Ноты для фортепиано - Анатолий Поперечный - Песни на стихи



сборники, песенники, ноты для фортепиано в pdf
Сборники с нотами для фортепиано
Песенник А. Поперечного

 

Скачать ноты
Соловьиная роща
Песни на стихи Анатолия Поперечного
Для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)
«Советский композитор», 1978г.
номер с4845к

Содержание:

 

О ПЕСНЯХ АНАТОЛИЯ ПОПЕРЕЧНОГО

Поэт Анатолий Григорьевич Поперечный родился в 1934 году в селе Новая Одесса Николаевской области, на Украине. С детства его окружала степь с казацкими могильными курганами, августовскими лунами с колесо арбы, с полынными ветрами, с рябыми подсолнухами, глядящими прямо в окно хаты. Мать поэта, Александра Михайловна знала очень много русских и украинских народных песен, сама напевала их под гитару. Так что песня с детских лет вошла в жизнь, в самую душу будущего поэта. В сорок первом году Анатолий семилетним мальчиком эвакуировался вместе с матерью при полевом госпитале на Урал. Испытал страшные бомбежки при переправе через Днепр, видел близко смерть, кровь, отчаяние. Но из всех впечатлений о войне вынес самое яркое — вокзальный перрон и женщин, бегущих вслед уходящим эшелонам, уносящим на фронт отцов, мужей, сыновей. И вот спустя много лет появятся стихи «Солдатка».
Александр Павлович Долуханян первым из композиторов обратил внимание на эти стихи. Так возникла ныне широко известная у нас в стране и за рубежом песня «Рязанские мадонны». Людмила Георгиевна Зыкина в своей книге «Песня» так пишет об этом произведении: «Большой успех «Рязанских мадонн» еще раз окончательно и бесповоротно убедил меня: стоит, да, стоит! — иногда годами биться над песней, отшлифовывать стихи, бредить интонациями, искать свежие музыкальные ходы, повороты, краски; стоит мучиться, не спать ночами, отгоняя навязчивую мелодию, стоит — ради того, чтобы познать всего трех-четырехминутное состояние творческого удовлетворения, чтобы увидеть слезы или радость в глазах зрителей, чтобы всколыхнуть людские души, заставить слушателя поверить в то, о чем поешь».
Но успех «Рязанских мадонн», начавшийся у нас в стране и шагнувший далеко за ее пределы, не случаен. Анатолий Поперечный — поэт, серьезно работающий в песне, ищущий самобытные, только ему присущие образы и символы, стремящийся к простоте и выразительности. «Песня — это судьба,— однажды заметил сам поэт. — Судьба человека, а иногда целого поколения». В этом отношении очень интересна его совместная работа с композитором Яном Френкелем. Я. имею в виду прежде всего песню «Романтика».

Романтика.
Сколько славных дорог позади!
Ты — Сибирь моя,
Ты —галактика.
По тревоге меня позови!

И хотя песня посвящена поэту Михаилу Светлову, молодежью, комсомольцами семидесятых, строящими БАМ, она была принята, как «своя», родная.
У Анатолия Поперечного написано немало песен с такими мастерами этого жанра, как Ян Френкель, Никита Богословский, Владимир Шаинский, Борис Терентьев, Юрий Саульский. Охотно поэт работает и с талантливыми молодыми авторами. Не всегда песни равнозначны по поэтической звонкости и по успеху. Есть просчеты и неудачи, как у любого из нас. Но есть «Шаги», «Романтика», «Рязанские мадонны» и другое, где чувствуется поэтический взлет. Есть, наконец, песня с Давидом Тухмановым «Соловьиная роща», давшая название всему песенному сборнику. Бывает, что песню принимаешь не сразу. Признаюсь, в «Соловьиной роще» меня сначала резануло слово «птах». Но сколько уже написано и спето о соловьях, а так еще не было. И дело не в том, что это правильное слово, присутствующее в толковом словаре В. И. Даля. Оно придало песне своеобразие, как бы убрало излишнюю торжественность. Песня зазвучала широко, стала популярной, горячо любимой народом.
Эшелоны Памяти отходят не по расписанию, а скорее по неписанным графикам сердца, которое болит давней болью и мужает нынешней. Поэт Анатолий Поперечный и его песни — в пути. Он верен гражданскому долгу, верен любви к Родине, к земле, к людям. Я желаю книге «Соловьиная роща» читательского и исполнительского успеха. И с интересом жду новых поисков и удач автора.
Лев Ошанин



Скачать ноты Скачать ноты