Самоучители, пособия, сборники с нотами
А. Броун
Очерки по методике игры на виолончели
"Государственное музыкальное издательство", 1960г.
Книга удалена по просьбе правообладателей!
содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сила художника-исполнителя заключается в его глубоком проникновении в
содержание исполняемой музыки, его тонком чувствовании, богатстве его
фантазии. Однако ни высокий интеллект, ни глубина эмоциональных переживаний
сами по себе еще не создают исполнителя. Для полного и совершенного воплощения
музыкального содержания исполнитель должен владеть всеми доступными данному
инструменту средствами выразительности. Только гармоничное сочетание высоко
развитого музыкального мышления с безукоризненной техникой создает подлинного
мастера.
Процесс музыкального воспроизведения — это сложный и единый процесс, в
котором все звенья связаны и взаимообусловлены. Однако в целях лучшего
его постижения целесообразно рассматривать этот процесс изолированно и
в разных аспектах.
Настоящая работа посвящена изучению двух сторон исполнительства: механико-акустической
и физиологической. Чем богаче художественная фантазия исполнителя, чем
глубже он способен проникнуть в содержание музыки, тем больше ему понадобится
технических средств для воплощения своих намерений. Но каковы бы ни были
эти технические средства, все они выражаются сложной системой двигательных
навыков, приводящих к реальному звучанию инструмента. Следовательно, из
огромного количества возможных мышечных усилий нам предстоит отобрать
все лучшее, наиболее экономичное как с точки зрения звучания инструмента,
так и со стороны физиологической целесообразности, отбросив все то, что
является лишним, мешает, тормозит и ограничивает наши исполнительские
намерения.
В дальнейшем мы увидим, как правильное обучение ведет к постепенному ограничению
мышечной активности за счет более умелого и рационального использования
внешних сил, как-то; собственного веса смычка, массы руки и возникающей
при движении инерции.
Техническое мастерство большого артиста выражаете; в предельной экономичности,
целесообразности двигательных усилий, в непринужденном владении инструментом»
в естественности и закругленности движений.
Задача состоит в том, чтобы сложный путь приспособления к инструменту
и совершенствования игровых навыков сделать наиболее прямым, коротким
и эффективным.
Дар интуитивного приспособления—удел немногих избранников, Обычный и нормальный
путь развития учащегося — это путь сознательного и настойчивого труда,
пути постепенного и все большего освобождения от всех внеш. них и внутренних
тормозов, когда художественное намерении свободно переходит в сложную
и слаженную систему игровых движений.
В своей работе автор стремится подытожить, в сжатой форме, методические
взгляды К. Давыдова, Б. Струве, К. Мостраса Г, Беккера, В. Тренделеибурга
и др., а также помочь учащимся и молодым исполнителям осмыслить процесс
технического овладения инструментам и указать на некоторые кратчайшие
пути развития (практических навыков.