Серафим Туликов - песни, ноты

 



Песенники, сборник с нотами для фортепиано, баяна

 

Очерк о жизни и творчестве

 

 

Почти полвека назад пришел в советское музыкальное искусство новый молодой и яркий талант. Пришел вместе с песней и остался на всю жизнь верен этому жанру. Ведь песня всегда в гуще событий, всегда идет в ногу со временем. Актуальны по своей тематике, сюжетам, образам и песни Туликова. В них — жизнь нашего народа, его праздники и будни, стремления, раздумья, чувствования. Творчество композитора очень популярно. А секрет этой популярности не только в большой жизненности содержания его песен, но и в характере самой музыки — искренней, эмоциональной, мелодичной, обладающей благородством, высокими художественными качествами. Она истинно народна и ярко национальна. Туликов умело соединяет в ней гражданственность темы с проникновенным лиризмом. Работая над патриотической песней, композитор вносит в нее личные переживания, согревает теплом своего сердца, потому песня становится близкой и дорогой каждому слушателю. В этом источник творческой индивидуальности Туликова и его всенародного признания.
Любовь к песне, мастерское владение ее языком, глубокое понимание природы жанра пришли к Туликову очень естественно. Его детство протекало в семье, имеющей музыкальные традиции. Навсегда остались в памяти будущего композитора и яркие своеобразные художественные впечатления детских лет.

Серафим Сергеевич Туликов родился в 1914 году в Калуге. С высокого левого берега Оки, на котором расположен старинный русский город, открывался прекрасный вид на широкие просторные луга правобережья. Оттуда нередко слышалось звонкое пение деревенских девчат и парней. Калуга была известна своей высокоразвитой музыкальной культурой и весьма взыскательными, хотя и доброжелательными ценителями искусства. Здесь после Октябрьской революции были созданы симфонический оркестр (1920 год) и на базе музыкальной школы — училище. В городе многие увлекались хоровым пением. Сюда охотно приезжали выдающиеся певцы — Л.Собинов, М. Рейзен, В. Политковский, П. Норцов. Они собирали большую аудиторию слушателей. Интерес у публики вызывали и выступления местных исполнителей, в том числе учащихся Калужского музыкального училища. Часто играл на этих концертах и Туликов. Его земляки с большим вниманием следили за ростом молодого пианиста. Семья Туликовых была очень музыкальной. Отец — хормейстер. Мать пела в его хоре. Она знала много народных песен. Но еще чаще мальчик слушал их в исполнении сестры матери и ее мужа, которые славились среди калужан не только пением. Они хорошо играли на гармонике и были желанными гостями на многих калужских праздниках. Позже, когда в тринадцатилетнем возрасте мальчик остался один без родителей, он нашел свою вторую семью в доме этих родственников. Русские песни сыграли решающую роль в формировании будущего музыканта. Они влекли к себе мальчика, окружали его не только дома. Они доносились с Оки. Он слышал их во время прогулок и рыбалки. Мальчик так полюбил их, что не мог не пытаться сочинять сам. Еще в раннем детстве он часто подбирал на рояле услышанные и полюбившиеся ему мелодии. Увлекшись, начал придумывать свои. В семь лет написал первую пьеску— вальс «Елка в лесу». Параллельно Туликов стал заниматься игрой на рояле, сначала под руководством матери (она была неплохой пианисткой и привила мальчику любовь к классике), а позднее поступил в Калужское музыкальное училище в класс педагога Н. Рязанцева. Именно здесь проявились прекрасные пианистические способности юноши. Уже в двенадцать лет он выступил в публичном концерте — играл Семнадцатую сонату Бетховена. Несколькими годами позднее удачно исполнил сложную программу — Прелюдию и фугу Баха си-бемоль минор из Хорошо темперированного клавира, Двенадцатую сонату Бетховена, Рапсодию Листа, Этюд и Мазурку Шопена, Прелюдию Скрябина. С этой же программой Туликов предстал перед авторитетнейшей приемной комиссией Московского музыкального училища при консерватории, где он решил продолжить свое образование. Его слушали такие маститые профессора, как К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз. Более всего комиссии понравилось исполнение юношей Мазурки Шопена. Этого композитора он очень любил и всегда играл по-своему — поэтично, эмоционально, ритмически свободно. Спустя несколько дней К. Н. Игумнов в разговоре со своими коллегами упомянул «юношу из Калуги, который удивительно стильно играл Шопена».

Туликова приняли в Московское музыкальное училище. Занимаясь по классу фортепиано, он одновременно стал посещать класс композиции Г. И. Литинского. В консерваторию же юноша поступил уже на композиторский факультет. К тому времени он был автором нескольких фортепианных сочинений (сонаты, прелюдии и фуги, пьес) и романсов. Туликов занимался в классе композиции у профессора В. А. Белого, инструментовки у профессора С. В. Василенко. Внимательно следил за его успехами Н. Я. Мясковский, который руководил в то время кафедрой композиции.
В студенческие годы юноша в основном писал произведения академических форм — сонаты, симфонии, ансамбли. Он упорно работал над овладением композиторским мастерством. Успех не замедлил сказаться. Одна из частей его симфонии прозвучала в Большом зале Московской консерватории в исполнении симфонического оркестра Центрального дома Красной Армии под управлением С. Горчакова. Это был концерт студентов-дипломников. Критика отмечала несомненное композиторское дарование юноши, его экспрессию, темперамент, глубокую внутреннюю мысль. В Малом зале консерватории уже сам молодой автор играл свою фортепианную сонату, а также цикл Прелюдия и фуга до-диез минор для фортепиано (цикл этот ко времени окончания Туликовым консерватории был издан; его нередко и теперь играют студенты музыкальных вузов). Тогда же (1939 год) романс молодого композитора «Аквилон» на стихи А. Пушкина получил премию на конкурсе студенческих вокальных произведений на стихи русских поэтов. Еще будучи студентом консерватории, Туликов написал свои первые массовые песни — «Сына провожая» и «Песню о Тимошенко». Оборонная тема, воплощенная в них, была, пожалуй, самой актуальной для того времени (Первую из них, созданную совместно с композитором В. Родиным, премировали на конкурсе, объявленном в честь 20-летия Октября). Недаром в конце 30-х, начале 40-х годов Союз композиторов провел несколько конкурсов на лучшую песню оборонного содержания, вызвавших массовый отклик композиторов. Ведь уже шли бои на Халхин-Голе и в районе озера Хасан на Дальнем Востоке. Началась война с Финляндией, все более ощущалось приближение войны с фашистской Германией. Важно, что Туликов — еще совсем молодой, начинающий автор — сразу же почувствовал веяние времени, нашел свое призвание и определил для себя главную тему творчества — гражданственную и главный жанр — песню, как наиболее демократичный, мобильный, способный мгновенно откликаться на события эпохи.
Война, развязанная фашистами против советского народа, еще более активизировала патриотические чувства наших композиторов. Все они приняли активное участие в общей борьбе с врагами, используя в первую очередь свое, действенное оружие — песню. Именно она могла сплотить людей в едином патриотическом порыве, дать им огромный заряд мужества, согреть душевным теплом. Партия и правительство придавали песне очень большое значение. И в труднейшие годы испытаний было сделано все возможное, чтобы создать композиторам необходимые условия для творчества. Композитор написал песни-марши: «Идут полки народные», «Песня о танкистах», «Мы отомстим». Именно боевая походная песня прежде всего была нужна на фронте. И советские композиторы уделяли ей главное внимание. Однако наши бойцы ждали от композиторов и песню лирическую. Воспоминания о доме, любимой, раздумья о дружбе и верности, мечты о будущей мирной жизни — вот темы многих песен В. Соловьева-Седого, Б. Мокроусова, В. Захарова и других. Пишет свои первые лирические песни и Туликов — «Девичьи проводы», «Колыбельная», Фронтовая дружба». Серафиму Сергеевичу, которого начало войны застало в Казахстане и который уже был известен как автор песен о Советской Армии, предложили работать на Радио в Алма-Ате.

Песня не была единственным жанром, к которому обращался композитор в военные годы. Он создает симфонические сочинения (поэмы «Возвращенное детство», «Кузнец», «Русская увертюра» — к 25-летию Октября, увертюра «Месть», сюиты для голоса и фортепиано «Минин и Пожарский», «Партизаны»), музыку к детскому спектаклю «Осада Лейдена», вокальные циклы. Работая в Казахстане, Туликов немало сделал для развития музыкального искусства республики. Он продолжил прекрасные традиции композиторов старшего поколения — Р. Глиэра, М. Раухвергера, А. Баласаняна, Е. Брусиловского и других, которые в 30-е годы оказали большую помощь республикам Средней Азии в формировании там национальных композиторских школ. Туликов, по примеру своих коллег, изучает местный фольклор, культуру и историю народа, делает обработки песен, пишет музыку с использованием в ней специфических мелодических оборотов и ритмов. Его вокальная сюита «Голос степей» на слова Н. Баймухаметова посвящена народному герою революции и гражданской войны Амангельды Иманову. Образ славного сына казахского народа, Героя Советского Союза воплощен в «Песне о Малике Габдуллине». На конкурсе, объявленном политуправлением Средне-Азиатского военного округа, она была отмечена премией. Деятельность композитора в Казахстане получила широкий общественный резонанс: он дважды награждался Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Казахской ССР. За годы войны творчество Туликова постепенно обретало популярность. Первую известность у массового слушателя принесла ему «Песня о Волге» — поэтичное, окрашенное в лирические тона повествование о великой русской реке, ее прошлом и настоящем. В песне жизнь Волги неотделима от истории России и ее народа. Музыка написана в традициях русских эпических песен с широкой просторной и величавой мелодией. В 1944 году Туликов возвращается в Москву. Новая тема приходит в его творчество. Это тема победы. Он встречает окончание войны песнями радости, торжества, ликования, славления. «Встреча героев», «Победная здравица», «Новоселье», «Радостный вальс» — все они отражали общие настроения советских людей, одержавших победу над фашизмом.
Тема созидательного труда приходит в творчество советских композиторов вслед за темой победы. С увлечением раскрывает ее в своих песнях и Туликов. Особенно по душе ему картины сельского труда, русской природы — с ее привольными, колосящимися спелым золотом полями, тенистыми лесами. Композитор воспевает хлеборобов («Расцветай, земля колхозная») и тех, кто преобразует природу, делает ее краше («Лес-богатырь»). В этих песнях ярко ощущается национальный язык, фольклорные обороты, что, конечно, связано с сюжетами. Но надо сказать, именно с этого времени русские народно-песенные интонации входят в плоть и кровь туликовских сочинений независимо от жанра, будь то массовая песня или эстрадная.
В конце 40-х годов во многих странах широко развернулось движение сторонников мира. Только что отгремели залпы второй мировой войны. Мир залечивал свои раны, люди вернулись к труду, радостно, с подъемом восстанавливая разрушенное. А между тем уже возникла угроза новой войны. Она вызвала небывалое по своей силе и мощи движение борцов за мир, которое объединяло людей разных стран, континентов, цвета кожи. Особенно сплоченной проявила себя молодежь. По Европе прокатилась волна фестивалей. И везде звучала песня, как главная героиня этих молодежных форумов. Песня звала к борьбе, единству, миру на Земле.
Туликов один из первых откликнулся на новые требования времени. Его песня «Мы за мир» была удостоена в 1951 году Государственной премии СССР. В кратчайший срок она облетела весь земной шар и принесла композитору широкую международную известность. Она увлекала слушателей яркой, броской призывной мелодией, афористичным, полным энергии борьбы поэтическим текстом, созданным А. Жаровым:

Не бывать войне-пожару,
Не пылать земному шару!

Вот интересные примеры, рассказывающие о завидной и очень показательной судьбе песни:. «Однажды,— вспоминает в своей статье И. Попов,— Серафим Сергеевич Туликов находился с группой советских музыкантов в Финляндии. Перед одним из концертов, который наши исполнители давали для финских рабочих, неожиданно заболел певец, и песню «Мы за мир», уже объявленную в программе, попросили спеть самого Туликова. Волнуясь подходил композитор к микрофону: никогда еще не приходилось ему выступать в качестве солиста-певца. Но едва зазвучали первые звуки, весь зал встал и запел. А автор оказался дирижером гигантского хора финских рабочих. Во время премьеры той же песни на праздничном концерте в Большом театре СССР аудитория встала и в едином стихийном порыве скандировала мелодию. Примеров подобного рода в творческой биографии одного из виднейших мастеров советской песни можно найти много. Случай же в Финляндии особенно характерен в том смысле, что песни Туликова летят по всему свету и становятся популярными в разных странах в кратчайшие сроки». Тема мира становится для Туликова одной из важнейших. Его следующие песни тоже пользуются большой популярностью и отмечаются первыми премиями — «Марш советской молодежи» (сл. Е. Долматовского) — на Третьем (Берлинском, 1951 год), а «Это мы — молодежь» (сл. Л. Ошанина) на Пятом (Варшавском, 1955 год) фестивалях. Обе песни очень радостны, пронизаны ярким светом. «В музыке первой из них,— вспоминает Туликов,— мне хотелось изобразить радость мирной, счастливой жизни советской молодежи. Работали мы с Евгением Долматовским упорно, дружно, согласовывая друг с другом буквально каждую строку. Автор текста старался, чтобы содержание песни являлось примером для всей молодежи мира. Это и понятно, ведь мы создавали песню о советской молодежи, идущей в первых рядах борцов за мир, являющейся авангардом молодежного демократического движения».
Одной из самых важных и волнующих тем для современных художников стала ленинская тема. Они обращаются к образу вождя, следуя велению сердца, долга, разума. Не мог пройти мимо этой проблемы и Туликов — композитор, чья музыка исполнена высоко гражданственного звучания и вместе с тем подкупающей теплоты. Именно сочетание этих качеств было необходимо для раскрытия не только величия вождя, но и его большой человечности, снискавших ему преданность, уважение, преклонение всех трудящихся Земли. Подход к этой теме требует от художника не только высокого мастерства, но и вдохновения, увлеченности, творческой собранности. Не случайно Туликову понадобились годы (даже десятилетия), чтобы он почувствовал себя вправе и в силе обратиться к глубоко волнующему образу. Корни же его серьезного интереса к этой многогранной личности следует искать в далеком 1924 году, когда десятилетний мальчик был потрясен тем горем, каким для всех советских людей, в том числе и -для его близких, стала смерть Ильича. «Был вечер,— вспоминает композитор,— я оставался дома один, потому что взрослые ушли в театр. Я начитался чудесных красочных повестей Гоголя и мне было немного не по себе в пустом доме. Воображение мое разыгралось не на шутку. Я ожидал возвращения своих только поздно вечером. Но не прошло и часа как вдруг — стук в окно. Вернулись родные: спектакль был отменен, потому что умер Ленин. Через полчаса в городе гудели все заводские гудки. Душераздирающе выла сирена. Всеобщее чувство скорби, оцепенения охватило и меня. В детском воображении произошла необыкновенная реакция. Я почувствовал, что смерть Ленина — огромная невосполнимая для всей страны утрата. Ленин представился таким великим, что невозможно было охватить его величие разумом. Это эмоциональное потрясение запомнилось на всю жизнь». Шло время. Росла известность Туликова как мастера патриотической песни. Однако ленинская тема долго оставалась заветной мечтой, к которой можно было подойти только во всеоружии мастерства и творческой зрелости. Но вот однажды (это было в 1955 году) он присутствовал на собрании в Союзе композиторов, посвященном ленинской теме в музыке. Все были взволнованы. Собрание проходило бурно. Разговоры не прекращались и во время перерыва. «И здесь,— вспоминает Туликов,— мне неожиданно пришла в голову мелодия. Тут же в Союзе композиторов, я показал ее на рояле одному из своих коллег. А вечером у себя дома записал мелодию, ставшую припевом. Совершенно естественно родился и запев. На другой день я пригласил поэта Льва Ошанина, быстро создавшего прекрасный текст». Так возникла одна из самых лучших и широко известных массовых песен Туликова — «Ленин всегда с тобой». Ее покойно и привольно льющийся напев рождает ощущение могучей силы. А достаточно активный ритмический пульс придает благородной мелодии необходимую волевую собранность. Эпически неторопливо развертывается мелодия запева, словно повествуя о самом сокровенном, что есть в жизни человека:

День за днем идут года —
Зори новых поколений,
Но никто и никогда
Не забудет имя ЛЕНИН.

Интенсивная мелодическая волна приводит к припеву, звучащему, подобно гимну,— светло и мажорно:

Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой —
В горе, надежде и радости.
Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне.

Первая песня Туликова о Ленине открыла целую галерею песенных опусов, посвященных той же теме—«Зовет Ильич с броневика», «Слушайте Ленина!», «Мы — люди ленинского века», «Я думаю о Ленине». Ни в одной из песен композитор не повторяется, а всякий раз находит новый ракурс, иные краски для воплощения образа. Многогранность песен Туликова о Ленине позволяет говорить о создании им собственной «Ле-нинианы», составляющей самббытный и яркий раздел советской музыкальной литературы о Ленине. Такая же песня Туликова, как «Ленин всегда с тобой»,— одно из самых ее выдающихся достижений. Это наиболее популярная массовая песня о Владимире Ильиче.
В 50-е годы зарождается и вторая магистральная линия творчества Туликова, связанная с воплощением образа Родины, России. Она берет свое начало от песни «Славься, Родина!», написанной в традиционной торжественной манере. В последующих песнях Туликов уже по-иному раскрывает тему любви к родной земле, придавая музыке большую эмоциональность, лирическую окрашенность.
«Родина любимая моя», «Ты, Россия моя», «Родина», «Признание в любви», «Я о Родине пою», «Над Россией моей» — в каждой из этих песен композитор предельно искренен в выражении своих чувств. А эта искренность, задушевность и подкупает слушателя.
Важность темы заставила композитора выработать особый метод ее воплощения. Об этом говорит и сам Туликов:
«Главной и основной в нашем массовом искусстве всегда была песня патриотического звучания. Она, как никакой другой вид песенного творчества, ставит перед авторами требование глубокого идейного содержания, национально-самобытной формы и высокого художественного уровня создаваемых произведений. Однако, работая над патриотической темой, композитор должен уметь согреть ее личным чувством, теплой эмоцией и передать ее так, чтобы она стала близкой и дорогой каждому слушателю. Иначе не избежать ложного пафоса, ходульности, серости». Судьба Родины, картины русской природы, значительные события в жизни советских людей, дни сражений и труда, полеты в космос и историческое прошлое народа — все находит отражение в песнях Туликова. Разнообразие тематики его песен о родном крае вызывает и разнообразие жанровых решений. Среди них есть песни-гимны. Это «Родина любимая моя» (сл. А. Досталя), напоминающая марши-гимны 30-х годов, которые сопровождали праздничные шествия и демонстрации. Вся песня вырастает из мотива-зерна, упругого и чеканного по ритму. Лаконичный и сугубо маршевый в начале, он становится все более распевным, трансформируясь в припеве в привольную светлую мелодию-призыв:

Слушай, страна,
Мечта людей зовет!
Сегодня твой народ Ликует и поет.

Величава и торжественна, исполнена благородной простоты песня «Я о Родине пою» (сл. Н. Доризо), в которой композитор не только прославляет родную страну, но и рассказывает о ее заботах и стремлениях. А песня «Советская Россия» (сл. Л. Кондырева) — типичная славица родной земле, написанная в народной манере. Но, пожалуй, наиболее популярна туликовская «Родина» (сл. Ю. Полухина), где чувство любви к родной земле раскрыто не в парадно-торжественном, а интимно-лирическом плане. Гражданственность и патриотизм пронизаны здесь глубоко личными эмоциями. Выразить подобное состояние можно было только по-настоящему напевной мелодией, прекрасно передающей экспрессию чувства. Песня начинается интонацией восклицания, но не тревожного, а утвердительного: это обращение к Родине, воплощающее красоту отчего края, его весеннего цветения:

Родина, Мои родные края,
Родина, Весна и песня моя,

Следующая мелодическая волна устремлена к вершине. На ее ярком кульминационном взлете провозглашается вечная здравица любимой Родине:

Да будет над страною
Небо голубое
И рассветный луч золотой!

Удивительной красоты мелодия течет непрерывным безостановочным потоком, доставляя слушателю истинное эстетическое, наслаждение.
Проникновенный лиризм, мягкость, даже интимность выражения придают особую прелесть песням «Ты, Россия моя» и «Признание в любви». Это очень искреннее, волнующее, идущее от сердца к сердцу признание в глубоком чувстве. Полна любви к родной земле, прекрасной своим «соловьиным небом», «янтарными звездами», «чистыми снегами», «тающими в дымке лесами» и одна из последних песен Туликова — «Над Россией моей». Но здесь это чувство выражено с эмоциональной открытостью и щедростью. Полнота переживаний передана редкостной по своей выразительности мелодией, в которой черты лирической русской песенности сочетаются с романсовыми интонациями.
С поразительной быстротой завоевала также любовь массовой аудитории песня «Любите Россию». Просто и неторопливо строит композитор здесь свой рассказ о России есенинской — про «белые рощи и ливни косые», про «желтые нивы и взлет журавлей». Встают перед глазами картины скромной, но щемящей до боли в сердце природы. И словно из самой глубины души вырываются слова:

Любите Россию,
Любите Россию —
Для русского сердца земли нет милей.

История создания этой песни такова: «Песня,— рассказывает Туликов,— возникла по заказу сельских слушателей, с которыми я неоднократно встречался во время поездок по стране. Они говорили:
— Серафим Сергеевич, напишите нам задушевную песню о том, как русский человек любит свою Родину, Россию, да так, чтобы за сердце брало, доходило до глубины души.
И вот я стал искать интонации среди крестьянских песен, среди городского фольклора. И удалось мне написать песню, которая сразу дошла до сердец. Впервые ее исполнила, и чрезвычайно удачно, на мой взгляд, Галина Ненашева, которая заявила о себе этой песней. Так, исполнитель и сочинение, можно сказать, сослужили друг другу добрую службу. А то, что песня получилась,— радость для меня вдвойне. Ведь я отразил в ней пожелания многих людей».
Певец родной земли, Туликов, конечно не мог не посвятить песню своему городу — Калуге. Побывав в 1963 году после долгой разлуки на родине, композитор писал: «Я в долгу перед калужанами, перед Калугой, но думаю, к следующему приезду мне удастся создать песню о родном городе, которая бы полюбилась землякам». Через год песня «Здравствуй, милая Калуга» (или «Город юности моей») была написана и горячо принята калужанами. Композитор придал ей характер лирического вальса, с легко и свободно льющейся мелодией. Широко известна также песня «Я пою о Москве» (сл. Ю. Полухина), венчающая серию песен композитора о столице, которая, по словам Серафима Сергеевича, стала его второй родиной.
Патриотические чувства Туликова — художника-гражданина, нашли убедительное воплощение в его песнях о Революции, Партии, Коммунизме — светлом будущем Земли, ради которого шли на бой, брали приступом Зимний, прорывали кольцо блокад. Твердой верой в это будущее проникнуты слова и музыка песни, написанной композитором совместно с поэтом Н. Доризо:

Никогда, никогда, никогда
Не забыть той далекой поры.
Никогда, никогда, никогда
На земле не погаснут костры.
Костры нашей правды, свободы и счастья,
Революции нашей костры.

Образы Революции, Октября, Партии вошли в творчество Туликова тоже в годы зрелости. Первой была песня «О людях сердцем чистых» (сл. Я. Шведова), посвященная коммунистам Советской Армии. Потом композитор создает «Мы — коммунисты» (сл. П. Градова), «Партия Ленина» (сл. Ю. Полухина), «Революции нашей костры» (сл. Н. Доризо) и др.
Наибольшей популярностью пользуется песня «Мы — коммунисты», по поводу которой очень хорошо рассказывает один из ее создателей поэт Петр Градов:
«Мы с Серафимом Сергеевичем написали много песен, самых разных в жанровом отношении. Мне кажется, одна из наиболее удачных «Мы — коммунисты». Наверное, она по душе и Туликову. Во всяком случае, хорошо помню, что свой юбилейный концерт в день пятидесятилетия, в 1954 году, он заканчивал этой песней. Потом она зазвучала во всех его авторских вечерах. А родилась эта песня в результате специального заказа. Мне кажется, успех приходит тогда, когда то, о чем тебя просят написать, совпадает с потребностью твоей души, когда именно об этом тебе хотелось сказать людям, только тогда может что-то получиться.

Мы — коммунисты,
Правдой сильны своей.
Цель нашей жизни —
Счастье простых людей.

Слушая песню, я думаю о том, что только исповедуя всей душой то, о чем говорится в ней, можно написать такую музыку — благородную, но не напыщенную, очень демократичную, музыку мужественную и торжественную, но в то же время простую».
Одно из самых примечательных качеств творчества Туликова — проникновенный лиризм, который самым гармоничным образом сочетается с гражданственной тематикой его песен, сообщая им большую человечность и привлекательность. И хотя за Туликовым прочно утвердилась слава композитора серьезной патриотической темы, сугубо лирические жанры занимают в его творчестве далеко не последнее место. «Мы знаем С. Туликова,— пишет А. Пахмутова во вступительной статье к сб. «С. Туликов „Лирические песни"» за 1981 г.,— прежде всего, как большого мастера гражданственной песни, проникнутой высоким пафосом и горячим патриотическим темпераментом. Как не вспомнить такие его выдающиеся песни, как «Ленин всегда с тобой», «Мы за мир», «Марш советской молодежи», «Песня о Ленине» и, конечно, знаменитую «Родину». Но эти песни не были бы так прекрасны, не обладали бы такой убеждающей силой, если бы их автор был только композитором-трибуном, если бы в его даровании не было бы и другой привлекательной грани — лирической». Первые лирические песни Туликова очень просты по музыкальному языку, непосредственны в выражении чувств. В них много общего с бытовой или крестьянской лирической песней. Их героями являются обыкновенный деревенский парень с бесхитростной и чистой душой как, например, из песни «Василек» или хрупкая и нежная девушка из песни «С березкой рядом я стояла». Обе песни необыкновенно поэтичны, благодаря характерным для народного искусства ассоциативным связям образов людей с природой (цветком, деревцем). Из песен, созданных в 50-е годы, пожалуй, наиболее известны «Девчонки, которые ждут» (сл. М. Пляцковского) и особенно — «Жизнь моя, любовь моя» (сл. А. Пришельца). В первой много общего с ранними песнями Туликова. Здесь та же строгость чувств при задушевности и доверительности интонации. Вторая же более эмоциональна, экспрессивна. Ее мелодия пронизана яркими декламационными интонациями-восклицаниями. Очень выразительны кульминации с щемящими секундовыми мотивами. Совпадая со смысловой кульминацией, они усиливают эмоциональное воздействие поэтического текста, с необыкновенной полнотой передают переживания:

Ах, любить красивую —
Век не знать покоя!

Непосредственным продолжением этой темы с открытым бурным выражением чувств стали песни — «Не отдам тебя другому» (сл. О. Фадеевой), «До шестнадцати лет» (сл. В. Харитонова), «Не повторяется такое никогда» (сл. М. Пляцковского). В последней уже есть черты более поздних Лирических песен композитора, проникнутых большим психологизмом, внутренней самоуглубленностью. Вероятно, это связано с содержанием песни, где воспоминания о первой любви исполнены волнения и грусти, радости и сожаления, как о «промелькнувшей в небе звезде». Переживания юных лет всплывают в памяти героя постепенно, не сразу возрождаются картины прошлого — нечаянных встреч и расставаний, украдкой брошенного взгляда и листков первого письма. И чувство, уже почти забытое, словно вновь вырывается на простор, увлекая за собой, в полные света и надежд, далекие школьные годы. Но этот свободный мелодический разлив, достигнув патетической кульминации, неожиданно никнет. Заключительные такты полны тихого сожаления: «не повторяется такое никогда!» Подобные же моменты размышления, погружения в себя, созерцательности с годами все чаще встречаются в творчестве Туликова, выливаясь в разные формы — песни, романса, старинного вальса — «Однажды наступит день» и «Судьба моя» (обе на сл. А. Тесаровой), «О чем шептал мне старый сад» и «Встречи-разлуки» (обе на сл. М. Пляцковского), «Любимые женщины» (сл. М. Пляцковского). Из них особенно выделяется песня «Любимые женщины» своей содержательностью, поэтичностью, строгостью. Очень просто, но с большой теплотой и сердечностью говорит композитор об отношении к Женщине. Он находит удивительно благородные, целомудренные интонации, раскрывающие самые сокровенные переживания и мысли, о которых нельзя говорить вычурно и многословно. Столь же сдержан, но полон поэзии высокого чувства и текст песни:

Любимые женщины
Приходят к нам веснами.
Они — неожиданны,
Как дождь или снег.
Любимые женщины
Приходят к нам звездами,
Когда открываем мы
Одну среди всех.

В лирических песнях Туликов никогда не порывает связей с русским народным мелосом. Более всего это относится к песням, написанным для народного голоса или хора — «Пришла любовь», «Не зря мне люди говорили», «В двадцать лет», «Ты промчи меня, зима!» и др. Однако и в песнях романсового склада, эстрадных композитор искусно и органично сочетает фольклорные интонации с элементами сегодняшней музыкальной речи. Именно национальная основа его мелодики отличает стиль автора и привлекает к нему слушателей.
Еще одна из характерных областей творчества Туликова — песня лирико-юмористического характера. Среди них есть и песни народного склада («Вьюга», «Куры да петушки», «С легким паром, дорогой»), где композитор часто обращается к частушке. Есть и бытовые («Я добился своего», «Я один двоих люблю», «Теорема Пифагора»). Сюжеты этих песен незамысловаты, а комические ситуации, в которые попадают герои, носят чисто житейский характер. Юмор здесь незлобив и добродушен.
В своем творчестве Туликов отдал дань и вальсу. Его первое «выступление» в этом жанре состоялось сразу же после войны, когда композитор своим «Радостным вальсом» приветствовал ее окончание. В легко взмывающей вверх мелодии запева и изящно кружащихся мотивах припева передано безудержное, ликующее праздничное чувство.
«Радостный вальс» — один из лучших образцов концертного сочинения — ярко эмоционального, мелодически щедрого, нарядного. Оригинален по своему языку «Бамовский вальс» (сл. М. Пляцковского) — одна из последних работ композитора. В мелодии вальса своеобразно соединяются плавная распевность фраз с неожиданными ритмическими ускорениями в их окончании. Это придает танцу некоторую угловатость, образно вполне оправданную: ведь танцуют-то не на эстраде, а прямо на стройплощадке, не в изящных туфлях, а в сапогах. Это усиливает обаяние молодости, для которой может быть в таком танце среди строительных машин и палаток, смолистого дыма костра и густой непроходимой тайги заключена своя романтика. Той же романтикой дальних дорог, таежных троп, ночевок у костра овеяны другие молодежные песни Туликова — «Параллели», «Полярное сияние», «Тында».

Немало молодежных песен написано композитором и о нашей Советской Армии, с которой Туликов поддерживает постоянные контакты — он бывает желанным гостем в воинских частях, встречается с молодежью, интересуется ее учениями, бытом, буднями и праздниками. И песни композитора, посвященные Армии и Флоту,— строевые, походные, лирические, шуточные — неотъемлемая принадлежность воинской жизни. Творчество Туликова значительно и разнообразно по тематике и жанровому диапазону. Он пишет не только песни. У композитора есть хоровая, инструментальная, оркестровая, эстрадная музыка. Туликов сотрудничает с театром и кинематографом. Большим успехом пользуется его оперетта для детей «Баранкин, будь человеком». И все же в центре внимания композитора находится песня как основной, ведущий жанр его творчества. Песни принесли Туликову широкую известность. Они входят в программы самых значительных фестивалей, организованных в Москве, Горьком, Ленинграде, Тюмени, Днепропетровске, Кемерово, Сочи. Туликов и сам постоянно участвует в съездах и пленумах Союза композиторов. Особенно ответственным для него стал пленум в городе Киеве (1975 год), посвященный советской песне. Здесь не только звучала музыка Туликова, но и был сделан серьезный обстоятельный доклад композитором по проблемам песенного жанра. Этой же теме он посвящает свои беседы с телезрителями и радиослушателями, выступления в печати и на песенной комиссии Союза композиторов СССР. Немало внимания уделяет Туликов молодым авторам, постоянно оказывая им творческую помощь.
Часто встречается композитор со слушателями. Эти контакты интересны и полезны как для него, так и для любителей песни. Туликову они дают свежие впечатления, темы, сюжеты. Слушатели знакомятся с последними работами композитора и с удовольствием поют его новые песни. Нередко выезжает Туликов за рубеж. Он официально представляет Союз композиторов СССР в разных странах. Едет по приглашению концертных организаций.как автор песен и руководитель групп исполнителей. Первая поездка состоялась в 1951 году: Туликов вместе с другими авторами принял участие в слете композиторской молодежи социалистических стран в ГДР. На протяжении последующих десятилетий он знакомится с музыкантами и слушателями Польши, Австрии, Швеции, Финляндии, Румынии. Дважды побывал Туликов в Италии, посетил Японию, Китай. Все эти поездки оставили неизгладимые воспоминания о странах, их людях, искусстве, природе. Здесь порой приходилось выступать не только со своими песнями, но и в качестве оратора, утверждающего наши — советские — творческие принципы.

Туликов — певец гражданской темы. Это значит, что он никогда не остается в стороне от значительных событий, происходящих в нашей стране и во всем мире. Поэтому вполне естественна его большая общественная деятельность. Несколько лет (с 1971 по 1978 годы) он возглавлял Московскую композиторскую организацию. Одновременно избирался депутатом в Московский Совет.
Его творческая и общественная деятельность была высоко оценена. Композитор удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а затем и Народного артиста РСФСР, награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. С июня 1984 г. он народный артист СССР. Творчество Туликова имеет свой индивидуальный облик. Его мужественный голос ясно различим в общем хоре советских авторов, а музыка узнается слушателями по первым же тактам. В многообразии нашей сегодняшней жизни, в героике наших дней композитор черпает свои творческие силы для вдохновенной многогранной работы. Именно потому так велики его признание и популярность в народе.
И. Лихачева