В. Вахромеев - Элементарная теория музыки

Теория музыки

Ладовая структура русских народных песен Вахромеев В.



Музыкальная литература, учебники, пособия по музыке

 

Скачать учебник
Элементарная теория музыки
В.А. Вахромеев
“Государственное музыкальное издательство”, 1961г.
(doc, 19 Мб)

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Второе издание учебника «Элементарной теории музыки» значительно переработано по сравнению с первым.
Если первое издание представляло собой пособие по элементарной
теории музыки, предназначенное преимущественно для детской аудитории, то при переиздании автор поставил своей целью расширить рамки
использования учебника и сделать возможным применение его также в
музыкальных училищах, вечерних школах общего музыкального образования.

Сообразуясь с указанным, весь текст учебника подвергся существенному пересмотру: внесены некоторые дополнения, в отдельных случаях изложение содержания изменено в сторону большей конкретизации, уточнены некоторые формулировки, музыкальный материал примеров пополнен новыми образцами, в ряде глав уточнены вопросы для повторения и введены новые упражнения.
Как и в первом издании «Элементарной теории музыки», весь материал курса изложен в систематическом порядке с тем расчетом, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно находить в учебнике ответы на любые вопросы, касающиеся различных разделов теории музыки. В то же время в практической работе с учащимися автор настоятельно рекомендует педагогам исходить из общепринятого метода изучения элементов музыки, предполагающего установление взаимосвязи средств музыкальной выразительности на основе анализа примеров музыки.
В качестве музыкальных примеров в учебнике приводятся народные песни, образцы классической музыки, отрывки из произведений, советских композиторов.
Кроме того, каждой теме учебника сопутствуют пояснительные нотные примеры-схемы.
В конце глав даны вопросы для повторения и материал для упражнений (устных, письменных и на фортепьяно), который рассчитан главным образом на домашние задания учащихся, но может быть использован и в классных занятиях.
Так как свободное время учащихся, остающееся от классных занятии, ограничено, а время, предназначенное учебным планом для теории музыки обычно не допускает проведения в классе всех практических работ по освоению курса, можно рекомендовать в этих условиях следующий порядок прохождения материала. Разделы теории музыки, изучение которых опирается на слуховые навыки, следует связывать с прохождением курса сольфеджио. Практические упражнения для развития слуховых навыков надо проводить преимущественно в классе, а по другим разделам теории музыки давать учащимся материал для домашней работы, которая должна быть результатом самостоятельного и осмысленного усвоения учащимися пройденного на уроке.
В. А. Вахромеев
Москва, 1958 г.


ВВЕДЕНИЕ
«Содержание музыки — это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках».
Изложение содержания звуками (музыкой) подчиняется определенным правилам соотношений выразительных средств музыки. Эти правила сложились в результате многовековой народной и классической музыкальной практики.
Средства музыкального изложения и выразительности называются элементами музыки:
Учение об элементах музыки и их соотношении изложено в музыкально-теоретических дисциплинах; начальной из них является элементарная теория музыки.
Курс элементарной теории музыки служит задачам изучения основных элементов музыки вообще и мелодии в особенности.
Несмотря на то, что в целях обобщения знаний необходимые сведения о каждом элементе включены в отдельные параграфы и главы учебника, учащийся должен помнить, что в музыке отдельный элемент (лад, тональность, метр, ритм, интервал, аккорд и другие) выявляет свою выразительность лишь в связи с другими средствами (элементами) музыкального изложения.
Кроме основной задачи, о которой сказано выше, курс элементарной теории музыки преследует цель содействовать занятиям учащегося по специальности, помогая ему сознательнее усваивать музыкальный текст. Получаемые учащимся элементарные знания и навыки по разбору музыкального произведения (со стороны строения мелодии, а также отдельных частей музыкального произведения) вносят в самостоятельную работу учащегося по специальности большее разнообразие и в свою очередь помогают учащемуся правильно раскрыть содержание музыкального произведения при его исполнении.
Наравне с другими предметами, курс элементарной теории музыки содействует повышению общего музыкального и культурного уровня учащихся.
Для того, чтобы изучение курса элементарной теории музыки принесло определенную практическую пользу, недостаточно общего, беглого ознакомления с его основными положениями, для этого необходимо более углубленное изучение предмета. Содействовать закреплению знаний и навыков могут регулярные упражнения. Материал для упражнений по всем основным разделам курса учащийся найдет в настоящем учебнике. Кроме того, предполагается, что преподаватель, руководящий занятиями учащихся, дополнит вспомогательный материал примерами из музыкальной литературы и упражнениями по своему усмотрению.

Глава первая. Звук.
§ 1. Физическая основа звука
§ 2. Свойства музыкального звука
§ 3. Частичные тоны. Натуральный звукоряд
§ 4. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы
§ 5. Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и целый тон. Производные ступени и их названия.
§ 6. Энгармонизм звуков
§ 7. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны.
§ 8. Обозначение звуков по буквенной системе.
Вопросы для повторения
Упражнения

Глава вторая. Нотное письмо.
§ 9. Нота. Длительности и их обозначения (начертания). Нотный стан
§ 10. Ключи
§ 11. Знаки альтерации
§ 12. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков
§ 13. Паузы
§ 14. Запись двухголосия. Запись музыки для фортепьяно. Акколада. Запись музыки для ансамблей и хора.
§ 15. Знаки сокращения нотного письма
Вопросы для повторения
Упражнения

Глава третья. Ритм и метр.
§ 16. Ритм. Основное и произвольное деление длительностей.
§ 17. Акцент. Метр. Размер. Такт. Тактовая черта. Затакт.
§ 18. Простые метры и размеры. Группировка длительностей в тактах простых размеров
§ 19. Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли. Группировка длительностей в тактах сложных размеров.
§ 20. Смешанные метры и размеры. Группировка длительностей в тактах смешанных размеров.
$ 21. Переменные размеры.
§ 22. Синкопа
§ 23. Группировка в вокальной музыке
§ 24. Темп.
§ 25. Приемы дирижирования
§ 26. Значение ритма, метра и темпа в музыке
Вопросы для повторения
Упражнения.

Глава четвертая. Интервалы.
§ 27. Интервал
§ 28. Количественная и качественная величина интервалов Простые интервалы. Диатонические интервалы.
§ 29. Увеличенные и уменьшенные интервалы (хроматические). Энгармоническое, равенство интервалов.
§ 30. Обращение интервалов
§ 31. Составные интервалы.
§ 32. Консонирующие и диссонирующие интервалы.
Вопросы для повторения
Упражнения.

Глава пятая. Лад и тональность.
§ 33. Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разрешение. Лад
§ 34. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада
§ 35. Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные.
Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей.
§ 36. Гармонический и мелодический мажор
§ 37. Минорный лад. Гамма натурального минора. Ступени минорного лада и их свойства.
§ 38. Гармонический и мелодический минор. Тональности минора. Параллельные тональности. Квинтовый круг минорных тональностей
§ 39. Одноименные тональности. Некоторые черты сходства и различия мажора и минора. Значение мажорного и минорного лада в музыке
Вопросы для повторения
Упражнения.

Глава шестая. Интервалы в тональностях мажора и минора.
§ 40. Интервалы натурального мажора и натурального минора.
§ 41. Интервалы гармонического мажора и гармонического минора. Характерные интервалы.
§ 42. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Различие между устойчивостью и консонансом, неустойчивостью консонанса и диссонансом. Разрешение диссонирующих интервалов. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению.
Вопросы для повторения
Упражнения.

Глава седьмая. Аккорды.
§ 43. Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращение трезвучий.
§ 44. Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий
§ 45. Побочные трезвучия мажора и минора. Трезвучия на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.
§ 46. Септаккорд. Доминантсептаккорд и его обращения. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений.
§ 47. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени. Аккорды в музыке
Вопросы для повторении
Упражнения

Глава восьмая. Лады народной музыки.
§ 48. Общие замечания
§ 49. Диатонические семиступенные лады народной музыки. Пентатоника.
§ 50. Переменные лады. Переменный параллельный лад и мажоро-минор. Другие лады
Вопросы для повторения.
Упражнения

Глава девятая. Родство тональностей. Хроматизм.
§ 51. Родство тональностей
§ 52. Хроматизм. Альтерация
§ 53. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы.
Вопросы для повторения
Упражнения.
Глава десятая. Определение тональности. Транспозиция.
§ 54. Определение тональности
§ 55. Транспозиция
Вопросы для повторения.
Упражнения

Глава одиннадцатая. Модуляция.
§ 56. Модуляция и отклонение.
§ 57. Модуляция в родственные тональности.
Вопросы для повторения
Упражнения.

Глава двенадцатая. Мелодия.
§ 58. Значение мелодии в музыкальном произведении. Мелодии народной музыки (песни)
§ 59. Направления мелодического движения и его диапазон. Проходящие и вспомогательные звуки.
§ 60. Членение мелодии на части (общее понятие о музыкальном синтаксисе). Построение. Цезура. Период. Предложение. Каденция. Фраза. Мотив.
§ 61. Динамические оттенки и их связь с мелодическим развитием. Обозначение динамических оттенков.
§132. Разбор взаимодействия отдельных элементов мелодии на примерах
Вопросы для повторения.
Упражнения.

Глава тринадцатая. Мелизмы. Знаки некоторых приемов исполнения.
§ 63. Мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель.
§ 64. Знаки некоторых приемов исполнения.
Вопросы для повторения.
Упражнения.
Краткий справочник музыкальных терминов.
Указатель литературы.


Скачать книгу Скачать учебник