П.Алексеев - Русский народный оркестр

Ноты для ОРНИ

Пособие для руководителей самодеятельных ОРНИ по организации и управлению ансамблем

 

 

Пособие для муз.руководителей
П.Алексеев
Русский народный оркестр
"МУЗГИЗ", 1953г.

содержание:

 

От редакции

Яркий и своеобразный тембр звучания русских народных инструментов и (возможность овладения техникой игры на них в более короткий срок, чем на других инструментах, вполне заслуженно сделали их массовыми инструментами.
Реконструкция В. В. Андреевым русских народных инструментов и создание оркестровых групп балалаек и домр дали возможность еще больше раскрыть богатые тембровые возможности этих инструментов. Организованный В. В. Андреевым первый русский оркестр народных инструментов, выступления которого проходили с огромным успехом на родине и за границей, способствовал популяризации этих инструментов и возникновению многих любительских оркестров. Ряд композиторов, заинтересовавшихся звучанием этих инструментов, создал для них специальные произведения; А. К. Глазунов — Русскую фантазию, Н. А. Римский-Корсаков ввел эти инструменты в партитуру оперы «Сказание о невидимом граде Китеже». Многие русские композиторы работали над обработками русских народных песен. Однако подлинный расцвет оркестров народных инструментов начался только после Великой Октябрьской социалистической революции.

Повседневная забота и внимание нашей партии и правительства к вопросам искусства вызвали бурный расцвет народных талантов.
Многочисленные самодеятельные оркестры народных инструментов, исполняющие с большим мастерством народные песни, классические произведения и произведения советских композиторов, пользуются успехом у нашего парода. Открытие отделов народных инструментов в музыкальных школах и училищах, создание специальных факультетов в институте им. Гнесиных и Киевской консерватории способствуют дальнейшему росту исполнительских и педагогических кадров в области народных инструментов. Выступления на смотрах художественной самодеятельности народных оркестров с полноценным исполнением сложных партитур высокохудожественных произведений свидетельствуют о большом росте исполнительского мастерства и повышении культуры нашего народа.
Вальс -фантазия, «Камаринская», увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, Пляска скоморохов и фрагменты из опер Н.Римского-Корсакова, произведения М. Мусоргского, А. Бородина, К. Лядова, П. Чайковского вполне доступны исполнению народным оркестром.
Много партитур для народных оркестров написано и советскими композиторами, например, Концерт для балалайки, кантата и симфония С. Василенко, симфония Р. Глиэра, произведения В. Золотарева, Н. Будашкина и др.

***
Настоящее пособие предназначено для руководителей коллективов русских народных оркестров художественной самодеятельности. Описание различных видов народных инструментов, входящих в современные составы оркестров, даст возможность руководителям музыкальной художественной самодеятельности ознакомиться со строем, диапазоном, нотной записью, настройкой, основными приемами игры и характерными особенностями каждого оркестрового инструмента.
Помимо музыкально-теоретических и методических вопросов работы самодеятельных народных оркестров, в пособии даются указания по организации самодеятельного оркестра, отбору исполнителей, распределению музыкальных инструментов, хранению и уходу за ними.
Партитуры переложений произведений русских классиков, советских композиторов и народных песен дополняют это пособие.

I. Инструменты русского оркестра и его состав.
II. Качество инструментов и оборудование оркестра
III. Основные приемы игры на народных инструментах
IV. Организация оркестра.
V. Основные практические указания по работе с оркестром.
VI. Управление оркестром (дирижирование).
VII. Учебная программа я методика занятий с оркестром.

Нотные материалы для занятий оркестра
Во саду ли, в огороде
Эй ухнем!
Вдоль по улице в конец
Сторона ль моя, родимая
Ах вы сени, мои сени
За мир и свободу. Музыка Н. Носова
Вспомни, вспомни
Плавал, плавал селезенька
Как во городе царевна

Как работать с ансамблем Скачать ноты