Учебники полифонии - для вуза, училища

Учебники



aaa

 

 

учебное пособие
Ю. Евдокимова
Учебник полифонии

выпуск 1
"Музыка", 2000г.
для информации

Содержание:

 

ОТ АВТОРА

В настоящей книге представлен учебный материал вузовского курса полифонии, традиционно называемого "строгое письмо". Название это, конечно, условно. В той или иной мере в курсе обычно затрагивается (в порядке обзора или дополнения) художественный материал, выходящий за границы того исторического периода, который связан со строгим стилем как таковым (то есть многоголосием 2-й половины XV—XVI веков).
В последнее время значительно расширились наши представления о многоголосии европейского Средневековья и Возрождения. Появилась возможность сделать некоторые обобщения. Стало ясно, что разные, исторически сменяющиеся виды многоголосия связаны между собой некими общими закономерностями. Многоголосие строгого письма перекликается с многоголосием эпохи Перотина; Дюфаи или Данстейбла (1-я половина XV века) — с многоголосием XII—XIII веков. В развитии западноевропейской полифонии обнаруживаются две основополагающие, генеральные концепции, которые складываются в Средневековье и сохраняются на протяжении всей истории многоголосия (вплоть до настоящего времени). Меняются лишь их стилевые интерпретации.

В связи с этим представляется целесообразным освоение отдельных видов многоголосия предварить рассмотрением сути двух главных концепций полифонии. Под их углом зрения каждый вид многоголосия найдет свое место в общей исторической картине и соответствующие технические характеристики.
Такова основная идея, лежащая в основе курса полифонии строгого письма.
Настоящая книга может быть названа и "Пособием по изучению полифонии" и "Учебником полифонии". "Пособием" потому, что материал, изложенный в книге, может быть использован педагогом, ведущим вузовский курс полифонии, как дополнительный, вспомогательный, расширяющий основной лекционный план, которому педагог следует. Педагог может пользоваться им выборочно, в зависимости от необходимости, не меняя принципа и содержания курса, который у него уже сложился.
"Учебником" эта книга может быть для тех, кто формирует свой лекционный курс заново, строит его или перестраивает. Право называться "Учебником" книга имеет еще и потому, что в ней соблюдена логика и последовательность изложения материала согласно определенным методическим установкам, проверенным многолетней педагогической практикой в Российской Академии музыки. Кроме того, в книге совмещены лекционные и практические занятия. Это представляется очень важным, так как изложение исторических форм многоголосия и освоение практических навыков полифонической техники порой бывает не просто скоординировать. Такая координация, отшлифованная многими годами преподавания полифонии на разных факультетах РАМ — теоретическом, композиторском, дирижерско-хоровом, — отражена в построении настоящей книги.

Книга предназначена для педагогов и студентов музыкальных вузов. Не сопоставляя ее содержание с другими учебниками полифонии, обратим лишь внимание на то, что в книге максимально сконцентрирована довольно богатая исследовательская информация последнего десятилетия. И главное — осмыслена и обработана в методическом плане, в соответствии с определенной научной концепцией, строгой последовательностью освоения материала и в соотнесении его с развитием практических навыков письма, анализа, игры полифонических упражнений на фортепиано.
Отличительной особенностью книги является ее построение по лекционным занятиям. Это тоже представляется важным, так как объем накопленного исследователями исторического материала велик, сам материал интересен, количество же часов, выделяемых учебными планами на предмет, ограничено. Поэтому один из чисто практических вопросов заключается в том, как разместить огромный материал в рамках учебного плана на протяжении первого семестра изучения полифонии. Опыт работы педагогов полифоний Российской Академии музыки показывает успешность предлагаемого метода.
В одних вузах предмет вводится с первого курса, в других — со второго (и даже третьего). Конечно, в идеале полифония должна начинаться с первого курса и изучаться в одном "блоке" с другими предметами теоретического цикла (гармонией, мелодией, формой и др.) под углом зрения каждого исторического стиля. Сейчас же историческая асинхронность изучения отдельных дисциплин находится на стадии полной бессистемности, несмотря на многие попытки ее преодолеть. Закладывая в курс полифонии в очень сжатом, тезисном виде сведения по гармонии, мелосу, форме, мы надеемся, что при желании построить комплексный стилевой курс теории музыки педагог найдет в нашем материале нужную для себя информацию и сможет, развив ее, сделать лекционные занятия по полифонии основой.
Каждое занятие содержит лекцию и комплекс практических упражнений. Педагог может не пользоваться лекционным материалом, заменять его своим, но сохранить предлагаемую нами логику прохождения предмета. Напротив, он может видоизменить путь освоения материала, но учесть опыт практических занятий. Короче, вариантов применения книги несколько. При всех обстоятельствах нам видится "Учебник полифонии" именно в таком виде — виде, который не придуман умозрительно, но который обнаружил свою учебно-методическую плодотворность на практическом опыте.
Все образцы практических заданий выполнены студентами РАМ — теоретического и дирижерско-хорового факультетов.

Основным художественным материалом, на котором строится курс полифонии, является западноевропейское многоголосие от его начала до XVI века. Вместе с тем в некоторых случаях мы упоминаем древнерусское церковное многоголосие для иллюстрации того, что самые общие закономерности того или иного рода многоголосия проявляются везде, где он имеется.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Евдокимова Ю. К. Многоголосие Средневековья. X—XIV вв. // История полифонии. Вып. I. М., 1983.
2. Евдокимова Ю. К. Полифония эпохи Возрождения. XIV—XV вв. // История полифонии. Вып. 2а. М., 1988.
3. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931.
4. Неклюдов Ю. И. Возможности совершенствования преподавания полифонии на основе развития теории контрапункта С. И.Танеева // Вопросы теории и методики преподавания полифонии. Новосибирск, 1989.
5. Симакова Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождении. М., 1985.
6. Симакова Н. А., Евдокимови 10. К. Музыка эпохи Возрождения. М., 1983.
7. Сухомлин И. Е. Техника изоритмии: теории, история // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII—XVII вв.): Сб. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 65. М., 1983.
8. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. М., 1959.
9. Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978.
а) Xолопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития.
б) Пелеци с Г. Э. Месса Жоскснп Mnllicus me bat.
10. Южак К. И. Некоторые вопросы современной теории сложного контрапункта // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. М., 1965.

 

учебник полифонии
В.П. Фраёнов
Учебник полифонии
"Музыка", 2000г.
для информации

Содержание:

 

В учебнике разработаны темы училищного курса полифонии. Первая часть содержит основные сведения из теории полифонии, используемые также при полифоническом анализе. Вторая часть представляет собой задачник, состоящий из разного рода комментируемых письменных упражнений в строгом и свободном стиле. В третьей части дается краткий исторический обзор развития полифонического искусства.
Предназначается для учащихся теоретических отделений музыкальных училищ; может быть использован студентами исполнительских факультетов консерваторий.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Учебник предназначен для теоретических отделений училищ. Училищный курс — начальный, и в этом его специфика. С одной стороны, он призван дать знание основ, то есть представление о главных средствах полифонии без всестороннего их рассмотрения. С другой стороны, для выпускников, чье музыкальное образование ограничивается училищем, этот курс — единственное соприкосновение с полифонией как учебной дисциплиной, и потому он должен быть достаточно полным. Сказанным определяются отбор материала и методика.
Учебник состоит из трех частей —теоретической, практической и исторической. Теоретическая часть является первой и самой большой по объему. В целом, однако, учебник имеет практическую ориентацию, которая, несомненно, оправданна: профессиональное знание материала дается только через его практическое освоение. Без ощущения полифонической материи "изнутри" (композиторского в принципе) теория остается неодушевленной абстракцией. Вместе с тем теория, не возвышающаяся над уровнем указаний к выполнению элементарных упражнений, недостаточна для определения ценности и смысла приемов, для выражения закономерностей музыки. Отделение теоретической части от практической тем более нужно, что способность к обобщению у учащихся еще не развита, они не научены видеть за фактом закономерность. Третья часть вводит материал в исторический контекст и помогает преодолеть одноплановость рисуемой теорией картины, основывающейся главным образом на полифонии первой половины XVIII века (полифонии Баха в третьей части уделено мало места по той же причине: на ней базируется теоретическая часть).

Практическая часть разделена традиционно на строгий стиль и свободный стиль. Строгий стиль — идеальная среда для изучения принципов предмета. Его методическое достоинство в том, что, в отличие от всегда стилистически индивидуального свободного письма, он устанавливает твердые "правила игры", фиксированные как элементарные и однозначные мелодико-ритмические и гармонические условия, в которых нетрудно овладеть "грамматикой" полифонии. Система упражнений с четкими техническими требованиями усиливает эту ограничительную (упрощающую обучение) тенденцию и позволяет сосредоточить внимание на изучаемом моменте без отвлечения на сопутствующие трудности. Большая часть начальных упражнений допускает единственное решение, и ученик, ограниченный в возможности ошибаться, выучивается на основе положительного ("как надо"), а не отрицательного ("как нельзя") опыта. Учебник ориентирован на традиционные нормы школьного строгого стиля; коррекция правил учитывает опыт отечественных руководств. Упражнения в строгом стиле выполняются в ключах До. Применение альтового и тенорового ключей обязательно; использование сопранового зависит от того, насколько учащиеся приучены к работе с ним в классе сольфеджио. Многие задания в учебнике составлены так, что решения возможны как в сопрановом, так и в скрипичном ключе.
Упражнения в свободном стиле направлены на выработку собственно полифонического голосоведения. Нормативен так называемый баховский стиль, но для успевающих учеников круг средств может быть расширен до пределов, которых достигает училищный курс гармонии.
Задания на обработки народных песен не предлагаются, так как народная полифония — явление очень многоликое и его освоение с должной основательностью в рамках начального курса невозможно.
Обязательную часть работы составляет полифонический анализ, на который ориентирован теоретический раздел. В последнем главные положения даются по преимуществу на основе известных учащимся произведений. В теме VII, посвященной фуге, нотных примеров нет, а приводятся ссылки на ХТК. Это вызвано не только малым объемом учебника, но также и надобностью приучить учеников работать с обоими томами ХТК (наличие их предполагается у каждого).
Избыток и подробность материала в учебнике регулируется на практике тем, что трудные задания необязательны для слабых учеников, легкие — излишни для подвинутых. Текст учебника не рассчитан на чтение его подряд; порядок прохождения, отбор упражнений и произведений для анализа устанавливаются преподавателем. Предполагается, что некоторые разделы (в том числе исторический) могут быть основой самостоятельной работы учащихся.

В нотных примерах цифры в квадрате соответствуют цифрам в партитуре. Цифра перед (или после) цифрой в квадрате обозначает такт до (или после) этой цифры (например, 5 [Г] или 5 [У]). Сочинения И. С. Баха называются
без указания автора. "Хорошо темперированный клавир" обозначается ХТК, фуги из него определяются томом и тональностью сокращенно (например, 1С, Ildis); фуги из "Искусства фуги" обозначаются Contrapunctus по изданию Петерса. При обозначении органных сочинений Баха указываются тональность, индекс по BWV и том (Bd.) в издании Петерса (кроме известнейших, которые определяются тональностью). Инструментальные произведения без указания состава исполнителей предназначены для фортепиано. Примеры прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича приводятся из цикла ор, 87, фуг Р. К. Щедрина — из цикла "24 прелюдии и фуги" для фортепиано. Некоторые примеры из литературы даются в схематическом изложении. Сравнительно с 1-м изданием учебника (1987) в текст внесены необходимые исправления.