В. Алехин, П. Шашкин - Самоучитель игры на баяне

 

Ноты, нотные сборники для баяна, аккордеона в pdf

 

 

ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА

 

 

Когда учащийся освоит нотную грамоту и приобретет некоторые навыки владения инструментом, ему надо ежедневно, помимо учебного материала, читать с листа пьесы из различных сборников. Чтение с листа способствует развитию музыкального мышления и лучшему овладению инструментом.
При чтении нотного текста необходимо обращать внимание не только на ноты, но и на все элементы записи— штрихи, аппликатуру, обозначения ритма, динамических оттенков и др.
Учащийся должен выработать и зрительное представление о характере исполнения: надо отметить наиболее трудные для исполнения места, сложный ритмический рисунок, большие скачки и т. д.
Рекомендуется вначале упражняться в чтении нот в скрипичном ключе для правой руки, затем — читать ноты в басовом ключе для левой руки и лишь после этого приступить к чтению обеих партий одновременно. Начинать следует с очень легких, небольших пьес медленного темпа, без знаков при ключе; тактовый размер должен быть удобным для счета (4/4 3/4), длительности — целые, половинные, четверти. По мере освоения доступных произведений надо постепенно усложнять материал.

 

СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ

 

1. Чтобы достичь хороших результатов, необходимо заниматься ежедневно — не менее 1-2 часа в день.
2. Приступая к разучиванию пьесы, надо прежде всего ознакомиться со словесными указаниями автора, определяющими настроение и характер произведения.
3. При разборе следует проигрывать пьесу в медленном темпе, негромким звуком (во избежание напряжения)— вначале каждой рукой отдельно. При этом необходимо считать равномерно вслух, слушать себя, соблюдать указанную аппликатуру, выполнять штрихи и динамические оттенки, обращать внимание на смену направления меха. Наиболее трудные места надо учить отдельно.
4. Исполнять произведение в быстром темпе можно лишь тогда, когда оно уже полностью освоено в медленном темпе.
5. Аккомпанемент не должен заглушать мелодию.
6. Нельзя допускать резкого звучания, доводить звук до неприятного «крика».
7. В целях приобретения необходимых технических навыков очень важно ежедневно играть гаммы, арпеджио и аккорды двумя основными штрихами — легато и стаккато, с динамическими оттенками, в разном темпе.
8. Следует периодически повторять произведения, которые были выучены ранее.
9. Держаться надо свободно, не напрягаясь.
10. Необходимо следить за правильной постановкой баяна, посадкой, постановкой рук.
11. Ноты надо ставить прямо, располагая их чуть ниже уровня глаз.
12. Не рекомендуется производить движение меха без нажатия клавиш.

Самоучитель Алехина, Шашкина для баяна