Учебные пособия для студентов училищ,
ВУЗов, учащихся ДМШ в pdf
скачать
Русская музыкальная литература
выпуск 1
составление и общая редакция Э.Л. Фрид
"Музыка", 1979г. Издание 6-е
содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В семье мировых музыкальных культур русской музыке принадлежит одно
из самых значительных и почетных мест.
Она возникла свыше десяти столетий тому назад из песенного и инструментального
искусства древних славян и с тех пор прошла длинный и славный путь,
постепенно все более утверждая свое мировое значение. Вершиной этого
многовекового развития стало XIX столетие, давшее человечеству Глинку
и Даргомыжского, Бородина и Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова,
Глазунова и Танеева, а на рубеже XIX и XX веков — Рахманинова и Скрябина.
Выросшее из народной музыкальной практики, русское музыкальное искусство
сохранило на все времена нерушимую связь с этим живительным источником.
Оно отразило, таким образом, все исторические этапы развития народного
сознания и в то же время сберегло и творчески развило ценнейшие музыкальные
традиции глубокой древности. Так веками складывалось его национальное
своеобразие. Русская музыка чутко впитывала также достижения музыкального
искусства других стран и народов и развивалась в тесной взаимосвязи
с другими искусствами — русской и зарубежной литературой, поэзией, театром,
живописью.
В период наивысшего расцвета русской музыки национальный характер соединился
с глубоким и своеобразным преломлением важнейших проблем века, с умением
запечатлеть в яркой, неповторимой форме большое общечеловеческое содержание.
Эти черты постоянно привлекали к себе пристальное внимание передовых
деятелей европейского музыкального искусства. Горячими поклонниками
Глинки были Лист и Берлиоз. Творчество Чайковского завоевало еще
при жизни композитора любовь и восхищение во многих странах мира. По
признанию ряда французских музыкантов во главе с Клодом Дебюсси, в творческих
принципах Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина были заложены зерна
дальнейшего плодотворного развития и обновления европейской музыки.
Классический XIX век русской музыки явился подготовкой к искусству новой,
советской эпохи, открывшейся Великим Октябрем. Творчество советских
композиторов Мясковского, Прокофьева, Шостаковича и многих других, уже
ставшее в свою очередь классикой, прочными нитями связано с музыкальными
традициями великих предшественников.
Лучшим творениям русской музыки всегда присуща глубокая человечность. В сознании их авторов были неразрывно связаны между собой понятия «красота» и «правда», начала эстетическое и этическое. Высшей целью для русских композиторов неизменно было создание правдивого образа человека, выражение его сложных дум и чувств. В произведениях различных жанров, как и в народном творчестве, нашли воплощение не только история и быт народа, его борьба за независимость, гневное обличение социальной несправедливости, но и страстное стремление личности к раскрепощению своих духовных сил, борьба за личное счастье человека. Вот почему русских композиторов, как и русских писателей, с полным правом можно назвать, пользуясь выражением А. Толстого, «каменщиками крепости невидимой, крепости души народной».
Подвиг русских музыкантов становится еще более очевидным, если вспомнить,
что они самоотверженно творили в тяжелейших условиях царского строя,
крепостничества и в период бурного роста развивавшегося капитализма,
когда художники подвергались жестокой травле за выражение свободолюбивых
мыслей, а все русское искусство пренебрежительно рассматривалось правящей
верхушкой как нечто «низшее» по отношению к модному Западу. Прав был
Максим Горький, когда говорил: «В области искусства, в творчестве сердца
русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших
условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную
музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны
крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова,
звуков, красок».
Великий Октябрь освободил «крылья души», открыв небывалые в истории
возможности для развития художественного творчества. После свершения
Великой Октябрьской социалистической революции все виды искусства, в
том числе музыка, вступили в новый этап своего существования, начали
новую жизнь. Вместе с тем возрос в наше время и интерес к историческому
прошлому родного искусства.
Чтобы понять и оценить современность, нужно хорошо знать прошлое. Сокровища, создававшиеся на протяжении веков гением народа, передаваемые из поколения в поколение, являются нашим достоянием, нашей национальной гордостью и подлинным фундаментом советской музыки.
В пособии содержатся сведения о русской музыкальной культуре от ее истоков до второй половины XIX века. Отдельные главы посвящены древнерусской музыке, русской музыкальной культуре XVIII - первой половине XIX века, классикам русской музыки М.И. Глинке и А.С. Даргомыжскому.
Русская музыкальная литература
выпуск 2
составление и общая редакция Э.Л. Фрид
"Музыка", 1984г. Издание 7-е
содержание:
Глава I. Русская музыкальная культура в 60-70-х годах XIX столетия.
Глава II. А. Н. Серов
Жизненный и творческий путь
«Юдифь»
«Вражья сила»
Глава III. А. Г. Рубинштейн
Жизненный и творческий путь
«Демон»
Романсы.
Глава IV. М. А. Балакирев
Жизненный и творческий путь.
Симфоническое творчество
Фортепианное творчество.
Романсы
Обработки народных песен
Глава V. М. П. Мусоргский
Жизненный и творческий путь
Камерное вокальное творчество.
Оперное творчество
«Борис Годунов»
«Хованщина»
«Картинки с выставки»
Глава VI. А. П. Бородин
Жизненный и творческий путь.
«Князь Игорь»
Симфоническое творчество
Вторая симфония («Богатырская»)
Романсы
Камерно-инструментальное творчество.
Русская музыкальная литература
выпуск 3
составление и общая редакция Э.Л. Фрид
"Музыка", 1986г. Издание 7-е
содержание:
Глава I. Н. А. Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь.
Оперное творчество
«Псковитянка»
«Снегурочка»
«Садко»
«Царская невеста»
«Золотой петушок»
Фрагменты из различных опер
Симфоническое творчество
«Шехеразада»
Романсы
Глава II, П. И. Чайковский
Жизненный и творческий путь
Симфоническое творчество
«Ромео и Джульетта»
Первая симфония («Зимние грезы»)
Четвертая симфония
Шестая симфония («Патетическая»)
Оперное творчество
V «Евгений Онегин»
«Пиковая дама»
Балеты
«Спящая красавица»
Романсы.
Русская музыкальная литература
выпуск 4
общая редакция М.К. Михайлова, Э.Л. Фрид
"Музыка", 1985г. Издание 6-е
(DjVu, 4.3 Мб)
содержание:
Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Калинников, Скрябин, Рахманинов, Стравинский.
Русская классическая музыка дооктябрьского периода представляет величайшую
художественную ценность. Выраженные в творчестве крупнейших отечественных
композиторов преданность родине, горячая любовь к народу, глубокая человечность
обусловили высокий этический строй русского классического музыкального
наследия. Оно поражает разнообразием жанров, форм, замыслов, богатством
творческих индивидуальностей его создателей.
Глава I. Русская музыкальная культура в 80—90-х годах XIX века
Глава II А.К. Лядов
Жизненный и творческий путь
Фортепианное творчество
Вокальные произведения. Обработки народных песен
Симфоническое творчество.
Глава III А. К. Глазунов
Жизненный и творческий путь
Симфоническое творчество
“Стенька Разин”
Пятая симфония
Шестая симфония
Концерт для скрипки с оркестром
Балеты
Глава IV. С. И. Танеев
Жизненный и Творческий путь
Симфония до минор
Романсы.
Глава V. А. С. Аренский
Краткие биографические сведения
Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром.
Первое фортепианное трио
Романсы
Глава VI. В. С. Калинников
Жизненный и творческий путь
Первая симфония
Глава VII. Русская музыкальная культура в начале XX века.
Глава VIII А. Н. Скрябин.
Жизненный и творческий путь
Фортепианное творчество
Симфоническое творчество
Глава IX. С. В Рахманинов
Жизненный и творческий путь
Фортепианное творчество
Второй концерт для фортепиано с оркестром
Романсы
«Алеко».
Глава X. И. Ф. Стравинский
Краткие биографические сведения
«Петрушка»