Н. Соловьева - Упражнения на фортепиано в курсе гармонии

Учебники гармонии



Учебники, пособия, задачники по курсу гармонии в музыкальных заведениях pdf

 



Н. Соловьева
Упражнения на фортепиано в курсе гармонии

Пособие для учащихся музыкальных училищ и средних специальных музыкальных школ
“Советский композитор”, 1989г.
для информации

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди различных форм работы в курсе гармонии упражнения на фортепиано занимают особенно важное место. Общеизвестно, что, являясь эффективным фактором воспитания музыкального слуха и музыкального мышления, эта форма работы способствует также приобретению целого ряда практических навыков, необходимых музыканту любого профиля. Однако пособий, специально посвященных этому важному разделу курса, мало. Известные пособия С. Максимова, Л. Рудольфа не дают достаточного материала для решения многообразных задач, выдвинутых современными методами преподавания теоретических дисциплин.
В последнее время наметилась тенденция к созданию такого рода пособий. В издательстве „Музыка" вышло „Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии" Н. Мясоедовой и А.Мясоедова, отвечающее современным методическим требованиям. Однако в учебных заведениях нашей страны существуют разные подходы к преподаванию гармонии. Так, пособие Мясоедовых в своей методике опирается на традиции школы П.И. Чайковского. Предлагаемое пособие основывается на методических принципах, идущих от школы Н.А. Римского-Корсакова, так как именно этой методике следуют наиболее распространенные в наших учебных заведениях „Учебник гармонии" И. Дубовского, С.Евсеева, И.Способина, В.Соколова, задачники по гармонии Б.Алексеева, А.Мутли, В.Зелинского.
Настоящее пособие адресовано широкому кругу учащихся музыкальных училищ и средних специальных музыкальных школ. Его основная часть (темы 1-19) предназначена для изучающих общий курс гармонии. Диапазон трудностей внутри большинства разделов достаточно широкий - от таких доступных форм, как игра по крайнему двухголосию, до более сложных, импровизационных форм. Это дает возможность использовать пособие в работе с учащимися не только различных специальностей, но и различной степени подвинутости. Темы 20 — 26, разработанные менее детально, представляют собой своего рода приложение и могут быть использованы в работе с более одаренными и подвинутыми учащимися.
В значительной степени пособие содержит вполне традиционные формы упражнений на фортепиано, как, например, игра по так называемым цифровкам, гармонизация сопрано и баса. Однако „удельный вес" подобных упражнений в пособии уменьшен в пользу других видов заданий, связанных с развитием творческих навыков. Кроме того, выполнение традиционных упражнений предполагается на качественно ином уровне. Речь идет о том, что обязательным условием является стремление к игре музыкально осмысленных построений - будь то период, предложение или даже гармонический оборот. Это стремление должно быть отражено не только в метроритмической определенности, но и в других жанровых и стилевых предметах, штрихах и, возможно, нюансировке. В этом отношении автор пытается продолжить важную методическую линию учебника гармонии В.Зелинского, известного музыкальной выразительностью своего материала.
Принятая в пособии система обозначений в целом традиционна. Для обозначения главных ступеней применяются латинские буквы Т, S, D (минорная тоника обозначается t ). Побочные ступени обозначаются римскими цифрами. Слева от обозначения ступени буква т или ш означает тесное или широкое расположение; справа от них вверху располагаются цифры и буквы, обозначающие мелодическое положение, разновидность мажора или минора, а также побочные тоны.
Порядок расположения материала в пособии в основном ориентируется на „Учебник гармонии" И.Дубовского, С Евсеева, И. Способина, В. Соколова.
Необходимо обратить внимание на предоставление учащимся значительной самостоятельности в трактовке многих упражнений. Речь идет, в частности, о самостоятельном выборе направления и интервала некоторых секвенций, о произвольном метроритмическом решении ряда построений, о возможности использования предлагаемых построений как для секвенцирования, так и для досочинения. Заметим также, что в ряде упражнений возможно и желательно расширение указанного крута тональностей.
По усмотрению педагога возможны также некоторые перестановки материала. Так, например, игра незаконченных построений в начальных темах может быть перенесена на более поздний этап.
Автор выражает надежду, что данное пособие будет полезным материалом для изучающих курс гармонии, а также благодарит преподавателей теоретического отдела Государственного музыкального училища имени Гнесиных В.А.Кириллову и Р.М.Саркисову и преподавателя музыкального училища при Московской государственной консерватории Д. А. Блюма, принимавших участие в обсуждении работы и высказавших ряд ценных практических замечаний.

Предисловие.
Тема 1. Четырехголосное изложение главных трезвучий. Перемещение трезвучий
Тема 2. Соединение главных трезвучий.
Тема 3. Скачки терцовых тонов.
Тема 4. Важнейшие кадансовые средства - кадансовый квартсекстаккорд и доминант-септаккорд
Тема 5. Секстаккорды главных ступеней,
Тема 6. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды
Тема 7. Трезвучие VI ступени в прерванном кадансе.
Тема 8. Секстаккорд II ступени
Тема 9. Скачки при соединении изученных аккордов
Тема 10. Секстаккорд VII ступени
Тема 11. Доминантсептаккорд и его обращения.
Тема 12. Септаккорд VII ступени и его обращения
Тема 13. Септаккорд II ступени и его обращения
Тема 14. Доминантсептаккорд, доминантсептаккорд с секстой, терцквартаккорд VII ступени с квартой
Тема 15. Фригийские обороты
Тема 16. Диатонические секвенции
Тема 17. Двойная доминанта
а) Септаккорд двойной доминанты.
б) Вводный септаккорд двойной доминанты
в) Альтерация в аккордах двойной доминанты
Тема 18. Отклонения в тональности I степени родства
Тема 19. Модуляции в тональности I степени родства
а) Модуляции в тональности доминанты
б) Модуляции в тональности субдоминанты
Тема 20. Неаккордовые звуки
а) Задержания.
б) Проходящие звуки
в) Вспомогательные неаккордовые звуки и предъем
Тема 21. Альтерация
а) Альтерация аккордов доминанты.
б) Альтерация аккордов субдоминанты
Тема 22. Органный пункт
Тема 23. Мажоро-минор
Тема 24. Постепенная модуляция
а) Модуляция на два знака
б) Постепенная модуляция на 3-6 знаков в сторону диезов.
в) Постепенная модуляция на 3-6 знаков в сторону бемолей
Тема 25. Эллипсис
Тема 26. Энгармоническая модуляция
а) Энгармонизм уменьшенного септаккорда
б) Энгармонизм малого мажорного септаккорда
в) Энгармонизм увеличенного трезвучия