Ноты для балалайки в музыкальном училище
Для музучилищ
Педагогический репертуар балалаечника
Выпуск 1
составитель Н.Бекназаров
"Музыка
", 1966г.
номер 2975
содержание:
№№ 1, 2, 4— переложение Н. Бекназарова
Русские народные песни
с сопровождением балалайки и фортепиано
запись и гармонизация Александра Оленина
"Государственное издательство МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЕКТОР", 1927г.
номер м7864г
содержание:
В.В. Андреев
Вальсы
для балалайки и фортепиано
"Государственное музыкальное издательство", 1959г.
номер 25038
содержание:
Народные песни и песни советских композиторов
в переложении для балалайки по нотной нотно-цифровой системам
составил и переложил Б.А.Романов
"Государственное музыкальное издательство", 1949г.
номер м19523г
содержание:
Педагогический репертуар
Юный балалаечник
пьесы для балалайки и фортепиано
редакция партий балалайки А.Зверева
"Музыка", 1982г.
номер 2727
содержание:
Педагогический репертуар
Этюды для балалайки
составитель А.В.Зверев
"Музыка", 1985г.
номер 3259
содержание:
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Сборник содержит учебно-педагогический материал для начального обучения игре на балалайке.
В первом разделе, где этот материал расположен в порядке возрастающей трудности, используются простейшие приемы игры: пиццикато большим, пальцем и бряцание. В конце раздела под номером 42 помещены известные скрипичные упражнения Т. Шрадика (1846—1918). Их следует Играть сначала приемом бряцание с открытыми струнами мы, в дальнейшем же, до мере освоения материала сборника,— одинарными и двойными пиццикато, а также гитарными приемами.
На этюдах второго раздела осваиваются в основном такие приемы игры, как одинарное и двойное пиццикато. Внимание уделяется также развитию беглости пальцев левой руки.
Третий раздел помогает освоить, такие приемы, как тремоло на одной и всех струнах, вибрато и др., причем серьезное место отводится гитарным приемам, получившим в последние годы широкое применение в концертной практике исполнителей на балалайке.
Балалайка —сравнительно молодой инструмент. Лишь в документах Петровской эпохи впервые встречаются упоминания о нем. Но уже вскоре балалайка получила широчайшее распространение. Демократичность инструмента, простота его устройства, несложные приемы игры—все это завоевывает ему признание простого народа. Победно шествует балалайка по русским деревням, сопровождая разнообразные празднества. Однако она используется для домашнего музицирования и в домах состоятельных слоев общества.
Происхождение балалайки до сих пор окончательно не выяснено. Многие считают, что ее оставили нам в наследство татарские завоеватели, некоторые стремятся установить ее непосредственное родство с домрой. Так или иначе, но балалайка постепенно почти вытеснила из музыкального обихода многие древнерусские инструменты. В XVIII веке в России было немало великолепных мастеров игры на балалайке, и среди них выдающийся музыкант И. Е. Хандошкин (1747 — 1804). ale07
Совсем по-иному сложилась судьба балалайки в XIX веке. Под напором гитары и гармонии ей пришлось отступить. Лишь самые преданные любители остались верны «треуголке» с двумя или тремя струнами. Но забвение сменилось в конце века бурным расцветом балалаечного искусства. И этим мы обязаны замечательному музыканту, энтузиасту, виртуозу Василию Васильевичу Андрееву (1861 — 1918). Он привел балалайку на концертную эстраду, организовал первый в России оркестр народных инструментов, усовершенствовал инструмент. Так произошло второе рождение балалайки. И с тех пор она живет как сольный и ансамблевый инструмент самодеятельных артистов и профессиональных мастеров. О силе воздействия балалайки прекрасно сказано Достоевским в его «Записках из мертвого дома»: «Вот заиграл оркестр. Этот оркестр стоит упоминания. Сбоку, по нарам, разместилось человек восемь музыкантов: две скрипки., три балалайки — все самодельщина, две гитары и бубен вместо контрабаса. Скрипки только визжали и пилили, гитары были дрянные, зато балалайки были неслыханные. Проворство переборки струн пальцами решительно равнялось самому ловкому фокусу. Игрались все плясовые мотивы. В самых плясовых местах балалаечники ударяли костями пальцев о деку балалайки; тон, вкус, исполнение, обращение с инструментами, характер передачи мотива—все это было свое, оригинальное. Честное слово, я до тех пор не имел понятия о том, что можно сделать из простых, простонародных инструментов; согласие звуков, сыгранность, а главное дух, характер понятия и передачи самой сущности мотива были просто удивительные. Я в первый раз понял тогда совершенно, что именно есть бесконечно разгульного и удалого в разгульных и удалых русских плясовых песнях». ale07.ru
Прочтите: Ф. Соколов. Русская народная балалайка. М., 1962.
Календарь - В мире музыки - 1970г.