Сборник песен - Среди нехоженых дорог

Ноты к авторским песням



Ноты к авторским песням, песенники, сборники

 

Послесловие составителя

 

 

Настоящий сборник задуман прежде всего как антология самодеятельной (авторской) песни в целях широкого показа этого современного явления отечественной культуры во всем его тематическом и жанровом разнообразии. Поэтому наряду с песнями публицистическими, ярко выраженного патриотического звучания, с песнями о минувшей войне и сохранении мира на Земле в него также включены и песни-описания, песни-наблюдения, песни-этюды и зарисовки, песни лирические, юмористические, детские. По форме это — и музыкально-поэтические произведения мелодического строения, и баллады, и речитативы.

Ввиду того что сборник в первую очередь ориентирован на любителей походов, путешествий и экскурсий, из множества произведений, созданных в жанре авторской песни, отбирались те, которые наиболее близки по духу именно этим людям. Это песни либо бытующие в туристской среде ныне, либо в достаточной степени бытовавшие ранее, в прежние годы. Включались также песни, популярные не повсеместно, а лишь в пределах какого-либо региона страны или среди представителей определенной «странствующей» (например, у геологов) профессии.
Понимая сложность и ответственность поставленных задач, составитель стремился на разных этапах подготовки сборника обсудить его состав с возможно большим числом компетентных и заинтересованных в этом издании людей.
Среди них были активисты КСП Москвы, Ленинграда, Челябинска, Керчи, КТП при Московском городском центральном туристском клубе, организаторы Куйбышевских туристских фестивалей патриотической песни памяти Валерия Грушина, журналисты, интересующиеся проблемами современного народного творчества, фольклористы и литературоведы, опытные туристы из разных городов. Надо отметить и внимание, проявленное к самым разным сторонам работы над сборником его будущими авторами, особенно В. Трепетцовым и Б. Вахнюком.
Таким образом, сборник «Среди нехоженых дорог одна — моя» стал, по сути, трудом коллективным, подтверждая тем самым тезис о сплоченности любителей самодеятельной (авторской) песни вокруг своего общего занятия.

Среди тех, кто своими советами, замечаниями и конкретными предложениями существенно повлиял на расширение круга авторов сборника и на отбор тех или иных песен, можно выделить ветеранов Московского КСП М. Баранова и И. Каримова. М. Баранов также любезно предоставил возможность пользоваться материалами своего архива (собираемого им в течение почти двух десятилетий), в результате чего удалось уточнить хронологию появления на свет многих песен и последовательность представления авторов в разделах. Ценной оказалась и информация, данная библиографом ленинградского клуба песни «Восток» С. Рабиновым.
Ряд особенностей сборника (значительное число авторов, причем с разной степенью музыкальной подготовки; временной охват в полвека; необходимость установления или уточнения авторства некоторых песен прямо в ходе работы и т. п.) предопределили выбор фольклорного способа подготовки песен к публикации — по фонограммам.
При таком способе большую роль играет правильный подбор фонограмм, когда важно даже не столько чисто техническое качество записей, сколько качество исполнения, его выразительность и характерность.
При создании требуемого фонофонда использованы записи из фоноархивов В. Акелькина, С. Андриевского, М. Баранова, В. Вакаря, Э. Демина, Б. Коновалова, В. Забловского, В. Редина, В. Романовой. Песни 50-х гг., авторство которых (полностью или частично) до сих пор не установлено, в основном записывались на магнитофон в исполнении Е. Приданцевой, помнящей, как их пели в то время.
Подготовленные к публикации ноты и тексты песен (авторских) согласовывались с авторами, при необходимости вносились коррективы.

В проведении анкетирования для подготовки справок об авторах участвовали М. Баранов, Э. Крельман, Н. Патликевич и Ю. Шумилов. Даты проведения фестивалей, слетов и конкурсов песни, а также фамилии их лауреатов и дипломантов уточнялись с помощью материалов архивов Московского клуба самодеятельной песни, Куйбышевского туристского клуба имени Валерия Грушина и личных архивов организаторов конкурсов студенческой и туристской песни 50—60-х гг. Г. Захаровой и В. Забловского (Москва), С. Рабинова (Ленинград)-
Библиографические сведения о публикациях самодеятельных песен в сборниках и периодических изданиях, а также дискографию помогли составить систематизатор архива Московского КСП Д. Соколов и давний собиратель материалов по самодеятельному песенному творчеству В. Фаевцев.
Техническую помощь при подготовке сборника оказали А. Гербовицкий, Л. Андрюшина, Е. Генкина, А. Захватова, Е. Золотова и Е. Осколкова (все Москва), Л. Коробицына (Челябинск) и Т. Торопыгина (Ленинград).
Сборник, конечно, не смог вместить песни всех авторов, бесспорно достойных быть в нем представленными. С каждым годом в авторской песне появляются все новые и новые яркие имена. Поэтому для начала решили ограничиться лишь теми авторами и песнями, что стали достаточно известны не позже конца 70-х гг. Но здесь, в общем-то, все условно.
Коллектив, работавший над сборником, будет признателен его читателям за советы, замечания и пожелания, направленные по адресу: 101000, Москва, ул. Кирова, 13. Издательство ВЦСПС Профиздат, редакция туристско-экскурсионной литературы.