Г.Виноградов, Е.Красовская - Занимательная теория музыки

Теория музыки

Читателю хорошо знакомы такие книги, как «Занимательная физика». «Занимательная химия». «Занимательная биология». «Занимательная теория музыки» пополняет ряд этих изданий.
В доступной популярной форме знакомит она с основами музыкальных знаний, содержащихся в традиционном учебнике. Богатейший мир звуков рассматривается сквозь призму всеобщего закона симметрии, служащего единым стержнем для естественно-научного и гуманитарного способов познания, поэтому закономерно обращение авторов к лингвистике, бионике, математике, физике, химии, социологии. Именно это смещение в область других наук делает книгу увлекательной н углубляет эрудицию читателей.
Для педагогов и учащихся музыкальных учебных заведений, а также для широкого круга любителей музыки.

 

 

учебное пособие
Занимательная теория музыки
Виноградов Г., Красовская Е.
"Советский композитор", 1991г.
Только описание!!!

содержание:

 

Авторы элементарной теории музыки считают, что книгу нужно начать с кратких сведений из области общей эстетики. Необходимость этого диктуется следующими соображениями.
1. Педагогическая практика показывает, что наша молодежь, в общем, стихийно стремящаяся к искусству, не задумывается над его теоретическими вопросами, не осознает значения и роли искусства, в частности музыки, в жизни общества и отдельной личности. Общеобразовательная школа только сейчас делает попытки ввести в программу обучения курс эстетики.
Естественно, что акцент ставится на самом эстетическом воспитании, особенно в младших классах, а не на теоретических вопросах эстетики. Что касается школьников старших классов, то обязанность педагогов всех специальностей учить их мыслить, самостоятельно делать выводы и заключения, приобщить к чтению не только беллетристики, но и популярной литературы по различным вопросам науки, искусства, этики, эстетики...

К сожалению, в наших библиотеках, читальных залах пока еще мало литературы, в которой сложные проблемы освещались в яркой и доступной форме. Мы можем назвать следующие книги: «Занимательная физика» Я. Перельмана, «Необычное литературоведение» С. Наровчатова, «Занимательные математические игры» Е. Гика, «Через задачи — к программированию» В. Касаткина, «Дерзание духа» А. Лосева, «500 музыкальных загадок» Я. Экерта.
2. Как ни странно, в музыковедческих трудах как будто солидных, серьезных
авторов до сих пор нет единого мнения о том, что является материальной
основой искусства музыки.
С позиций нашего скромного педагогического труда мы не можем полемизировать с профессиональными философами и эстетиками. Позволим себе сослаться на книгу Н. Корыхаловой «Интерпретация музыки». Автор справедливо критикует некоторых зарубежных и советских специалистов, называющих нотный текст материальной основой музыки. В результате нашего многолетнего общения с учениками подросткового возраста мы не раз наблюдали, что большинство из них делает ту же ошибку. Но все же из группы в пятнадцать — двадцать человек хоть один на вопрос: что является физическим материалом музыки — отвечает правильно — звук.

Когда говорят о современных достижениях науки и техники, иной раз упоминают: «...то. что теперь известно любому школьнику, стало азбучной истиной, потребовало многих веков напряженной работы человеческой мысли, исследований, опытов, гипотез».
В нашем случае все наоборот: то, что понятно и бесспорно, правда не для любого школьника, а для самых смышленых из них, почему-то является проблематичным для целого ряда философов, эстетиков, искусствоведов (музыковедов) и прочих специалистов того же типа.
Итак, мы надеемся, что приведенные соображения о желательности и необходимости введения краткого очерка общей эстетики доказаны.

Глава первая. Краткие сведения об искусствах различных видов
Глава вторая. О звуке
Глава третья. Музыкальная система
Глава четвертая. Нотное письмо
Глава пятая. Ритм и метр
Глава шестая. Глава без названия
Глава седьмая. Лад. тональность, гамма
Глава восьмая. Интервалы
Глава девятая. Аккорды
Глава десятая. Лады народной музыки
Глава одиннадцатая. Xроматическая гамма
Глава двенадцатая. Мелодия
Глава тринадцатая. Модуляция
Глава четырнадцатая. Транспозиция
Глава пятнадцатая. Мелизмы
Глава шестнадцатая. Аббревиатура, или Знаки сокращенного нотного письма....
Глава семнадцатая. Фактура
Глава восемнадцатая. О музыкальной терминологии
Послесловие
Список использованной и рекомендуемой литературы