Композитор Анатолий Новиков - биография

А. Новиков (ноты)



Жизнь и творчество композитора Анатолия Новикова
Нотные сборники для голоса, хора

 

Хоровое творчество

 

 

С ранней юности пристрастившийся к хоровому искусству, Новиков на всю свою творческую жизнь сохранил привязанность к хоровому жанру. Его песни в подавляющем числе случаев предназначались для исполнения хором с более или менее развитыми запевами солистов. Композитор также уделил немало внимания хорам без инструментального сопровождения. В сочинениях Новикова есть и сделанные им мастерски переложения для хора таких ставших популярными песен, как «Гимн демократической молодежи», и ряда других.
В сборник «Избранные хоры и песни» 1968 года издания композитор включил хоры, на которых и хочу остановить внимание читателей. Прежде всего, о двух лирических хорах — «Ясный месяц» и «Улетали птицы».
Написанный для женского хора a cappella на слова Дины Терещенко, «Ясный месяц» — свеж и поэтичен по музыке, гармонирующей с чуть наивными, но по-девичьи целомудренными словами:

Ясный месяц на реке
Высветил дорожку.
Милый где-то вдалеке,
Скучно у окошка.
Я ждала его, ждала
Чуть не до рассвета,
Приготовила слова,
А его все нету.

Музыка пленяет изяществом, своеобразной русской грацией. Переменный размер (3/4, 2/4) свойственный русскому песенному фольклору, певучая нежность, переливчатость мелодии, даже при гармоническом складе хорового четырехголосного изложения, рождают поэтические образы:

Скачать ноты для хора


«Улетали птицы» (текст М. Вершинина) — смешанный хор a cappella. Он построен более сложно —с полифоническим развитием голосов и неожиданным дуэтом солистов в кульминации песни:


Хор a cappella - ноты

На какой-то своеобразной «лирической вершине» стоят несколько хоровых девичьих песен, особенно три из них на слова А. Софронова: «При долине куст калины», «Краснотал» и «По лугу зеленому». Это песни 40—60-х годов. «Донскими страданиями» назвал композитор свою песню «Краснотал», созданную в 1942 году. Ее ласковая, нежная мелодия рассказывает о незамысловатой истории юной любви казака и кареокой дивчины.
С первых звуков «гармошечных переборов» вступления песня властно увлекает в мир прекрасной природы, простых и благородных чувств. Мягкий тон лирической напевной русской частушки поддержан чутким аккомпанементом.
Быть может, еще сильнее воздействует на души слушателей полный обаяния напев «При долине куст калины». Порой кажется: не написал бы Новиков кроме этой девичьей хоровой песни ничего, — все равно и имя его, и любовь к нему были бы живы во множестве народных сердец.
В чем же секрет воздействия этой пластичной, спокойно льющейся мелодии, в чем притягательная сила? В глубоком, органическом ее родстве с русской и донской казачьей песнями, в поэтическом ощущении единства человека и природы, вдохновляющей человека, наполняющей его юношескими мечтами:

Ноты a cappella


Хороша задорная песня «По лугу зеленому». Она перекликается с такими же искристыми, шутливыми песнями, как «Приходите свататься» (слова С. Васильева), «Девичья хороводная» (слова О, Фадеевой). Композитор чутко улавливает в лирических стихах интонации гражданственности, подчеркивает новые черты в характере отношений сегодняшней молодежи.

Много перед юностью
Радостных путей:
Светел день сегодняшний —
Завтрашний светлей,—

поется в «Девичьей хороводной», и поется заразительно звонко, свежо.
Прославленный во всем мире хореографический коллектив «Березка» нашел в этой песне «свой голос» — и девушки, словно лебеди, плывущие в плавном танце, запели песню Новикова.
Девичьими припевками назвал композитор песню «Приходите свататься», отмеченную задорным вызовом:

Выйду в поле одна — не теряюсь,
За троих молодцов управляюсь.
Стану песенки петь — парни тают,
За рекой соловьи подпевают…

Сначала звучит один девичий голос, его подхватывает вторящий, а затем и весь женский хор с вариантами подголосков звенит в полную силу:

Скачать ноты для хора

Не зря эту песню подхватили юные колхозницы!
Еще в довоенном, 1940 году на стихи Я. Шведова Новиков написал славную песенку «Смуглянка». В лирико-танцевальном стиле выдержана прелестная мелодия. Ритмы огневой «молдовеняски» органично сплетены в ней с импульсивным развитием по-южному темпераментного мотива. Однако композитор кладет в основу веселой, даже, казалось бы, беспечной песни высокую идею. Несложная повесть о молодой любви переплетается в песне с большой темой революции. Песня становится страничкой истории борьбы за Советскую власть.
Широк и многообразен песенный размах новиковской лирики, неодноцветна ее палитра. Вот песня, лишенная претензий на оригинальность, но согретая теплом искренних признаний. Это «Колечко» на слова М. Соболя, А «Урал голубой» (стихи И. Брук) привлекает отзвуками в мелодии старых сибирских, уральских песен. Особенно хорош припев — клятвенное обещание миллионов трудиться во имя победы.
Лирическая струя пронизывает и многочисленные песни Новикова, посвященные рассказу о мирном труде: «Песня ткачих», «Песня трактористов», «Песня о сталеварах», «Колхозная песня о Москве», песня о молодых рабочих, о комсомольцах, о ремесленниках, школьниках, Они соседствуют с песнями о мощи народа («Сила молодости», «Наша сила»), произведениями, подобными «Гуслям звонким» — песне Конституции (на народные слова).
Шесть хоров на слова Пушкина были написаны Новиковым к 150-летию со дня рождения великого поэта. Это —«Веселый пир», «Любовь», «Мне бой знаком», «Послание к Чаадаеву», «Памятник» и «Досуга час настал». Красота, пластичность напевов, декламационная изобретательность в интонировании слов делают «пушкинские хоры» ценным вкладом в советскую вокальную пушкиниану.
Трудно выделить какой-либо из шести хоров, — все они свежи и сочны по музыкальному материалу, изложены с глубоким знанием возможностей и особенностей человеческого голоса.
«Веселый пир» и «Любовь» — хоры полифонические, требующие в исполнительской трактовке бережности и тонкости.
Хору «Любовь» композитор дал подзаголовок «романс» с намерением подчеркнуть элегический характер как самого стихотворения, так и его музыкального воплощения. Страстное признание в музыке выражено сильно и глубоко:

Нотные сборники

«Веселый пир», так же как «Любовь», написан для смешанного хора и представляет определенные трудности для исполнителей: требуется большая легкость звучания, некая «окрыленность», рождаемая дружеским застольным весельем.
Новикову удалось сочетать здесь начала вакхическое и лирическое. Первое — в бурном дыхании и в остро-танцевальных ритмах, второе — в медленном и певучем эпизоде, где солирующие голоса создают картину спокойного умиротворения. Тот же прием контраста применен композитором и в эпизоде, где только что провозглашенная мощным унисоном фраза «Веселый пир!» повторяется в нежном переплетении солирующих голосов, произносящих те же слова:

Скачать ноты

«Гедонистический» тон, страстная влюбленность в жизнь пронизывают музыку хора, завершающегося возгласами пирующих друзей:

Хор - ноты

Ноты для хора


По-иному построен смешанный хор «Послание к Чаадаеву», отмеченный стремлением к философскому прочтению вольнолюбивых стихов Пушкина. Однако отдельным страницам этого в целом интересного хора, отличающегося мастерством голосоведения и фактурной стройностью, присуща некоторая статичность.
Также для смешанного состава предназначен хор «Памятник». Чтобы подчеркнуть главную мысль пушкинского стихотворения «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой», Новиков применил прием фугированного проведения голосов:

Произведения для хора Новикова


Следующий раздел хора посвящен мечте поэта о благе и свободе родного народа:

Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Эмоциональная же кульминация падает на слова:

И назовет меня всяк сущий в ней язык.

Пример нот


Смело соединив строфы стихотворения 15-летнего Пушкина «Пирующие студенты» и «Вакхической песни» с мудрыми размышлениями зрелого творчества поэта, Новиков написал большой хор «Досуга час настал», назвав его «Вальсом-сюитой». Первая часть хора пронизана чуть озорным лицейским «духом». Звучат настойчивые призывы пирующих друзей, прославляющих веселье. Но после люфтпаузы, прерывающей ликующие реплики пирующих: «Сюда вино скорей! скорей!»— вступает мощный унисон хора со словами «Вакхической песни»: «Что смолкнул веселия глас?». Эти строфы вводят в иной мир чувствования поэта.
Удачен хор «Мне бой знаком», предназначенный для солиста-баритона и мужского хора. Он очень верно, с юмором передает браваду 20-летнего поэта, собиравшегося служить в армии. «Пушкин не на шутку собирается в Тульчин, а оттуда в Грузию и бредит уже войною. Он и слышать не хочет о мирной службе», — рассказывал о поэте А. И. Тургенев
К переживаниям, связанным с эпохой Великой Отечественной войны, нас переносят хоры «Жди меня» (слова К. Симонова) и «Мать Олега Кошевого» (слова М. Матусовского). Разные по своему драматическому накалу, содержанию и стилю музыкального выражения, они едины по искренности чувства, проникновенно, с волнением высказанного композитором.
Давно, в самом начале войны, приобрели буквально всенародное признание простые, из самого сердца льющиеся слова «Жди меня». Тогда же на них откликнулось не менее полусотни композиторов-профессионалов и еще больше — любителей. Остались жить из этих песен лишь единицы. И среди них — песня Новикова, которая спустя почти четверть века получила второе рождение. В 1965 году Новиков создал на основе первоначального варианта песни миниатюрную хоровую поэму. Особенно впечатляет в ней звучание шестиголосного хора, когда он «солирует», акцентируя главную мысль:

Ноты - хоры Новикова


Запоминаются и проникновенно-лирические финальные такты произведения:

Скачать ноты для хора


К теме ожидания матерью погибшего сына Новиков возвращается в своих произведениях не раз. Таков и хор «Мать Олега Кошевого», рисующий картину материнской скорби и несбыточной надежды матери на возвращение дорогого существа.
Полны романтики и стихи Матусовского и песенная мелодия хора. Все произведение выдержано в акварельных тонах, тихих звучаниях:

Нотный пример

И лишь в одном эпизоде:

Песни ноты - хор

звучность нарастает, возникают громкие, мажорные аккорды.
Раздел о хоровом творчестве Новикова закончу упоминанием о «Сибирской молодежной» на слова Д. Терещенко и хоре на слова В. Харитонова «Вековая мечта».
«Сибирская молодежная» — смешанный хор с сопровождением фортепиано. Увлеченность молодых предстоящими делами, влюбленность в суровую, но прекрасную природу — «Шумит Байкал студеною волной» — переданы в музыке моторной, юношески живой, с элементами звукоподражания (стук колес).
В «Вековой мечте» композитор сумел достигнуть органического единства начал лирического и эпического:


Коммунизм — вековая мечта,
Это жизни людской красота.

Уже вступление солиста, начинающего действенный диалог с хором, звучит лирически, определяя эмоциональную доминанту всего последующего развития:

Песни с нотами для хора


Привлекает в музыке «Вековой мечты» пластичность голосоведения, мягкость интонаций, способствующих более непосредственному, эмоциональному восприятию торжественно-приподнятой песни-клятвы.
Секрет эмоционального воздействия хора «Вековая мечта» —в ее проникающей сердечности. Такая клятва— лирична изначально, и свет, ею излучаемый, это солнечный, согревающий душу и сердце свет.
Хоровое творчество Новикова, так же как и песенный жанр, ставит своей целью высокое служение народу.