Ноты - В. Соловьев-Седой - Собрание сочинений

Соловьев - Седой В.



В собрание сочинений Василия Павловича Соловьева-Седого вошли наиболее значительные произведения разных жанров: музыкально-сценические, вокальные сочинения, а также музыка к спектаклям и кинофильмам. В I и II томах собраны песни для голоса а сопровождении фортепиано, многие из них принадлежат к советской песенной классике. В III и IV тома включены сцены и арии из оперетт «Верный друг» (1945), «Олимпийские звезды» (1962), «Восемнадцать лет» (1967), «У родного причала» (1968)» «Насильно мил не будешь» (1971) и «Алмазные подвески» (1973). V том содержит клавир оперетты «Самое заветное» (1951). В VI томе представлены оркестровые сочинения Соловьева-Седого— фрагменты из его балетов «Тарас Бульба» (1954), «В порт вошла „Россия"» (1964) и музыка к театральным пьесам и кинофильмам.

 

 

Ноты к песням Соловьева-Седого
В. Соловьев-Седой
Собрание сочинений
Том I

песни для голоса в сопровождении фортепиано 1936-1948
составитель О. Краснов
"Музыка", 1985г.
номер 3174
(pdf, 12.4 Мб)

Содержание:

 

Творчество Василия Павловича Соловьева-Седого (1907—1979), народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда, широко известно в нашей стране и за рубежом. В наследии композитора более 700 музыкальных произведений в различных жанрах, в том числе балеты, оперетты, симфонические и камерные произведения, музыка к спектаклям и кинофильмам. Огромной любовью слушателей пользуются песни В. П. Соловьева-Седого, многие из которых вошли в золотой фонд советской песенной классики.
Василий Павлович Соловьев-Седой родился 25 апреля (по новому стилю) 1907 года в Петербурге. Отец его — крестьянин Витебской губернии, пришедший в Петербург на заработки; после неудач, скитаний по ночлежкам он устроился дворником дома № 139 по Старо-Невскому проспекту. Семья жила в полуподвале. Жизнь была нелегкой, полной труда и забот.
С детства мальчика окружала народная музыка. Отец мастерски играл на трехрядной гармонике, а мать, выросшая в псковской деревне, знала множество крестьянских песен. К восьми годам будущий композитор уже свободно подбирал по слуху песни, услышанные от старших, импровизировал вариации на них. «Я ел, спал и гулял, не расставаясь с моей балалайкой. Я бесконечно тренькал на ней», — вспоминал позднее композитор.

С двумя приятелями, игравшими на гитаре и мандолине, Соловьев организовал трио. Репетировать приходилось прямо на лестнице, но это не останавливало юных музыкантов. В их доме помещался маленький кинотеатр «Слон». Вася Соловьев подружился с киномехаником, помогал ему перематывать ленты, подметал пол в зале. В награду ему было разрешено между сеансами играть на стареньком пианино, стоявшем в зале у экрана. Он самостоятельно освоил клавиатуру и вскоре играл знакомые мелодии. Но вряд ли талантливый мальчик смог бы получить специальное образование, стать музыкантом-профессионалом, если бы не исторические события, перевернувшие судьбу всей страны.
После революции в жизни Соловьевых произошли значительные изменения. Отец стал рабочим мельничного комбината и председателем домового комитета бедноты. Семья переехала из полуподвальной дворницкой в светлую квартиру. Там поставили пианино, и Василий Соловьев начал брать уроки музыки. В доме № 139 организовался молодежный клуб. Ребята собирались вместе, разыгрывали в лицах басни Крылова, показывали «туманные картины» (диапозитивы), проводили «чемпионат французской борьбы». Вскоре состоялось торжественное открытие «театра» и была показана премьера — популярная в те годы буффонная пьеса «Иванов Павел». Главную роль исполнял юный Александр Борисов — в будущем народный артист СССР. В многочисленных вставных куплетах и песенках ему аккомпанировал Соловьев. Затем последовали постановки пьес Островского и других классиков.

Василий начал самостоятельную жизнь с работы в кинотеатрах, клубах и самодеятельных коллективах, сопровождал своей игрой демонстрацию немых фильмов, вечера художественной гимнастики, музыкально оформлял спектакли «Синей блузы» (а иногда был их режиссером), иллюстрировал выпуски «Живой газеты». Музыка, которую он играл, сочинялась обычно им самим, нередко — тут же на спектакле, по ходу сценического действия. Эта способность Соловьева импровизировать нашла вскоре другое, несколько неожиданное применение. Когда в середине 20-х годов по Ленинградскому радио начали впервые передавать утренние уроки гимнастики, Василия Соловьева — уже популярного в городе импровизатора — пригласили сопровождать передачи своей игрой. Он вставал в четыре часа утра, шел пешком в радиостудию (трамваи в этот ранний час еще не ходили), садился там за рояль и после слов диктора: «Начинаем утреннюю гимнастику» — играл бодрый марш, импровизировал музыку к упражнениям.
Однажды его импровизации услышал композитор А. С. Животов. Он понял, что у Соловьева незаурядный талант и что его подлинное призвание — композиция. Летом 1929 года по совету Животова Соловьев решил поступить в Центральный музыкальный техникум в Ленинграде. Вместе с ним вступительный экзамен по композиции держало еще несколько юношей. Каждый из них принес кипу собственных сочинений. Один только Соловьев растерянно вошел в класс, где проходил экзамен, с пустыми руками. Комиссии он объяснил, что не умеет записывать свою музыку и поэтому никаких нот у него нет, но он может тут же что-нибудь сочинить. Председатель комиссии предложил сымпровизировать марш, крайние разделы которого шли бы в миноре, а средний — в мажоре. Тогда Соловьев, успокоившись, подошел к роялю, сел и сразу же заиграл так, как будто он знал об этом задании раньше и музыка была им написана давным-давно. Музыка понравилась, и ее автор стал студентом техникума, учеником П. Б. Рязанова. Через два года он был переведен в Ленинградскую консерваторию в класс этого же профессора.
Выдающийся советский композитор-педагог Петр Борисович Рязанов отдал свои обширные знания и незаурядный талант воспитанию творческой молодежи. В разное время у него учились многие известные впоследствии советские композиторы, в том числе Н. Богословский, И. Дзержинский, Н. Леви„ Г. Свиридов, Л. Ходжа-Эйнатов и другие. Самым драгоценным качеством Рязанова-педагога было умение увидеть в каждом ученике то особенное, неповторимое, что отличало его от других, и развить эти индивидуальные склонности. У Соловьева он подметил и поддержал мелодический дар, интерес к русской песне, впитанной с детства, влечение к вокальной музыке. В то же время он обратил внимание на ритмическую скованность своего нового ученика и помог ему освободиться от этого недостатка.

По совету Рязанова Соловьев начал с сочинения песен для детей. Эти первые попытки были робкими и несовершенными, но в них уже угадывались ценные качества будущего песенника: меткость образных характеристик, подкупающая искренность, трогательная чистота.
За годы пребывания в техникуме и консерватории Соловьев испытал свои силы в различных жанрах музыки. Он написал ряд инструментальных сочинений, в том числе симфоническую картину «Партизанщина» и фортепианную сюиту, оформил несколько спектаклей в драматических театрах, сочинил радиооперетту «Хорошая погода», начал работать над оперой «Мать» (по Горькому). На окончание консерватории он представил часть Концерта для фортепиано с оркестром. Но признание молодому композитору принесли вокальные сочинения. В 1934 году из печати вышли его «Лирические песни». На обложке этого издания стояла никому не известная фамилия — Седой. Это псевдоним Соловьева: так звал его в детстве отец за светлый цвет волос. Впоследствии композитор прибавил псевдоним к своей настоящей фамилии и стал подписываться Соловьев-Седой.
Впервые начинающий песенник по-настоящему поверил в свои силы после успеха его песни «Гибель Чапаева», написанной в 1936 году, вслед за выходом на экраны кинофильма «Чапаев».
Окончив в том же году консерваторию, Соловьев-Седой работал над осуществлением нескольких замыслов. Он хотел написать оперу, перебрал несколько сюжетов, но по разным обстоятельствам не смог реализовать это намерение. Одновременно сочинялись романсы, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам, балет «Тарас Бульба».
Соловьев-Седой с увлечением включился в песенное движение 30-х годов. Он учился на примере опытных мастеров песни Ал. Александрова, И. Дунаевского, М. Блантера, В. Захарова, Дм. и Дан. Покрассов и вместе с тем нащупывал собственный путь в песенном искусстве. Некоторые его песни получили распространение. Часто можно было услышать в те годы «Казачью кавалерийскую», начинающуюся словами «Мой конь буланый, скачи скорей поляной». Ее пел Л. Утесов, она была записана на пластинки. В родном городе композитора особой популярностью пользовалась его «Песня о Ленинграде» («Разгорайся, наша песня»). Охотно пелась молодежью «Таежная» («Над тайгой опускается вечер»), А песня-баллада «Гибель Чапаева» стала известной даже за пределами нашей страны: ее запели бойцы Интернациональных бригад, сражавшихся в Испании против фашизма, и она вошла в сборник песен этих бригад, составленный замечательным революционным немецким певцом Эрнстом Бушем. Песни Соловьева-Седого 30-х годов привлекают яркостью и свежестью мелодий, в них ощущается большой самобытный талант автора.
В первые же дни Великой Отечественной войны Соловьев-Седой, как и другие советские композиторы, отложил в сторону все задуманные или начатые работы. Стране нужны были песни, которые помогали бы воевать. Их ждали бойцы, уходившие на фронт, вся армия, весь народ.
В Ленинграде начали передавать тогда ежедневные выпуски радиохроники. Каждый выпуск включал последние известия с фронта, рассказы о героях и их подвигах и эстрадные номера. Для этих передач нужны были песни, частушки, сатирические куплеты. Музыку к ним взялся сочинять Соловьев-Седой. Он работал вместе со своим другом, композитором Ходжа-Эйнатовым, в квартиру которого и переселился на время.

«День наш строился строго по расписанию,— рассказывал Василий Павлович.— Вставали мы часов в 8 утра и два — два с половиной часа посвящали работе над песней или частушкой (текст, доставленный поэтом, был припасен с вечера). Один сочинял, импровизируя за роялем, другой корректировал, критиковал, помогал отобрать лучшие варианты и записать их. На следующий день мы менялись ролями.
Когда песня была готова, мы оба ехали на радио и показывали ее там. Работа у нас шла удачно, и почти все песни получали одобрение. Оттуда шли в Союз композиторов, где ежедневно собирались композиторы и музыковеды для прослушивания новых произведений. Если на летучем обсуждении признавалось, что наша песня представляет особый интерес, мы ехали в Управление по делам искусств. Если же и там песня получала высокую оценку, она немедленно отсылалась в типографию. На второй-третий день выходила нотная листовка!»

Осенью 1941 года с большой группой ленинградских музыкантов Соловьев-Седой приехал в Оренбург. Здесь он организовал эстрадный театр «Ястребок». Вот где пригодился его опыт работы в самодеятельности! Вспомнив свою юность, Василий Павлович снова стал не только композитором, но и поэтом, режиссером, автором сатирических сценок. Когда программа была готова, артисты попросили направить их на фронт.
В феврале 1942 года бригада приехала в Москву, на просмотр в Центральный Дом Красной Армии. Здесь Соловьеву-Седому разъяснили, что рояль, на котором он аккомпанировал певцам, — это роскошь, не предусмотренная на фронте. И Василию Павловичу пришлось срочно научиться играть на аккордеоне. «Ястребок» направили на Калининский фронт, в район Ржева. «Мы вошли в быт войны, — рассказывает композитор. — Я вспоминаю, как шел по деревенской улице, волочил за собой по снегу свой аккордеон, весивший без малого полтора пуда, увидел самолет, низко кружившийся над деревней. Я вошел в избу, где находилась столовая, не успел обжечься ложкой горячих щей, как изба задрожала, оконные стекла вылетели, все находившиеся в столовой бросились на пол, а я, остолбенев, попятился к двери. Так началось знакомство с фронтом».
В разной обстановке довелось побывать Соловьеву-Седому за полтора месяца, проведенных на фронте. Хорошо узнал он жизнь фронтовиков, характер советского солдата, его думы и чувства. И эти впечатления глубоко сказались на его творчестве, особенно — песенном. Летом 1942 года он написал свыше двадцати новых песен. Его постоянным соавтором в ту пору стал молодой поэт Александр Фатьянов. С этими песнями композитор побывал на многих заводах и фабриках. Он выступал перед трудящимися Свердловска, Челябинска и других городов Урала — «кузницы победы», не раз бывал в Москве.
В конце 1944 года Соловьев-Седой возвратился в свой родной Ленинград. А вскоре он снова отправился на фронт во главе бригады артистов. На этот раз он выступал перед бойцами, сражавшимися в Прибалтике, перед моряками Краснознаменного Балтийского флота. В 1943 году за песни «Вечер на рейде», «Играй, мой баян» и «Песня мщения» («Я вернулся к друзьям после боя») ему была присуждена Государственная премия СССР. В 1945 году он был награжден орденом Красной Звезды.

В годы Великой Отечественной войны Соловьев-Седой написал свыше шестидесяти песен. В советском песенном творчестве этих лет они заняли заметное и своеобразное место.
В начале войны многие композиторы считали, что их единственная задача — создание призывных песен героического склада. Но жизнь показала, что духовные запросы наших людей очень широки, многогранны. Даже в первый, самый тяжелый период войны в массах жило стремление не только к суровой героике, но и к лирике. Недаром уже в первый год войны, наряду с песнями «Священная война» Ал. Александрова и «До свиданья, города и хаты» М. Блантера, огромную популярность приобрели «Землянка» К. Листова, «Давай закурим» М. Табачникова и другие лирические песни фронтового быта. И несколько неожиданно для Соловьева-Седого (но вполне закономерно) из первых его военных песен наибольшее распространение получили не походные, а «Играй, мой баян» и «Вечер на рейде». Когда «Вечер на рейде» исполнили по радио, в Москву устремился поток писем с фронта, с военных кораблей, от партизан, из тыловых городов. В письмах содержалась просьба — еще и еще раз передать песню Соловьева-Седого. Вскоре ее запела вся страна.
За что же в суровую военную пору полюбилась эта, казалось бы, совсем мирная, тихая песня? Она говорила о том, что пережили тогда миллионы людей, — о расставании с родными местами. Здесь есть не только задушевность, но и задумчивость, не только светлая грусть, но и большая внутренняя сила. Такая песня помогала быть стойким и мужественным.
Другая песня — «Давно мы дома не были» — песня солдат, собравшихся в землянке, у огарочка свечи. Они сидят у огонька и поют не спеша. Музыкальные фразы, цепляясь одна за другую, развертываются безостановочной вереницей. Возникает ощущение свободного течения мыслей. Так бывает, когда задумаешься, замечтаешься или разговоришься в спокойно льющейся беседе. Тоска по родному дому слышится и в песне «Соловьи», появившейся в конце войны.
Соловей-соловушко часто упоминается в русских народных песнях. И всегда этот образ связан с представлением о юности и любви. Так и в песне «Соловьи» звучит мысль о любви, мечта о счастье. Особенно ощущается мечтательное настроение в припеве («Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат»). Здесь музыка напоминает колыбельную: ведь речь идет о сладких снах, а значит, о мечтах солдат. Но выражено в этой песне и другое. Снова наступил весенний расцвет жизни («Пришла и к нам на фронт весна»). И не смотря на то, что сегодня «пушки бьют», а «завтра снова будет бой», у каждого солдата весна разбередила душу, пробудила предчувствие близкого возвращения домой. Музыка этой части песни — запева — льется нескончаемым потоком, без пауз, она пронизана беспокойным движением, нетерпением.

Лирические песни Соловьева-Седого в суровые годы войны много говорили каждому советскому воину. Эти песни пелись в землянке, в кругу фронтовых товарищей, под звуки верного друга солдат — баяна. И от них бойцам становилось теплее на сердце, забывались тяготы войны, утихала боль разлуки с родным домом, с новой силой крепла в душе вера в победу.
Значительную роль в творчестве Соловьева-Седого в годы войны сыграли и шуточные песни, такие, как «Ничего не говорила», «Вася Крючкин», «Как за Камой», «На солнечной поляночке». Композитор ответил той потребности в здоровом юморе, которая никогда не покидала фронтовиков.
Отгремела военная гроза. Страна вернулась к мирному труду. Соловьев-Седой вновь прочно обосновался в Ленинграде. Потекли дни, месяцы, годы, заполненные творчеством.
Много новых произведений создал в послевоенное время талантливый композитор. Это и десятки песен, и оперетты, и два балета, и музыка более чем к тридцати кинофильмам.
Не раз отрывался он в эти годы от письменного стола, чтобы отправиться, по примеру военных лет, в творческие поездки. Но маршруты теперь стали иными. Композитор побывал во многих союзных республиках, выступая с творческими отчетами перед трудящимися.
Поездки в другие города и страны дали богатую пищу творческой фантазии Соловьева-Седого, послужили толчком к возникновению нескольких новых сочинений. Например, во время декады русского искусства в Азербайджане он написал вместе с азербайджанским композитором Тофиком Кулиевым «Песню о Баку». Для 1100-летнего юбилея Новгорода он сочинил песню «Новгород Великий». Пребывание в Казахстане помогло завершить песенный цикл «Четыре портрета ребят с целины». А поездка в Италию дала материал сразу для двух крупных произведений, действие которых развертывается в этой стране: балета «В порт вошла „Россия"» и оперетты «Олимпийские звезды».

Охотно подхватили — и не только в Ленинграде — его «Вечернюю песню» («Город над вольной Невой»), посвященную юбилею родного города. На московском фестивале, для которого разными авторами было написано немало шумных маршей и песен-танцев, «песней № 1» неожиданно стали его скромные и тихие «Подмосковные вечера». Эта песня получила первую премию и большую золотую медаль на Международном фестивальном конкурсе. А в последние дни молодежного праздника в Москве уже повсюду пели новую, сочиненную Соловьевым-Седым накануне фестиваля песню о мире и дружбе «Если бы парии всей земли». Посланцы разных стран увезли обе эти песни с собой как память о нашей гостеприимной земле.
Широко развернулась в послевоенные годы общественная деятельность Соловьева-Седого. С 1948 года в течение шестнадцати лет он бессменно возглавлял Ленинградское отделение Союза композиторов РСФСР. Трудящиеся Ленинграда трижды избирали его депутатом Верховного Совета СССР. Советское государство высоко оценило творческие и общественные заслуги композитора. В 1957 году он был награжден орденом Ленина. В 1959 году ему была присуждена Ленинская премия за песни «Подмосковные вечера», «В путь!», «Марш нахимовцев», «Версты» и «Если бы парни всей земли». В 1967 году Василию Павловичу Соловьеву-Седому было присвоено звание народного артиста СССР, в 1975 году — Героя Социалистического Труда.
«Над Россиею небо синее» — этими словами начинается припев песни о Ленинграде «Наш город», написанной Соловьевым-Седым и Фатьяновым сразу после завершения войны. Безоблачное небо — это символ мира и спокойствия, которые пришли на смену войне. И музыка Соловьева-Седого дышит покоем, пронизана светом, упоением жизнью. А в припеве господствует чувство нежной любви к городу, красивее которого нет на свете... Это чувство высказано в таких песнях, как «Стали ночи светлыми», «Услышь меня, хорошая».
Им полна и песня «На лодке» из кинофильма «Первая перчатка». В ней разлито такое спокойствие, такое ощущение весомости каждого слова, каждой интонации, какое рождается только при воплощении чистого и глубоко выношенного чувства. А образ лодки, легко скользящей по широкой глади (плавная текучесть ощущается в самой музыке), усиливает счастливое одухотворенное настроение. Особенно большую популярность приобрела песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане». Ее тема — воспоминание о боевых друзьях и мечта о новой встрече с ними. Такими воспоминаниями и мечтами жили в те годы миллионы недавних солдат. Да и теперь нет, наверное, такой встречи ветеранов Великой Отечественной войны, где не звучала бы эта песня Соловьева-Седого. Это музыкальный памятник благородству душевных помыслов солдата. В ее музыке ощущается сдержанность и простота. Все выражено по-солдатски строго, скупо. И в то же время — сколько здесь искренней сердечности, теплоты, любви к друзьям. Во фразе «Где же вы, теперь, друзья-однополчане» возникает трогательное ощущение суровой нежности, которое так хорошо отвечает замыслу песни.

Героям минувшей войны Соловьев-Седой посвятил в послевоенные годы еще несколько песен. Дыханием незабываемых славных лет веет от «Азовской партизанской». Она начинается как сосредоточенное, скупое повествование. Как бы издалека, затаенно звучит суровый марш. Но в припеве мелодия словно расправляет крылья, приобретает широкий песенный размах и наполняется страстным чувством, подлинным воодушевлением: «Партизаны, не забудем никогда Азовское море, военные года!». Надо всегда помнить о том, какой ценой завоеван мир, чтобы еще больше дорожить им, — вот мысль, к которой приводит слушателей эта волнующая песня.
Теме войны посвящена и песня «Баллада о солдате». Трудно быть спокойным, вспоминая о войне. Будто с усилием, преодолевая огромные препятствия, движется вперед мелодия. Труден был путь солдата, и об этом в песне сказано правдиво, без утайки и прикрас.
Главным действующим лицом многих песен Соловьева-Седого стала молодежь наших дней. В этих песнях звенят юные голоса, кипят молодые силы. Таковы созданные в разные годы «Марш молодых рабочих», «Студенческая попутная», «Пора в путь-дорогу», «Что нам ветры» («Дорожная») из кинофильма «Доброе утро».
Вот, к примеру, «Студенческая попутная» («Народом переполнен вокзальный перрон»). В героях песни бурлит жажда деятельности, неуемная молодая энергия. Однако в этой песне есть все же внутренний контраст. После мажорного запева, который выдержан в очень стремительном и четком движении, следует более мягкий минорный припев, где на ритм частого перестука колес накладывается плавная певучая мелодия (такое сопоставление встречается во многих «дорожных» песнях, начиная с «Попутной песни» М. Глинки). Приоткрывается иная сторона облика героев песни: здесь воплощены их мечтания, полет их юной мысли вдаль, в светлое «завтра».
С песнями о молодых рабочих, колхозниках, студентах перекликаются другие — о молодых солдатах и моряках. Зачастую это марши, но в их образную ткань обычно вплетаются полетность, лирическая задушевность, наполняя музыку внутренним теплом. Кто не знает у нас «Марша нахимовцев» (из кинофильма «Счастливого плавания!»)! Его герои — моряки, притом юные. И эта особенность нашла отражение в музыке песни. Первая же мелодическая фраза («Солнышко светит ясное») напоминает всплеск волны. А в припеве предстает картина моря, зовущего вдаль. Здесь музыка создает ощущение простора, бескрайней шири. Во всем этом воплощаются и черты характера юных нахимовцев: их жизнерадостность и бодрость, проявляющие себя в коротких, задорных интонациях напева, их романтическая приподнятость настроения и мечтательность, что обнаруживается в припеве.
Более сурова и строга солдатская песня «В путь!» (из фильма «Максим Перепелица»). В ней полностью соблюдены законы жанра армейского походного марша: ровность и четкость поступи, настроение решительности и удали. И в то же время здесь есть и задумчивость, и лирическое чувство («А для тебя, родная...»), имеются оригинальные ритмические «вольности» и чисто русская мягкая напевность, которая придает песне особое обаяние. Песни «В путь!», «Солдат всегда солдат», «Раз, два!», «Что солдату надо», «Солдату полагается служить» сразу были взяты «на вооружение» в нашей армии. В них — и воинская отвага, и мужественность, и сочный юмор.

Любовь, дружба, верность... Эти благородные духовные проявления человека воспевал Соловьев-Седой в суровые годы войны. И к ним снова и снова обращается он в своих послевоенных песнях. Много новых чудесных образцов песенной лирики создал он в мирные годы — от песни «На лодке» до «Верст» и «Подмосковных вечеров».
Песня «Подмосковные вечера» выражает чувство, которое близко многим; здесь есть настоящая проникновенность. Заметим, как звучат концовки первой и последней музыкальных фраз («шорохи», «вечера»): ударения падают на каждый слог, так что поющий поневоле «впевается» в эти слова, вникает в них. Остановка в середине третьей фразы «Если б знали вы, как мне дороги» — тоже момент раздумья, внутреннего переживания. Герой песни — юноша, которому «трудно высказать и не высказать» свое чувство, — произносит каждое слово бережно, осторожно, будто боится разбудить окружающую тишину, спугнуть очарование подмосковного летнего вечера. Чувствуется, что ему действительно очень дорог этот вечер, что в его душе живет чистая и глубокая любовь и к родным краям, и к милой девушке.
О чем бы ни говорили песни Соловьева-Седого, каких бы героев ни показывали, они всегда пронизаны любовью к жизни, согреты теплом человечности. Поэтому все творчество композитора служит делу мира на земле, способствует сближению народов. Но при этом есть у него такие песни, которые выражают призыв к миру и дружбе наиболее непосредственно и открыто. Самая известная и любимая среди них — «Если бы парни всей земли».

В 1957 году у нас была издана повесть французского писателя Ж. Реми «Если парни всего мира» — о солидарности и взаимопомощи людей разных стран. Вскоре появился фильм, сделанный по этой книге. У поэта Евгения Долматовского и артиста Марка Бернеса возникла идея песни, которая выразила бы основную мысль книги и фильма, заключенную в их названии, но при этом не была бы связана с ними сюжетно, а отвечала общему духу и настроению Московского фестиваля. Долматовский написал стихи, а затем Соловьев-Седой по просьбе Бернеса сочинил музыку. Так родилась песня, первым исполнителем которой стал популярный артист.
«Если бы парни всей земли» говорит о дружбе молодежи всего мира. Музыка в запеве носит характер оживленного массового танца — будто и впрямь взялись за руки и закружились в общей пляске тысячи, миллионы парней. Но уже здесь, а еще больше в припеве (особенно со слов «Мы — за мир, за дружбу») в музыке ощущается ритм не только танца, но и марша. И в то же время есть в припеве и романтическая мечтательность, и лирическая теплота.

С конца. 60-х годов наряду с песнями традиционного типа, предназначенными для исполнения в быту, Соловьев-Седой все чаще пишет вокальные произведения, более сложные и развитые по форме, в которых поэтическое слово воплощается с большей детализацией и фортепианная партия приобретает еще более значительную самостоятельную роль. Композитор по-прежнему называет многие из них песнями, но, по существу, в них усилены черты камерного жанра и они приближаются к романсу. Такого рода песни-романсы Соловьев-Седой объединил с обычными песнями в три цикла: «Северная поэма», «Светлая песня», «Мои современники».
Балет «В порт вошла „Россия"», поставленный в 1964 году, посвящен дружбе советского и итальянского народов, которая скреплена участием наших героев в сражениях итальянских партизан против фашистов, а затем совместной борьбой за мир. Музыкальной темой главного действующего лица — советского моряка Андрея, который спас во время войны итальянскую девочку Пепелину, а через несколько лет снова встретил ее и полюбил, — служит песня «Если бы парни всей земли».
Наиболее яркие моменты в музыке связаны со звучанием танцевальных мелодий и ритмов, ярко национальных по своей окраске. Таковы, в частности, Тарантелла, Дуэт Пепелины и Андрея, Танец кубинских девушек, вошедшие (вместе с Танцем герлс, «Вальсом смелых» и Галопом) в симфоническую сюиту из балета. Неудачное, схематичное либретто помешало успеху спектакля. Но сюита осталась жить на концертной эстраде.
Большой интерес представляют оперетты Соловьева-Седого. Первую из них — «Верный друг» — композитор начал писать еще во время войны, поставлена же она была вскоре после победы, осенью 1445 года. И рассказано в ней о событиях военных лет.

По образам, настроениям и музыкальному языку «Верный друг» Соловьева-Седого близок к песням военных лет (одна из них — «Соловьи»—даже вошла в оперетту). Лучшее здесь—это лирические номера: мечтательно-ласковый дуэт Сергея и Катерины, говорящий об их любви, задумчивый вальс, который основан на той же музыке, освещенная мягкой сочувственной улыбкой песня «В этом поезде едут влюбленные». Удачны также многие комедийные эпизоды, характеризующие второстепенных героев, — например, удалые куплеты «Эх, как в былые годы», которые поет старый вояка, бывший солдат дед Кузьма.
Иные герои и события в оперетте «Самое заветное». Большая удача композитора — песни и хоры о труде. Первый же хор, которым начинается действие («Споемте, девушки»), с его светлой запоминающейся мелодией, вводит слушателя в настроение душевного подъема и творческого увлечения. Впечатляет хоровая сцена начала уборки урожая, где в музыке прекрасно передана энергия труда. Оригинальна упругая по ритму студенческая песня «Окончен институт».
Композитор создал красочные картины отдыха и праздника колхозной молодежи. Неподдельного веселья полна сцена хоровода — игры девушек и парней. Ее музыка напоена интонациями и ритмами современных плясок и частушек; она очень проста, но притом свежа и самобытна. Увлекателен и вальс — то приподнято-радостный, то тоскующий, то вновь пронизанный весельем.
Музыка «Самого заветного» выросла из народных и советских песен, из интонаций современной городской и колхозной бытовой музыки. Сближение оперетты с .советской песней — это путь, который открыл И. Дунаевский в 30-е годы. Но современную русскую народную песню, частушку, пляску никто еще не разрабатывал в оперетте так широко и своеобразно, как это сделал Соловьев-Седой.
Песенная основа ощущается и в третьей его оперетте — «Олимпийские звезды». Однако песни здесь не только русские советские, но и итальянские. Композитор обобщенно передал свойства итальянского национального характера в образах молодых влюбленных — Антонио и Карины. По-южному жгучая, открытая страстность выражена в серенаде Антонио и лучше всего — в его первом дуэте с Кариной.
«Восемнадцать лет» — музыкально-сценическая повесть о людях того поколения, которое выросло перед самой войной и закалилось в ее огне. Героям этого произведения, представляющего собой лирическую драму с чертами комедии, — Лиде, Алеше, Вадиму — накануне войны исполнилось восемнадцать лет. Основная мысль оперетты — о преемственности поколений — воплощена в музыкальной теме «Хочется без робости обойти весь свет». Как всегда у Соловьева-Седого, большое место в оперетте занимают развернутые лирические высказывания героев, проникнутые серьезными и чистыми чувствами.
По зрелости мастерства, по масштабам музыкальной драматургии и тщательности ее разработки рядом с опереттой «Восемнадцать лет» стоит другое произведение того же жанра — «У родного причала». Действие этой «лирико-героической новеллы» происходит в наши дни в Одессе. В центре его — современные проблемы.

Самое же значительное из всех театральных произведений Соловьева-Седого — балет «Тарас Бульба». После постановки его первого, еще очень несовершенного варианта (1940) композитор потратил много лет упорного труда на коренную переработку балета. Изменился и сценарий, заново были написаны многие музыкальные номера, а остальные неузнаваемо преобразились. Большой опыт композитора-песенника, накопленный за это время Соловьевым-Седым, помог ему сделать музыкальные темы (мелодии) балета более распевными, яркими, рельефными. И когда в 1955 году Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова показал «Тараса Бульбу» во второй редакции,' перед зрителями предстало, по существу, новое произведение. Оно имело большой успех у ленинградцев, а одна из сцен — «Запорожская Сечь» — получила международное признание: балетная труппа Театра имени С. М. Кирова неоднократно показывала ее в разных странах во время своих зарубежных гастролей.
Балет «Тарас Бульба» стал заметным вкладом в дело создания советского балетного спектакля на народно-героическую тему.
В 60—70-е годы Соловьев-Седой особенно активно работает в жанре оперетты: «Вендетта» (1969), «Насильно мил не будешь» (1971), «Алмазные подвески» (1973).
Но возросший интерес к музыкальному театру не потеснил песенного творчества композитора. Песни Соловьева-Седого стали нашей классикой. А классика никогда не стареет.
А. Сохор (Фрагменты из книги «Василий Иванович Соловьев-Седой»)

Ноты к песням:

Гибель Чапаева. Слова 3. Александровой
Песня о двух товарищах. Из спектакля «Слава». Слова В. Гусева
Казачья кавалерийская. Слова А. Чуркина
Белорусская партизанская. Песня из кинофильма «11 июля». Слова А. Чуркина
Таежная. Слова В. Гусева
Простая песенка. Из кинофильма «Небеса». Слова А. Прокофьева
Прощальная. Песня из кинофильма «Приятели». Слова М. Светлова
Вечер на рейде. Слова А. Чуркина
Встреча Буденного с казаками. Слова А. Чуркина
Играй, мой баян. Слова Л. Давидович
С милой сердцу Кубани. Слова В. Гусева
Баллада о Матросове. Слова А. Фатьянова
Ехал казак воевать. Слова А. Фатьянова
Как за Камой за рекой. Слова В. Гусева
Когда песню поешь. Слова В. Гусева
Над землянкой ночь. Слова В. Гусева
На солнечной поляночке. Слова А. Фатьянова
Шел солдат суровый. Слова В. Дыховичного
Баллада о солдатском сне. Слова А. Прокофьева
Не тревожь ты себя, не тревожь. Слова М. Исаковского
Ничего не говорила. Слова А. Фатьянова
Разговор. Слова С. Фогельсона
Наша родина — Россия. Слова А. Прокофьева
Соловьи. Слова А. Фатьянова
Давно мы дома не были. Слова А. Фатьянова
Далеко иль недалечко. Слова А. Фатьянова
Далёко родные осины. Слова А. Фатьянова
Матросские ночи. Слова С. Фогельсона
Наш город. Слова А. Фатьянова
Услышь меня, хорошая. Слова М. Исаковского
Едет парень на телеге. Слова Н. Глейзарова
Пора в путь-дорогу. Песня из кинофильма «Небесный тихоход». Слова С. Фогельсона
Потому, что мы пилоты. Песня из кинофильма «Небесный тихоход». Слова А. Фатьянова
Песня нахимовцев. Из кинофильма «Нахимовцы». Слова С. Фогельсона
Песня о краснодонцах. Слова С. Острового
Пляс-перепляс. Слова С. Фогельсона
Стали ночи светлыми. Слова А. Фатьянова
Тропки-дорожки. Слова А. Фатьянова
В этом поезде едут влюбленные. Слова В. Михайлова
Золотые огоньки. Слова А. Фатьянова
Закаляйся. Песня из кинофильма «Первая перчатка». Слова В. Лебедева-Кумача
На лодке. Песня из кинофильма «Первая перчатка». Слова В. Лебедева-Кумача
Сказ о солдате. Вокальный цикл. Слова А. Фатьянова
1. Шел солдат из далекого края
2. Расскажите-ка, ребята
3. Колыбельная
4. Поет гармонь за Вологдой
5. Где же вы теперь, друзья-однополчане?
6. Величальная
Гвардейская походная. Слова А. Чуркина
Где ж ты, мой сад? Слова А. Фатьянова

 

В. Соловьев - Седой
Собрание сочинений в шести томах
Том II

песни для голоса в сопровождении фортепиано 1949-1976
Составитель Г.В. Краснов
номер 3175
(pdf, 16.8 Мб)

Содержание:

 

Марш нахимовцев. Из кинофильма «Счастливого плавания». Слова Н. Глейзарова
Споем, друзья. Песня из кинофильма «Счастливого плавания». Слова Н. Глейзарова
Студенческая попутная. Слова С. Фогельсона
У родного Иртыша. Песня из кинофильма «Сибирь советская». Слова Н. Глейзарова
Спит дороженька степная. Песня из спектакля «Поют жаворонки». Слова А. Чуркина
Версты. Слова Л. Ошанина
Студенческая песня. Слова Л. Ошанина
Азовская партизанская. Слова Л. Зорина
Грустная песенка. Из кинофильма «Навстречу жизни». Слова Н. Глейзарова
Камыши. Песня из спектакля «Свадьба с приданым». Слова А. Чуркина
Марш молодых рабочих. Из кинофильма «Навстречу жизни». Слова Н. Глейзарова
Мой друг коммунист. Слова С. Фогельсона
Летняя песенка. Слова Н. Глейзарова
Песенка о весне. Из спектакля «Сын Рыбакова». Слова Н. Винникова
В путь. Песня из кинофильма «Максим Перепелица», Слова М. Дудина
Доброе утро. Песня из одноименного кинофильма. Слова В. Соловьева-Седого
Зорька догорает. Слова Н. Глейзарова
Ленинградская весенняя. Слова С. Фогельсона
Лирическая песня Насти. Из кинофильма «Чемпион мира». Слова М. Светлова
Что нам ветры (Дорожная). Песня из кинофильма «Доброе утро». Слова А. Фатьянова
Гляжу в поля просторные. Песня из кинофильма «В один прекрасный день». Слова
В. Бокова ,
Песня дальних дорог. Из кинофильма «В дни спартакиады». Слова М. Матусовского
Подмосковные вечера. Песня из кинофильма «В дни спартакиады». Слова М. Матусовского
Фестивальная песенка. Слова Н. Глейзарова
Вечерняя песня. Слова А. Чуркина
Если бы парни всей земли. Слова Е. Долматовского
Песня расставания. Из спектакля «Дальняя дорога». Слова А. Арбузова
Дорога, дорога. Песня из кинофильма «Очередной рейс». Слова А. Фатьянова
Когда вам двадцать лет. Песня из кинофильма «Мы были на спартакиаде». Слова
М. Матусовского
Осень золотая. Песня из спектакля «Весенние скрипки». Слова М. Матусовского
Солдат — всегда солдат. Песня из спектакля «Весенние скрипки». Слова М. Матусовского
Ясное утро. Песня из кинофильма «Мы были на спартакиаде». Слова М. Матусовского
Мы — ленинградцы. Песня из кинофильма «Невские мелодии». Слова С. Фогельсона
Баллада о солдате. Из кинофильма «В трудный час». Слова М. Матусовского
Признаюсь вам, подружки. Песня из спектакля «Продолжение». Слова М. Матусовского
Вновь к черемухе душистой. Слова А. Фатьянова
Берег северный. Слова С. Фогельсона
Строевая лирическая. Слова С. Фогельсона
В вечерний час. Слова С. Давыдова
Гитара. Слова А. Лядова
Песня о матери. Из кинофильма «Товарищ песня». Слова Е. Долматовского
Товарищ песня. Песня из одноименного кинофильма. Слова Е. Долматовского
Разговор с городом. Слова Ю. Капустина
А снег повалится, повалится. Слова Е. Евтушенко
Знакомый городок. Песня из цикла «Мои современники». Слова Г. Горбовского
Непоседы. Песня из цикла «Мои современники». Слова Г. Горбовского
Иду, пою, улыбаюсь. Песня из цикла «Мои современники». Слова Г. Горбовского
Колыбельная. Слова Л. Куклина
Матросская песня. Слова С. Фогельсона
В сердце у меня. Слова М. Матусовского

 

В. Соловьев-Седой
Собрание сочинений в шести томах
Том III

Сцены и арии из оперетт: 1945-1967г.
клавир
“Музыка”, 1986г.
номер 3230
(pdf, 10.8 Мб)

Содержание:

 

Верный друг (1945). Слова В. Михайлова
Песня Катерины. «О, как тебя я жду...»
Дуэт Катерины и Сергея. «Нет тяжелее разлук...»
Дуэт Маруси и Михаилы. «Я вам нравлюсь?»
Песенка Михаилы. «Толк в делах сердечных понимая...»
Песенка Сергея. «По лесной полянке проходил отряд...»
Песня деда Кузьмы. «Как в былые годы...»
Старинный вальс. «Словно моря шумный прибой...»
Дуэт Королева и Сергея. «Ну, все такой же...»
Дуэт Катерины и Сергея. «Сережа!— Прости меня!»
Дуэт Маруси и Михаилы. «Когда окончится война...»
Ария Королева. «Тускло за окном мерцает...»
Песня Катерины. «Я не знала любви...»

Олимпийские звезды (1962). Слова В. Константинова и Б. Рацера
Серенада Антонио. «Когда я весел...»
Дуэт Карины и Антонио. «Люблю тебя, Карина...»
Песенка Мери. «О, прекрасный Сан-Франциско...»
Дуэт Виктора и Антонио. «Помнишь белые ночи...»
Дуэт Лиды и Виктора. «Нет ни ласки, ни вниманья...»
Куплеты монахов. «Живет монах, не зная...»
Дуэт Карины и Виктора. «Разве сердцу ты скажешь...»
Куплеты Джованни. «Открою чудный кабачок...»
Песня Тома. «Тысячи звезд в небе...»
Марш яхтсменов. «Здравствуй, солнце золотое...»

Восемнадцать лет (1967). Слова В. Константинова и Б. Рацера
Дуэт Лиды и Леши. «Предположим, солидным мужчиной стану я...»
Песня Леши. «Первая любовь в душе несмело запела...»
Песенка Васи. «Я влюблен безответно три года...»
Ариозо Леши. «В стране, называемой детством...»
Ариозо Вадима. «Улетают на юг журавли...»

 

В. Соловьев-Седой
Собрание сочинений в шести томах
Том IV

Сцены и арии из оперетт: 1968-1978
клавир
“Музыка”, 1987г.
номер 3287
(pdf, 17.9 Мб)

Содержание:

 

У родного причала (1968). Слова Г. Плоткина и М. Ошеровского
Дуэт Леночки и Валерия. «Хочу, чтобы рядом мы были всегда»
Песня Шогайды. «Городов на свете много»
Куплеты Гаркуши. «Жил в раю Адам»
Дуэт Дуси и Гаркуши. «Чтоб я так жил»
Утренняя серенада. «Проснулась песня рано-рано»
Романс Светланы с хором. «Ночь... Маяки, маяки, маяки да туманы» ....
Дуэт Татьяны и Юрия. «Когда проходит молодость»
Дуэт Леночки и Валерия. «Дождик кап, кап»
Дуэт Дуси и Гаркуши. «Ежедневно и ежеминутно»

Брак по любви (1971). Слова В. Константинова и Б. Рацера
Песня геологов. «Птиц голоса и шелест кленов»
Дуэт Кати и Кирилла. «Постучало в сердца счастье»
Песенка маляра. «Десять лет тебе, дочка, был отцом я и матерью» ....
Куплеты мамы и папы Кирилла. «Разве мы были такими?» ......
Романс Кати. «Как перед бурею, тревожно кружится чайка над волной»
Ария Кирилла. «Много есть на свете добрых, нежных глаз»

Подвески королевы (1973). Слова С. Фогельсона
Песня Д'Артаньяна. «Гасконца кровь горячая»
Сцена и дуэт Королевы и Бекингэма. «Прошу Вас, подумайте об опасности»
Куплеты Миледи и Рошфора. «Ну, а что бы Вы сказали, если»
Дуэт Королевы и Констанции. «Что мне трон? Что мне свет?»
Марш мушкетеров. «Мы мушкетеры короля»
Дуэт Констанции и Д'Артаньяна. «Наконец-то мы одни»
Куплеты Бонасье и Планше. «Уверен, вяжется к моей супруге Д'Артаньян»
Куплеты Планше. «Заведутся лишние деньжонки»

Насильно мил не будешь (1978). Слова М. Ножкина
Гусарская баллада. «Раз девчонок добром не желают за нас отдавать» . . .
Дуэт Мотри и Шельменко. «Пойми, как только на тебе женюсь»
«Рассуждения» Эвжени. «Подружки замужем давно»
Куплеты Тпрунькевич и Шпака. «Это что ж теперь пошла за молодежь» . .
Дуэт Мотри и Шельменко. «Мотречка, душечка, крошечка, лапочка» . . . .
Ариозо Присиньки. «Я жила ожиданием чуда»
Побасенка Шельменко. «Я давно уже заметил»
Песня девушек. «Летние ночи, звезды вполнеба»
Песенка Эвжени. «Как надоело мне в девицах находиться»
Дуэт Присиньки и Скворцова. «Присинька! — Иван Семенович!»
Песня Мотри с хором. «Какой, какою силой странной» :
Песня Шельменко с хором. «Я много лет на белом свете прожил»

 

В. Соловьев-Седой
Собрание сочинений в шести томах
Том V

Самое заветное – Оперетта 1951г.
клавир
“Музыка”, 1988г.
номер 3470
(pdf, 17.6 Мб)

Содержание:

 

Действие первое
1. Вступление, песня девушек и сцена. «Споемте, девушки...»
2. Мелодрама и дуэт Макаровой и Павла. «Сердце всегда нас тревожит» .
3. Выход Клякушева
4. Дуэт Клякушева и Тютюкина. «Когда друзья встречаются...»
5. Сцена студентов. «Мама, какая ты у меня хорошая!»
6. Песня (студенты и колхозники). «Все экзамены сданы...»
7. Первый дуэт Насти и Павла. «Мне бы с тобой бы всю мочь бы мечтать бы...»
8. Трио (Евдокия, Тютюкин, Клякушев). «Не пойму, почему вы у нас не женитесь...»
9. Финал. «Молодым привет!»

Действие второе
Картина первая
10. Вступление
11. Хор девушек за сценой. «Споемте, девушки...»
12. Второй дуэт Насти и Павла. «Ждет, волнуясь, ждет, дожидается...»
13. Песня Насти и Зины с девушками. «В небе звездочки не видно...»
14. Ария Макаровой. «Тебе я, доченька любимая моя, желаю счастья настоящего...»
15. Песня Макаровой с хором. «Вся земля в золотом уборе...»
Картина вторая
16. Вальс. «Пойдем танцевать»
17. Хоровод (секстет). «Ой, девушки, и до чего же вы все красивые!»
18. Балет
I. Лирический вальс
II. Пляска
19. Песня Васи. «Закурю-ка, что ли, папиросу я...»
20. Ария Насти. «Золотые дни промчатся мимо...»
21. Дуэт Зины и Васи. «По ночной Москве рука об руку...»
22. Финал, «Полюбил я тебя, ненаглядная...»
Действие третье
23. Вступление
24. Песня Павла. «Мыслью живу я одною...»
25. Мелодрама и песня. «Раскрасавица моя Москва!»
26. Дуэт Евдокии и Тютюкина. «Наши с вами отношенья...»
27. Финал. «Все, что желаешь ты...»

 

В. Соловьев-Седой
Собрание сочинений в шести томах
Том VI

Балетная музыка 1954-1964
Музыка из драматических спектаклей и кинофильмов 1946-1960
клавир
“Музыка”, 1989г.
номер 3599
(pdf, 17.6 Мб)

Содержание:

 

Сцены и танцы из балета «Тарас Бульба»
Пляски (картина первая)
Парубки и девчата (Одарка)
Оксана
Девушки
Остап и Андрей
Тарас и старики (Воспоминание о турецких походах)
Жалоба матери и отъезд в Сечь (картина первая)
Запорожская Сечь (картина пятая)
Вступление. Запорожская Сечь. Сцены. Приезд Тараса .
Знакомство с кошевым атаманом и пляска молодых запорожцев ....
Танец Остапа и Андрея
Гопак
Приход Петро и его рассказ
Перевыборы кошевого атамана. Парад и присяга
Панночка и Андрей (картина седьмая)
Вступление. Молитва Панночки
Встреча с Андреем
Жалоба Панночки
«Ты моя Отчизна!»
Панночка и Андрей
Танцы (картина восьмая)
Полонез
Краковяк трех панночек
Мазурка
Танец Панночки

Танцы из балета «В порт вошла „Россия"»
Танцы в варьете (действие второе)
Лошадки
Эксцентрики

Музыка из драматических спектаклей и кинофильмов
Весенний вальс. Из драматического спектакля «Весенние скрипки». Переложение М. Матвеева
Осенний вальс. Из драматического спектакля «Весенние скрипки». Переложение М. Матвеева
Полонез-мазурка. Из кинофильма «Счастливого плавания». Переложение Г. Краснова
Парусные гонки. Из кинофильма «Счастливого плавания». Переложение М. Матвеева
Вальс. Из кинофильма «Небесный тихоход». Переложение Г. Краснова
Веселый марш. Из кинофильма «Осторожно, бабушка». Переложение Г. Краснова
Полька «Чук». Из кинофильма «Невские мелодии». Переложение М. Матвеева
Веселый поезд. Из кинофильма «Первая перчатка». Переложение для фортепиано в четыре руки В. Федорова

 

Скачать песенник скачать ноты -
шесть томов (zip 87 Мб)