Н.Бакланова - Этюды для скрипки

Этюды

Педагогический репертуар детских музыкальных школ

 

 

Ноты к этюдам
Средние и старшие классы
Н.Бакланова
Этюды средней трудности

для скрипки и фортепиано
"Советский композитор", 1988г.
номер с8114к

содержание:

 

В работе Н. Баклановой «Этюды средней трудности» привлекает сочетание художественных качеств с методической направленностью. Этюды написаны в сопровождении фортепиано, что способствует устойчивости интонации и ритма, дает ясное представление р гармонических тяготениях. В зависимости от степени подвинутости учащихся, их индивидуальных данных и методических задач, поставленных педагогом, этюды могут быть использованы в музыкальных школах и на младших курсах музыкальных училищ. Включение сборника в учебную практику наряду с традиционными сборниками этюдов может внести полезное разнообразие в учебный процесс.

Все этюды имеют определенную методическую задачу:
1. Первый этюд, имеющий характер живой и занятной пьески, исполняется на одной струне соль — пример, редко встречающийся в инструктивной литературе. Позиционные переходы, охватывающие семь позиций, не сложны и не являются помехой в освоении художестренной стороны исполнения.
2. Цель этюда — развитие ловких и интонационно точных переходов путем подмены разными пальцами повторяющихся звуков.
3. «Вечное движение» в 3-й позиции представляет интерес и как материал для унисона. Несложность интонирования и отсутствие позиционных переходов позволяет достигнуть очень быстрого темпа.
4. Способствует развитию певучести штриха detache и, в частности, ставит задачу интонационно точного исполнения интервала секунды, расположенной на соседних струнах.
5. Этюд написан в 4-й позиции, которая у большинства учащихся оказывается менее освоенной, чем 3-я и 5-я позиции.
6. Упражнение в плавности соединения позиций на одной струне. Этюд может транспонироваться в тональности си мажор, до мажор и т. д. при сохранении единой аппликатуры. Полезно играть его и на других струнах.
7. Трезвучия в широком позиционном расположении и в разных гармонических последовательностях сочетаются с быстрыми гаммообразными фигурами в несколько усложненной форме.
8. Техническая задача отчетливости в движениях пальцев левой руки представлена в форме живой, виртуозной миниатюры.
9. Этюд на координацию движений левой и правой руки в ломаных октавах.
10. Разнообразное применение штриха spiccato в сочетании с двойными нотами. Характер этюда приближается к пьесе типа «охота».
11. Упражнение в сложном штрихе, часто встречающимся в скрипичной литературе.
12. 13. Сборник заканчивается этюдами, требующими технической свободы исполнения и владения штрихами staccato и spiccato.
Б. Беленький, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

Скачать сборники Скачать ноты

 

Этюды для скрипки
Н.Бакланова
Этюды на сложное интонирование

для скрипки в сопровождении фортепиано
"Государственное музыкальное издательство", 1962г.
номер 29960

 

 

 

Этюды Баклановой для скрипки
Педагогический репертуар детских музыкальных школ
Н.Бакланова
Пятнадцать мелодических этюдов
Двадцать упражнений-вариаций

для скрипки без сопровождения
"Советский композитор", 1980г.
номер с5538к

содержание:

 

От автора
Нотное пособие содержит два раздела: I. Пятнадцать мелодических этюдов, II. Двадцать упражнений-вариаций. Уже сами названия говорят об основной задаче — приблизить жанр этюда к жанру пьесы, сочетая технические задачи с художественными.
В первом разделе — для младших классов ДМШ - все мелодические этюды исполняются в первой позиции. Однако в некоторых этюдах возможно использование и Последующих позиций (в зависимости от подвинутости ученика) с целью усиления выразительности.

Материал второго раздела—для средних и старших классов ДМШ — может стать вспомогательным при изучении концертов Дж. Виотти, П. Родэ и других равных им по трудности произведений школьного репертуара. Упражнения-вариации не предназначены для исполнения как единое целое. Сообразуясь с поставленными методическими задачами, педагог выбирает желаемое число вариаций и их последовательность между темой и заключительным номером (20а). На школьных прослушиваниях предложенным сочетанием вариаций можно заменить исполнение этюдов.
Избранная простота мелодического рисунка призвана сосредоточить внимание учащегося на поставленных технических задачах и качестве звучания.
Н. БАКЛАНОВА

Упражнения для скрипки Скачать ноты