Композитор Анатолий Новиков - биография

А. Новиков (ноты)



Жизнь и творчество композитора Анатолия Новикова
Нотные сборники для голоса и фортепиано

 

«И песней — боремся за мир»

 

 

Серию песен, служащих благородной идее борьбы за мир, возглавляет одна из популярнейших в мире песен, названная самим народом «Гимном демократической молодежи». Но не одна эта песня воплощает в себе мечты, надежды и требования народов остановить человекоубийство, отвести от людей смерть. Такова — сильная, могучая, созданная, как и «Гимн», совместно с Л. Ошаниным, песня «Во имя завтрашнего дня!» (1957), Она воспринимается как ораторское обращение советского народа ко всем народам мира: «Люди, остановите смерть!», за которым следует по-юношески пылкий возглас:

Ноты к песням

Отсюда - кульминация песни, горячий призыв:

Скачать ноты

Прежде чем приступить к разбору музыкально-поэтического содержания «Гимна демократической молодежи», позволю себе снова процитировать несколько абзацев itf книги Л. Ошанина «Как создавалась песня»:
«Дело было в 1947 году. Готовилась невиданная до того международная встреча — Первый Всемирный фестиваль демократической молодежи в Праге. К этому фестивалю решили провести Всемирный конкурс на лучшую песню. К конкурсу привлекли всех более или менее известных композиторов и поэтов-песенников. Мы решили с Новиковым попробовать написать песню для фестиваля.
Помню, как я искал слова и, наконец, недели через две принес их Новикову, Задача была непростая, надо было написать по сути своей комсомольскую песню, такую, чтоб комсомол видел в ней свои идеалы, свои думы и чувства. В то же время эту песню должны были подхватить демократически настроенные юноши и девушки разных стран, часто по своей идейной сущности еще очень далекие от комсомола. Значит, слова должны были быть очень емкими, высокими и в то же время человечными и простыми.
Новикову понравились стихи.
— Я завтра же напишу, — сказал он.
Но подошли завтра, послезавтра. Прошла неделя, вторая. музыки не было. Наконец, Анатолий Григорьевич позвонил мне и сказал мрачноватым голосом: «Приезжай послушать». Я приехал взволнованный, ожидая услышать готовую песню.
Новиков сел к роялю, заиграл. И вдруг я услышал, что только первые строки музыки написаны на мои стихи, а дальше композитор ушел совсем в другие ритмы. Но музыка была отличная. Романтическая. В ней был драматизм и что-то от «Карманьолы» и от русских революционных песен. И в то же время она была цельная, самостоятельная, своя.
— Ну, как?! — спросил Анатолий Григорьевич.
— Это же не на мои слова.
— Как же не на твои? Слушай!
И Новиков снова стал играть музыку.
— Это же все твои мысли.
Мысли, действительно, были подходящие, а слова пришлось писать, по существу, заново.
Времени было мало, мы едва успели закончить песню и дать разучить ее певцу Георгию Абрамову.
Но. песня все-таки прошла на второй тур. Второй тур.- должен был быть недели через две. У нас было время еще и еще раз подумать. А подумать было над чем. Дело в том, что припев песни написан вопреки всем законам песенного творчества: он весь состоит из шипящих букв. Помните?

Песню дружбы запевает молодежь,
Молодежь, молодежь,
Эту песню не задушишь, не убьешь,
Не убьешь, не убьешь!.

Я написал чуть ли не двенадцать вариантов припева. Припевы, которые я принес, были очень вокальны, с удобными сонорными звуками. Они звучали великолепно, но сколько мы ни пробовали их петь, чего-то главного в них не было. Силы — той удивительной силы, которая присутствовала в первом варианте припева, написанном в спешке, когда нужно было срочно показывать песню. И я вспомнил слова Маяковского. «Есть еще хорошие буквы „Р" „Ш", „Щ"». И, конечно же, оставил первый припев. Так живет эта песня, нарушив все песенные законы. Гимном она стала не сразу. Сначала, отобранная в Москве в числе трех, она была избрана песней фестиваля в Праге, а потом уже конгресс ВФДМ объявил ее гимном федерации».
Вернемся к истории первого исполнения «Гимна демократической молодежи». Август 1947 года. Приехал на фестиваль в Прагу и Анатолий Новиков. В Союзе композиторов, в конкурсном жюри было много споров о новаторской форме песни, были и принципиальные противники, возражавшие против столь необычного ее строения. Принятое в конце концов решение послать песню на суд самой интернациональной молодежи было единственно правильным. И когда весь стадион, заполненный многотысячными отрядами молодых участников фестиваля, запел на разных языках песню Новикова и Ошанина, всем стало ясно: одержана большая победа. Новая высокая цель рождала новую форму, не сразу постигнутую даже специалистами, но сразу же воспринятую юношеской массой.
Как построен «Гимн», по праву занявший одно из первых мест в возникших в ту пору «песнях мира»? Его запев — одновременно мужественный и лирически-проникновенный:

Пример нот

постепенно в своем развитии приобретает черты все большей страстности:

Скачать ноты к песне

И после широкого размаха мелодии, как в горном потоке маленькие ручьи, сливаются сотни голосов: «Песню дружбы запевает молодежь.» Этот припев органически подготовлен всем предшествующим я вместе с тем контрастирует запеву:

Песенные сборники

Правильно поступил здесь автор, что не разбил хор на голоса, а заставил его слиться в могучий унисон. Только так и должна звучать эта завораживающая весенней грозовой силой песня — подлинно народный, мощный хор.
В нем поэт й композитор нашли единственные в своей чеканной убедительности мелодию и слова, гневно обращенные к поджигателям войны. Ритмическое богатство, многообразие, динамика, ладовые перемены — все эти средства служат главному и определяющему началу: в песне находит выход юношеская горячность, богатство чувств, воспитываемых у молодежи героическим примером, беззаветной преданностью идеалам коммунизма.
Это не марш, а именно гимн, прославление наступав тельного порыва юных сердец, готовых постоять за идеалы, ставшие сущностью их жизни, вошедшие в их кровь
Ки подготовлен всем предшествующим развитием музыки я вместе с тем контрастирует запеву: и плоть. Постоять и, главное, отстоять, пусть в тяжелой борьбе, но видя и конечный результат —великую победу миролюбивых сил, сплачивающихся под знаменами истинного человеколюбия, способных поразить человеконенавистников, где бы они ни находились и где бы ни строили свои черные планы.
Сила «Гимна демократической молодежи» — во все-охватиости его идей, в интернациональном звучании его мелодического сплава.
Песня живет уже почти тридцать лет, и ей, безусловно, суждена долгая жизнь. Ведь борьба за мир продолжается, и в активности ее заинтересована прежде всего юность мира, падающая первой жертвой войны.
Еще две небольшие цитаты из книги Ошанина:
«Эта песня мне принесла, пожалуй, самое сильное переживание, связанное с творчеством. Вот говорят, что песню поют миллионы, какие-то отвлеченные миллионы, которые невозможно увидеть. Мне довелось слышать, как мою песню пел одновременно один миллион человек, Было это на заключительном митинге Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине в 1951 году. Молодые люди множества стран тесно стояли на площади Маркса—Энгельса, на Унтер-ден-Лииден и других прилегающих улицах. Подняв кверху руки, сплетя их и раскачивая площадь, на многих языках они пели «Гимн демократической молодежи». В свете «юпитеров», в разноцветье костюмов — зрелище было удивительное. Судьба этой песни завидна и удивительна. Не знаю, есть ли язык, на который бы она не была переведена. На одном из фестивалей я слышал, как ее исполняли жители острова Мадагаскар — мальгаши, которые предварительно извинились, что они будут ее петь на мальгашском языке. А многие ли читатели, не занимающиеся географией специально, знают о существовании такого языка?! Для меня, например, это было открытое.
Можно было бы очень много рассказывать о жизни этой песни. Самым дорогим для нас, авторов, является в ней то, что она помогла открыться друг другу многим разноязычным, разноплеменным человеческим сердцам».
Всех песен Новикова о мире, о борьбе за мир, за дружбу и братство народов в этой главе не перечесть, не исчерпать эту важную тему в его творчестве. Но о песне «Звенит гитара над рекою» не написать нельзя. Велики ее обаяние, весенняя свежесть. Новиков и Ошанин стпемились в очередной фестивальной песне (это был 1955 год) сильнее развить лирическое начало и
Вместе с тем избежать привычных штампов. Так появилась песня, написанная не в маршевом или вальсовом ритме, а баркарольного типа, трогательно теплая. Спокойно льется, словно «течет» мелодия:


Ноты к песням

Кульминация песни — в утверждении основной идеи: мечта о мире должна осуществиться, стать реальностью, мир должен царить на земле:

Скачать ноты

А когда во всю ширь мелодия разливается на словах:

Костер ночной,
Простор речной.
Волна поет. —

так и кажется, что не двое — белый и черный, а целые народы в братском рукопожатии скрепляют торжественную клятву — быть рядом в борьбе за мир.

Следует остановить внимание еще на нескольких новиковских песнях с интернациональной тематикой. Первой в этом ряду назову песню на слова М. Вершинина «Джон Рид идет по Петрограду» (1966). Она задумана как воспоминание о подлинном друге Советской России, отважившемся под улюлюканье и угрозы реакционных сил Соединенных Штатов приехать в нашу страну и выступить в ее защиту с полной верой в победу социалистической революции. Текст песни неровен, грешит прозаизмами. Но музыка компенсирует многие его недостатки.
В темпе тревожного марша начинается повествование о славном американце. В центре песни — речитатив, Возникает образ обелиска, на граните которого высечено памятное советским людям имя. Счастливо найдены ритмически заостренный припев, синкопированный ритм.

Порывист и тверд характер Рида, увлеченность подвигом народа искренна, велика; набатно звучит ппизыв:

Нотные сборники, песенники

Гораздо лучше слова того же М. Вершинина в массовой песне «Вспоминает Фучик о России». Динамичная мелодия песни, вся устремленная ввысь, романтична.
В черном каземате, на Панкраце Вспоминает Фучик о России.
Максимально сжата музыка, вмещающая чувства и настроения, заключенные в пяти куплетах.
Несколько особняком в группе песен о героях стоит баллада «Дыхание Кубы» на слова Николаса Гильена в великолепном переводе Евг. Евтушенко. После певучего, кантиленного вступления звучит голос певца, с суровой нежностью повествующий о простом, рядовом защитнике острова Свободы, о Кубе. Композитор не подчеркивает локальный колорит песни, но все ее строение — медленно развивающаяся мелодия, варьированное фортепианное сопровождение — пронизано живыми и чистыми интонациями кубинского фольклора. Герой не умирает: дыхание его —дыхание Кубы.

 

О чувствах—мужественно и полным голосом!

 

 

Новиковская лирика. Это лирика особого рода. Она вмещает в себя и гармонично претворяет общественную, гражданскую тематику и чистую, незамутненную любовную лирику.
Среди песен с «производственной» тематикой, посвященных жизни рабочего класса, выделю «Песню ветеранов Магнитки» (1967) на слова поэтессы Д. Терещенко (для массового хора с сопровождением фортепиано), комсомольский марш «Зовет корчагинское слово» (1968) на слова А. Кубарева и песню на стихи М. Матусовского «Шахтерская семья» (1965). Последняя предназначена для исполнения солистом и однородным хором в сопровождении фортепиано. В типично «новиковском ключе» разрешена одна из новых его песен — «Другу» (1968) на слова Д. Терещенко. В этом романсе для контральто, романсе-исповеди — горькое, от испытанного разочарования, обращение к прошлому:

Лирические песни

Выразительны интонации романса, окрашенные в суровые, мужественные тона. Их сдержанный колорит смягчается игрой одноименного мажоро-минора:

Скачать ноты к песне

Ноты к песням

Героическая лирика — трудный жанр. Несомненные удачи в нем —два произведения на слова В. Харитонова. Баллада «Ты песню, друг, не торопи», написанная для хора и солиста, воскрешает горячие дни боев на Волге когда совершавших подвиги, во имя Родины были сотни тысяч.
А в песне-романсе «Где-то от заставы на версту» (1968) естественно слились героическое и лирическое начала. В песне рассказывается о пограничниках, об их самоотверженной, полной скрытых опасностей службе во имя Родины, во имя мирного труда сотен миллионов людей. Маршевый одноголосно-хоровой припев выражает простую и высокую идею песни:

Трус всю жизнь боится умереть, —
Смелый умирает только раз!.

Нотный сборник

В любимом композитором баркарольном ритме написаны песни «В рассветном тумане» (слова А. Фатьянова) и «С тобой остается» (слова В. Харитонова). В последней тепло звучит перекличка хора и солиста:

Иду я в далекий поход,
А сердце. а сердце с тобой остается.

Одной из любимых, популярных на эстраде лирических песен является непритязательная по мелодии «В день рождения» (стихи В, Харитонова) с заключительными строками:

Я тебе в этот день замечательный
Свое верное сердце отдам.

Любопытно объединение идеи борьбы за мир с лирическим призывом борьбы за личное счастье, за взаимную любовь в песне «Поют девушки разных стран» (слова Л. Ошанина).

Заканчивая главу о песенном творчестве композитора, предназначенном для исполнения одним-двумя голосами, хочу напомнить о песне с хорошим «эмоциональным зарядом», на слова В. Харитонова, «Юность, скажи мне.»:

Скачать ноты

В лирической сфере человеческих переживаний композитор нашел свои средства выражения, почерпнутые в недрах русского классического романса. Переосмыслив и обновив их, переплавив в собственной творческой мастерской, композитор использует их для обращения к человеку нашего, советского времени.
Если постараться найти односложное определение, наиболее полно характеризующее собственно новиковский строй песенных интонаций, то, пожалуй, лучших слов, чем «патриотическая лирика», не подберешь.

Возвращусь еще раз к уже ранее цитированной статье П. Апостолова: «Новиков одинаково силен и в создании широкой, напевной, доходчивой мелодии, близкой национальному русскому песенному складу, и в построении тем плясового, хороводного склада, с задорными острыми ритмами, с неожиданными сменами темпов, и в использовании особенностей старинной солдатской песни.
И суровая, скорбная собранность, и задушевная лирическая теплота, и шутка, и гневный пафос, и своеобразное сочетание отдельных ступеней этой эмоциональной гаммы (иногда чистейший лиризм ^поднимается до драматического пафоса — «Ветер студеный», а эпическое повествование превращается в лирико-героическую или торжественную гимнообразную песню «Сталинград») одинаково удаются композитору. Поэтому так уверенно, так, сказали бы мы, счастливо, почти без срывов, оперирует композитор уже знакомым, общеизвестным материалом, не боясь упреков в «навязчивом бытовизме», в повторении пройденного. Это делает его творчество общедоступным и понятным. К этому нужно прибавить такой животворный творческий фактор, как неподдельная искренность, впечатляемость, проникновенность, которыми отличается каждая песня композитора.».

В содержательной статье «Анатолий Новиков, мастер массовой песни» А. Сохор справедливо писал: «А. Новиков— прежде всего певец массы. Он любит работать над песней, которая зазвучит и польется, подхваченная тысячами людей, на улицах и площадях, на митингах и демонстрациях. Композитор умеет хорошо выявить в песне облик советской молодежи. У каждого крупного композитора-песенника есть, наряду со «средними» сочинениями, выдающиеся образцы. Но особенно значительны те его достижения, которые являются своеобразными и новыми в масштабах всей советской музыки. А. Новикову удалось внести свой вклад в нашу песню — и солдатскими шуточными песнями-сценками, и «Гимном демократической молодежи». Это — новиковское, первородное».