Сборники с нотами в pdf
Педагогический репертуар детская музыкальная школа
3-4 класс
Ж.Бреваль
Соната
до-мажор
“Государственное музыкальное издательство”, 1957г.
Концертный репертуар виолончелиста
Д.Поппер
Танец эльфов
Соч.39 для виолончели и фортепиано
“Государственное музыкальное издательство”, 1958г.
номер
11448
Педагогический репертуар
Детская музыкальная школа
Музыкальное училище
Легкие пьесы
для двух флейт
составитель Ю.Должиков
“Музыка”, 1988г.
номер 13908
содержание:
Авторы переложений:
Ю.Должиков (№ 1, 2), К.Серостапов (№3), Г.Нагорный (№ 4, 5), И.Золтан
(№7)
Виолончель принадлежит к инструментам скрипичного семейства. Часто так и говорят: виолончель — большая скрипка. Четыре струны инструмента, по которым двигается смычок, настроены по квинтам. Общий диапазон виолончели охватывает четыре с половиной октавы.
Предшественницей виолончели является виола да гамба. Первая из сохранившихся виолончелей была создана в XVI веке итальянским мастером Гаспаром да Сало. В те же времена конструкцию инструмента разрабатывали Дж. Маджини и А. Амати. После ряда трансформаций виолончель обрела известную нам форму в работах А. Страдивари и его ученика К. Бергонци.
Долгое время виолончель рассматривалась только как аккомпанирующий инструмент, которому поручалось исполнение басовой партии. Кроме того, виолончель была непременным участником самых разнообразных ансамблей. Однако уже в некоторых сочинениях Ко-релли (1653—1713) виолончель выступает самостоятельно, появляются первые мастера сольного виолончельного исполнительства. Глубочайшие творения принадлежат и перу И. С. Баха, создавшего шесть сюит для виолончели соло. Этот процесс получил особенное развитие во второй половине XVIII века и связан прежде всего с творчеством Л. Боккерини. Он и некоторые его современники заложили основы концертного виолончельного репертуара. Вслед за Бетховеном, создавшим Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, к этому инструменту обращаются композиторы-романтики. Широкую популярность приобретает виолончель и в России. Ее распространению во многом способствовала деятельность музыкантов-любителей Н. Б. Голицына и М. Ю. Виельгорского. В дальнейшем основоположником русской виолончельной школы стал К. Ю. Давыдов. Его дело продолжили А. В. Вержбилович, А. Брандуков и другие талантливые исполнители. Немалый вклад внесли в развитие виолончельной музыки русские композиторы. Достаточно упомянуть здесь Вариации на тему рококо Чайковского.
Новый период расцвета переживает виолончель в наше время. Велика в этом заслуга патриарха виолончельного искусства Пабло Казальса и его талантливых коллег из разных стран. Однако неоспоримо, что в последние годы передовые позиции принадлежат советской виолончельной школе. Много талантливых мастеров воспитано профессорами старшего поколения С. М. Козолуповым и А. Я. Штримером. Всем любителям музыки известны имена С. Кнушевицкого, М. Ростроповича, Д. Шафрана. А теперь во весь голос заявляет о себе молодое поколение, представители которого неизменно выходят победителями на международных конкурсах. Свидетельством подъема виолончельной музыки в нашей стране являются и талантливые сочинения, созданные для этого инструмента советскими композиторами, и в первую очередь С. Прокофьеьым и Д. Шостаковичем.
Прочтите: А. Лазько. Виолончель. М., 1965.