт невидимых уже коней. Светла и овеяна надеждой печаль разлуки. Такова жанровая картинка, положенная композитором в основу романса.
Интонационные истоки музыкального языка этого произведения, его ритмическое своеобразие коренятся в русском фольклоре, в старой крестьянской, казачьей и городской песне. Настойчиво проводимый почти сквозь всю песню синкопированный ритм сообщает мелодии. ту живость, которая противостоит естественно прорывающемуся тоскливому чувству. Вариационная разработка в аккомпанементе компенсирует некоторую статичность вокальных приемов. Новый мелодический материал Новиков привлекает лишь в широкопесенной сцене прощания казаков-партизан с родным селом. В остальных частях романса песни использован красочный мелодический рисунок, появившийся в самом начале с характерной синкопой на второй четверти.

Среди песен Новикова, выделяющихся могучей лирико-драматической силой, по справедливости на первое место следует поставить «Дороги».
Интересна история создания этой песни, глубоко полюбившейся народу. О возникновении ее замысла рассказывается в небольшой, но увлекательно написанной книге Льва Ошанина «Как создавалась песня»: «В годы войны был в Москве ансамбль песни и пляски войск НКВД, В 1945 году этот ансамбль обратился к нам с А, Новиковым с просьбой написать одну или две песни для новой программы. Темы песни заранее были определены, мы получили длинный перечень их, отпечатанный на машинке.
Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано. И мы с Новиковым, в частности, написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло: «Солдаты едут на фронт».
Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу.
Песня рождалась у рояля. Сначала появились четыре коротенькие музыкальные строки, и на них тут же приблизительно, потом почти точно легли строки стихов:


Эх, дороги — Пыль да туман,
Холода, тревоги,
Да степной бурьян.


Потом широкая и несколько грустная интонация этого запева потребовала быстрой моторной средней части песни:

А дорога дальше мчится,
пылится, клубится.

(Очевидно, прием секвенции натолкнул поэта на эти точно «стреляющие» слова. — Г. П.)
Все строчки песни оказались совсем короткими. Было очень трудно положить на них естественные и емкие слова и заставить эти слова рассказывать».
Очень важно дальнейшее «продвижение» песни. Она была встречена при первом же исполнении восторженно. Но авторы остро почувствовали, чего песне не хватает, чтобы она еще полнее отразила значительную, жизненно очень важную послевоенную тему. И песня была капитально переработана, особенно в поэтическом ее варианте, получила окончательное название (сначала были «Солдатские дороги», затем «Эх, дороги». Наконец, просто «Дороги»). Поиски увенчались успехом,
«В песне „Дороги", — вспоминает поэт, — строка короткая, слов в ней умещается мало, и каждое должно много весить.»

«Дороги — Пыль — Холода» — все это объемно, включает в себя множество зрительных, слуховых, чувственных и всяких иных понятий и ассоциаций.
Вдохновенная мелодия — конечно же, редкая удача у любого композитора — здесь была реализована по свежим следам только что пережитого, передуманного, выстраданного целым народом. Вот и «родилась мелодия», которой предстояла долгая, долгая жизнь.
Подлинную теплоту большого человеческого сердца излучает с необыкновенной силой простая, но чудесная в своей русской глубине мелодия. Она течет спокойно, ровно на это спокойствие кажущееся, за ним — трепет взволнованного воспоминаниями сердца. Мелодия поражает способностью объять и передать всю сложность человеческих чувств. Ведь воспоминания разные, и среди них немало горьких, страшных: «Нам дороги эти позабыть нельзя.»
Где бы ни исполнялась эта песня, в какой бы стране ни звучала, — ее слушают не шелохнувшись, с напряжением. Сила песни в том, что побеждает не горечь, а светлая романтика, излучаемая мужественной лирикой мелодии.
Не могу не вспомнить случай, описанный мной в давно вышедшей книге «Записки лектора». Там рассказано, как песня «Дороги», венчавшая цикл лекций, прочитанных на. немецком языке для военнопленных, находившихся в огромном лагере под Москвой (это было задание Политуправления РККА), вызвала неожиданную для меня реакцию. Я читал лекции о советской музыке, о ее гуманистической сущности, о социалистическом реализме и завершил последнюю лекцию песней Новикова, которую, не переводя на немецкий язык, пришлось спеть самому. Надо было видеть огромную, длинную аудиторию, сотни притихших людей и множество платков, вдруг замелькавших в руках слушавших. Далек я был от мысли, что в моем дилетантском исполнении песня произвела столь сильное впечатление. Очевидно, в мелодии песни заключалась могучая сила, способная даже вчерашних врагов заставить задуматься о пройденном бесславном и кровавом пути. Потом я перевел слушавшим текст и оказалось, что подавляющее большинство было близко к пониманию идеи этой удивительной песни:

Ноты к песне дороги (фортепиано, баян)

Семнадцать лет спустя Новиков и Ошанин вновь создали замечательную песню, заставляющую сердца слушателей сочувственно забиться ей в такт. Это — «Баллада о русских мальчишках» (1962).
Энергичное, в темпе марша вступление увлекает слушателя с первых тактов. Есть в нем та «электрическая искра», которая по невидимым проводам передается безошибочно от сердца к сердцу.

Разве можно забыть
Этих русских мальчишек. —

возникает голос рассказчика, повествующий о юном поколении семнадцатого года, года революции.

Глядит Революция, очи суровы:
Откуда вы, кто вы? На что вы готовы?! —

спрашивает затем хор. И звучит ответ, становящийся все убежденней, все торжественней — как клятва Родине:

Готовы на радость победных огней,
На голод, на холод могильных камней,
Готовы на все—ради завтрашних дней!.

В нем — и патетика, и несокрушимая воля, та воля, что помогала преодолевать любые препятствия в годы становления страны после гражданской войны, строительства социализма, в годы защиты Родины от гитлеровских орд, в годы запуска космических ракет и межпланетных полетов:

Скачать ноты для фортепиано, гитары, баяна

Мелодия поднимается словно со ступени на ступень, ее энергично-поступательный ход разворачивается не сразу, а постепенно, но завершается, словно взрывом — кратко, ударно, и возглас «ради завтрашних дней» заражает юношеской отвагой, готовностью все победить, все преодолеть. Характерны в фортепианном сопровождении фанфары, помогающие воображению перенестись от картины к картине.
Эта песня — образец гармонического слияния и взаимного дополнения образов поэтических и музыкальных. Они возникали параллельно, вдохновляя друг друга. Мелодия — эпического склада, слова в ней исполнены не только горечи, но и нескрываемой гордости. Замечательные «мальчишки» вслед за отцами, дедами шли на баррикады революции, шли на приступ фашистских твердынь и ныне с полным правом поют:

Всю землю большую берем на поруки!

Композитор, кажется, нашел единственный в своей художественной, музыкальной правде образ заключающих песню строк:

Родная планета, цвети, зеленей!
Мы сделаем все Ради жизни твоей!

Этот заключительный хор прекрасен и светел. Такая живительная сила чувствуется в нем, что веришь: чудесные наши мальчишки, русские и грузинские, украинские и киргизские, белорусские и казахские — дети всех советских народов отстоят Родину, планету.
Пятнадцать лет спустя после создания «Гимна демократической молодежи» Новикову удалось в новом качестве, иными и не менее убедительными музыкально-художественными средствами поставить и решить задачу прославления молодых порывов, свершений, дерзостных планов, реализуемых с неслыханным размахом и мощью. Это, действительно, баллада — героическая, оптимистическая, обращенная к солнцу, к жизни.