Пособие по наиболее сложному разделу курса (письменным гармонизациям) предназначается для учащихся музыкальных училищ и студентов консерваторий. Состоит из задач н методических пояснений к ним. Наряду с широким и разносторонним показом аккордов диатоники В пособии значительное внимание уделяется теоретическим вопросам, связанным с отдельными разделами курса. Первое издание вышло в свет в 1971 году.
Курс гармонии в задачах
В. Зелинский
Для теоретических отделений музыкальных училищ и исполнительских факультетов
музыкальных вузов
Диатоника
второе издание
“Музыка”, 1982г.
для информации
содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Курс гармонии, в задачах» является пособием по наиболее важной и трудной
в этой дисциплине форме работы — письменным гармонизациям. Пособие рассчитано
на учащихся теоретико-композиторских отделений музыкальных училищ и студентов
соответствующих факультетов консерваторий; в значительной степени оно
может быть использовано и в работе с учащимися-исполнителями.
В предлагаемом пособии изучается гармония диатоники в основных ладах —
в натуральном и гармоническом мажоре и миноре (с эпизодическим возникновением
аккордов мелодического минора).
По теоретическим и методическим установкам пособие во многом соответствует
самому распространенному в нашей стране «Учебнику гармонии» И. И. Дубовского,
С. В. Евсеева, И. В. Способина и В. В. Соколова и может рассматриваться
в качестве своего рода дополнения к нему. Вместе с тем в ряде моментов,
связанных с практикой письменных гармонизаций, пособие заметно отличается
от «Учебника гармонии».
Шире или по-иному трактуются в данной работе трезвучия VI и 111 ступеней,
малоупотребительные септаккорды, аккордика натурального минора. Наряду
с секстаккордами V и 111 ступеней введены аккорды ступени с секстой, септаккорд
VII ступени с квартой и нонаккорд IV ступени. С дополнениями и уточнениями
рассмотрены приемы соединения трезвучий, разрешения септаккордов, скачки
в мелодии, перемещения, гармонизация интонации из звуков септаккордов.
Изучаются свободное изложение аккордов и полнее, чем обычно, обороты с
проходящими гармониями и отмеченные неаккордовые звуки.
Некоторые особенности планировки курса гармонии в пособии объясняются
стремлением автора сочетать систематический и концентрический методы изложения.
В каждом из трех разделов пособия представлена группа средств и приемов,
связанных между собой по тем или иным общим признакам, причем каждый последующий
раздел так или иначе развивает материал предыдущего.
В первом разделе рассматриваются трезвучия I, IV и V ступеней (включая
их обращения), а также относительно несложные средства, которые являются
«сквозными», то есть применяются на всем протяжении курса или значительной
его части. К, ним относятся простейшие кадансовые аккорды (V7, Ка, Не
и трезвучие VI ступени в прерванном кадансе), гармонический мажор, отмеченные
неаккордовые звуки и свободное изложение аккордов.
Во втором разделе изучаются более сложные аккорды с яркими нетоническими
ладовоцентрализующими свойствами: доминантовые — секстаккорд VII, септаккорды
V и VII2, нонаккорд V ступени, трезвучие и септаккорд V ступени с секстой,
септаккорд VII ступени с квартой, затем субдоминантовые — трезвучие и
септаккорд II ступени.
В третьем разделе даны остальные аккорды диатоники, в большинстве с менее
яркими нетоническими ладовоцентрализующими свойствами. К этим аккордам
относится, в частности, трезвучие VI ступени, внекадансовое применение
которого рассматривается, тем самым, позже, чем обычно. В задачах последнего
раздела заметнее выражена функциональная переменность (иногда и ладовая
переменность) и возникают элементы диатоники, названные в пособии свободной.
Многие темы пособия, будучи по тому или иному признаку связаны- с соседними,
образуют группы из двух-трех или даже четырех тем: например темы, в которых
изучаются различные приемы использования септаккорда V ступени или диатонически
усложненные аккорды V и VII ступеней. В конце некоторых из таких групп
в виде дополнения даны задачи, сочетающие трудности этих тем. Пройденный
материал обобщается в гармонизациях и в конце каждого раздела. Задачи
предпоследней темы — «Применение всех аккордов диатоники» и в известной
степени последней — «Гармонизация старинных русских народных песен» являются
обобщающими и для всего пособия.
Некоторые из тем «Учебника гармонии» в пособии отсутствуют. Так, например,
не выделены в самостоятельную тему скачки терций, которые даны в качестве
одного лишь из частных случаев скачков при соединении различных аккордов,
изучаемых в первом разделе. Не рассматриваются особняком соединения двух
секстаккордов: автору представляется более целесообразным, чтобы учащийся
начиная с первых гармонизаций при участии секстаккордов руководствовался
в выборе баса соображениями, вытекающими из самой специфики изучаемых
средств, а не временными и несколько искусственными ограничениями. Отсутствует
в виде отдельной темы и гармонизация фригийского тетрахорда. Приемы гармонизации
нисходящего верхнего тетрахорда, натуральных видов мажора и минора в связи
с более подробным изучением аккордов, которыми гармонизуется этот тетрахорд,
«рассеяны» по нескольким темам третьего раздела.
Сочетая черты и задачника, и учебника, пособие не претендует на исчерпывающее
изложение курса гармонии либо отдельных его тем.
Теоретический текст выполнен в довольно свободной форме, в зависимости
от того, как освещена та или иная тема в «Учебнике гармонии»: в одних
случаях в виде кратких замечаний, в других —более обстоятельно.
Автор отказался от иллюстраций в виде примеров из музыкальной литературы
(не считая двух обработок русских песен в образцах гармонизаций). Поскольку
речь идет о легко воспринимаемой на слух классической гармонии, многочисленных
схематических примеров оказывается достаточно, чтобы уяснить рассматриваемый
материал.
Гармония усваивается тем органичнее и глубже, чем в большей степени в
ее изучении отражена практика художественного музыкального творчества.
Поэтому, следуя положительному примеру «Учебника гармоний», автор пособия
стремился к стилевой и жанровой направленности многих задач, к расширению
круга применяемых в них интонаций.
Значительное внимание уделяется в задачах стилевым особенностям русского
народного песнетворчества и непосредственно связанной с ним русской профессиональной
музыки, что в практике учебных гармонизаций отражено еще далеко не достаточно.
Постепенное накопление соответствующих элементов мелодики, метроритма,
гармонии и синтаксиса приводит к возможности гармонизации предлагаемых
в последней теме пособия старинных русских народных песен.
Задач на бас в пособии немного: для приобретения элементарных навыков
в употреблении аккордов, по убеждению автора, они мало эффективны. Гораздо
больший интерес представляют такие задачи в качестве одной из форм гармонических
сочинений, однако и эта их роль, в силу трудности заданий ярко выраженного
творческого характера, достаточно ограничена.
Автор рекомендует, следуя его опыту, в целях лучшего усвоения материала
пособия, частично использовать задачи и в курсе сольфеджио (имеются в
виду и образцы гармонизаций, и гармонизации, выполненные педагогом, ведущим
дисциплину).
Раздел первый. Трезвучия 5, IV и V ступеней в основном виде и
их обращения. Простейшие кадансовые средства
Тема 1 (вводная). Гармонизация мелодии
Тема 2. Трезвучия I, IV и V ступеней в основном виде (соединение с плавным
голосоведением)
Тема 3 Перемещение трезвучий I, IV и V ступеней в основном виде
Тема 4. Септаккорд V ступени в основном виде в кадансе
Тема 5. Кадансовый квартсекстаккорд
Тема 6. Гармонический мажор
Тема 7, Отмеченные неаккордовые звуки
Теми 8. Свободное изложение аккордов.
Тема 9. Сочинение. Гармонизация баса
Тема 10. Секстаккорды I, IV и V ступеней (соединение с главным голосоведением)
Тема 11 Секстаккорд II ступени в кадансе
Тема 12. Проходящие квартсекстаккорды
Тема 13. Вспомогательные квартсекстаккорды I и IV ступеней
Тема 14. Трезвучие VI ступени в прерванном кадансе
Тема 15. Скачки при соединении изученных аккордов
Раздел второй. Аккорды VI VII и II ступеней
Тема 16. Секстаккорд VII ступени
Тема 17. Септаккорд V ступени (разрешение с плавным голосоведением)
Тема 18. Перемещение септаккорда V ступени. Интонации из звуков септаккорда
V ступени
Тема 19. Обороты с проходящими аккордами при участии септаккорда V ступени
Тема 20. Скачки при разрешении септаккорда V ступени
Тема 21. Септаккорд VII ступени (разрешение с плавным голосоведением).
Перемещение септаккорда VII ступени
Тема 22. Обороты с проходящими аккордами при участии септаккорда VII ступени
Тема 23. Скачки при разрешении септаккорда VII ступени.
Тема 24. Нонаккорд V ступени
Тема 25. Трезвучие и септаккорд V ступени с секстой. Септаккорд VII ступени
с квартой
Тема 26. Трезвучие II ступени в основном виде и секстаккорд II ступени
Тема 27. Септаккорд II ступени (разрешение с плавным голосоведением).
Перемещение септаккорда II ступени. Интонации из звуков септаккорда II
ступени
Тема 28, Обороты с проходящими аккордами при участии септаккорда II ступени.,.
Тема 29. Скачки при разрешении септаккорда II ступени
Раздел третий. Остальные аккорды диатоники
Тема 30. Трезвучие VI ступени в основном виде.
Тема 3J. Секстаккорд VI ступени. Трезвучие I ступени с секстой вместо
квинты
Тема 32: Трезвучие III ступени в основном виде и секстаккорд III ступени
Тема 33. Диатонические секвенции из -трезвучий
Тема 34. Диатонические секвенции при участии септаккордов и нонаккордов.
...
Тема 35. Септаккорды I и III ступеней
Тема 36. Септаккорд VI ступени. Трезвучие I ступени с секстой и квинтой
Тема 37. Септаккорд IV ступени. Нонаккорды II и IV ступеней
Тема 38. Трезвучия и септаккорды V и VII ступеней натурального минора
Тема 39. Применение всех аккордов диатоники
Тема 40. Гармонизация старинных русских народных песен
Приложение. Образцы гармонизаций