Глинка Михаил Иванович - биография и творчество

Ноты

 

Монография впервые так подробно в советском и зарубежном музыкознании освещает жизненный и творческий путь великого русского композитора. Вторая книга охватывает период творчества М. И. Глинки с 1836 по 1857 г.
Издается впервые.
Адресована специалистам в области истории музыки, а также широкому кругу читателей.

 

 

Книга о жизни Глинки
О.Е. Левашева
Михаил Иванович Глинка
Книга 2
"Музыка", 1987г.

содержание:

 

Блестящая премьера «Ивана Сусанина» положила начало новому, «руслановскому» периоду жизни Глинки. В творческой биографии композитора наступили годы упорного, напряженного труда, когда все его помыслы и надежды были устремлены к одной высокой цели: созданию русской народной сказочно-эпической оперы.

Вопрос о соотношении двух капитальных творений Глинки — оперы-трагедии и оперы-сказки — доныне составляет в Отечественном музыкознании одну из главных, во многом еще не решенных проблем. В течение долгих лет о них велись нескончаемые споры. Чаша весов колебалась; приверженцам «Сусанина» яростно возражали «русланисты». Категоричность суждений, присущая великим критикам ХIХ века Серову и Стасову, с течением времени сглаживалась, уступая место более трезвому, объективному, исторически обоснованному взгляду, утвердившемуся в работах Асафьева.

И все же общим, при всей остроте коллизий, оставалось одно неопровержимое положение: признание всего «оперного десятилетия», от создания «Сусанина» до завершения «Руслана», высшей кульминацией творческого пути Глинки, временем полного, всестороннего расцвета таившихся в нем могучих творческих сил. Никогда ранее не испытывал он такой твердой уверенности в своем мастерстве, в своих возможностях и никогда не проявлял себя с такой полнотой и щедростью решительно во всех жанрах, какие только могли привлечь его в эти замечательные, пока еще полные молодого горения годы. Работа над центральным произведением, оперой «Руслан и Людмила», не поглощала его всецело, а, напротив, распространяла свое влияние на все, что создавалось попутно: романсы и фортепианные пьесы, произведения для оркестра и хора, театральную музыку. Обладая самостоятельной ценностью, все сочинения этих лет — будь то лирический «Вальс-фантазия» или героическая, увертюра к «Князю Холмскому», скорбная элегия «Сомнение» или кипучая, жизнеутверждающая «Попутная песня»— несут на себе печать грандиозной эпической оперы, являются ее спутниками и подчиняются ее светлому «руслановскому» духу, пушкинскому канону истинной красоты.

Многое в этой уникальной опере было обусловлено самим процессом ее создания, более сложным, рассредоточенным и многоаспектным, чем то было в период создания «Ивана Сусанина».
После успеха «Сусанина» авторитет Глинки уже общепризнан- Но именно эта исключительность ситуации создает вокруг него трудноодолимые преграды. «Первый композитор России», обласканный самим царем, он невольно попадает в зависимость от официальных, правительственных кругов Петербурга, от той среды великосветских салонов, где представление о музыкальном искусстве нередко исчерпывалось, говоря словами самого Глинки, поверхностным «ушеугодием». Здесь он уже не прежний сочинитель «прелестных романсов», а носитель большого, общенародного искусства, недоступного для понимания светских дилетантов, в том числе и для многих прежних приятелей Глинки.
Разлад был усугублен трудными обстоятельствами несложившейся личной, семейной жизни композитора, сделавшими его мишенью для пересудов и сплетен великосветской черни. Жизнь в Петербурге, в холодной и неприязненной обстановке северной столицы с течением времени сделалась невыносимой. В 1844 году Глинку надолго покинул родину.

Оценивая всю сложность этого кульминационного периода, легко понять истинные причины неисцелимой травмы, нанесенной чуткой душе художника. Жизненная драма Глинки в условиях того времени не была исключительным явлением: ее породил весь окружавший его сумрачный мир, хорошо знакомый нам по петербургским повестям Гоголя. В гнетущей атмосфере чиновничьего Петербурга, в обстановке «благонамеренности и порядка» трагически погибали великие дарования, мельчали и вырождались многие незаурядные таланты, разделявшие судьбу героя гоголевского «Портрета»— художника Черткова.
В воспоминаниях современников Глинки именно это время запечатлелось как своего рода апогей николаевского царствования. Умолк протестующий голос Пушкина; надежно заключены «в мрачных пропастях земли» опасные мятежники-декабристы. Реорганизована вся система охраны внутреннего порядка, закрепленная неограниченной властью жандармского корпуса. Разгромлено польское восстание. Под эгидой тройственных связей России с Австрийской империей и Пруссией заново возрождаются принципы Священного союза, главного оплота реакции в странах Европы. Установлен полицейский надзор над образованием и печатью. Свирепствует цензура. Закрыты даже такие умеренные по своему направлению журналы, как «Московский телеграф» Н. А. Полевого и «Телескоп» Н. И, Надеждина. Преследованию подвергалось все то, что не укладывалось в рамки официальной идеологии. Над всем этим высилась фигура «верховного цензора», самодержавного властителя России — человека с железным сердцем и холодным, безжизненным взглядом остекленевших глаз. И чем значительнее, весомее оказывалась фигура художника, тем пристальнее следило за ней недремлющее око царя.

История сохранила для нас немало документальных материалов, рисующих ту атмосферу меценатствующего деспотизма, какой любил окружать себя Николай I. В форме ли мемуаров, переписки или отзывов современников они делают нас живыми свидетелями драматических судеб русских художников этой поры. Так было и с Глинкой. Вначале еще питавший некоторые иллюзии относительно благоволения к нему августейшего монарха, он вскоре познал всю тяжесть своей унизительной зависимости от мелочной опеки двора. Настойчиво прокладывая свой путь к «Руслану», к эпической опере и к русскому эпическому симфонизму, он должен был разменивать свой талант на обслуживание придворных празднеств, на административные поручения Придворной капеллы, наконец — на общение с мелкими, ничтожными людьми, далекими от серьезных запросов искусства. Но творческая воля художника оказалась сильнее. За первой оперой последовали новые достижения, отмеченные печатью высшего мастерства...

далее читайте в книге...

Творчество и жизнь композитора Глинки Скачать ноты