М.Быстряков, Л.Хорошайлова -
Баянист Иван Паницкий

И.Паницкий

 

О переложениях и обработках И.Паницкого
 


С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МУЗЫКАНТА

1 2 3

 

 

Только художник, обладающий незаурядным внутренним опытом и высокой степенью искренности, способен донести до слушателей тончайшие нюансы -сложного мира музыкальных образов, созданных композитором. И поэтому нас не удивляют, а радуют чувства авторской благодарности, выраженные во многих и многих письмах и посвящениях И. Я. Паницкому.

«Лучшему из лучших исполнителей моих произведений Ивану Яковлевичу Паницкому посвящаю свой концерт для баяна с оркестром» — это слова композитора Н. Я. Чайкина.
К. Мясков свой «Концерт для баяна» посвятил «великому полифонисту И. Я- Паницкому».
А вот что написал ему Н. И. Ризоль, композитор, профессор Киевской консерватории: «Я был бы счастлив, если бы одним из первых исполнителей моего скромного сочинения — «Концерта на украинские народные песни с оркестром» — были бы Вы, дорогой Иван Яковлевич! Кто, как не Вы, лучше чувствует, любит и понимает дух народной песни».
И. Я. Паницкому посвятили свои произведения композиторы Григорий Пономаренко («Русскую увертюру»), В. Ковалев («Поэму о Волге»). С. Коняев, посвящая И. Я- Паницкому свою пьесу «В Космос», написал: «Русскому самородку и талантливому исполнителю на баяне».
Это щедрое авторское доверие к исполнительскому мастерству И. Я. Паницкого замечательно выразил И. О. Дунаевский в своем письме к нему: «Все, что Вы, Иван Яковлевич, сделали с моими произведениями, — сделано Вами блестяще. Я разрешаю Вам и в дальнейшем из моей музыки делать все, что Вам угодно, ибо Вы не только большой музыкант, но и прекрасный композитор».

* * *

Надо ли говорить, какое значение для музыканта имеет сам инструмент. Несовершенство инструмента может свести на нет все усилия исполнителя.
Иван Яковлевич играет на концертном многотембровом, готово-выборном баяне с 15 регистрами и диапазоном: в правой клавиатуре от ноты «ми» большой октавы до ноты «соль» четвертой октавы, а в левой клавиатуре от ноты «ми» контроктавы до ноты «ми» третьей октавы. Общий диапазон — 5,5 октавы. Равняется почти диапазону фортепиано.
Такой инструмент обладает большими техническими и художественными достоинствами: рождаются звуки, неожиданные по блеску и глубине, силе, нежности, богатству красок. Баян превосходно сочетается с большим симфоническим оркестром. Его задушевность и лиричность, подчеркнутые общим многокрасочным звучанием оркестра, создают удивительный эффект.

В руках Паницкого концертный баян звучит, напоминая орган в миниатюре. Вообще выразительные возможности многотембрового баяна так велики, что позволяют исполнителю интерпретировать самый разнообразный репертуар —от народной песни до вершин русской и западной классики. Современному концертному баяну стала доступна самая серьезная музыкальная литература без ее переложений.
Принимая во внимание то, что специальной литературы об описании современного многотембрового готово-выборного баяна еще не имеется, (за исключением отдельных небольших статей), считаем необходимым ознакомить любителей этого инструмента с его особенностями и преимуществами перед обыкновенным баяном со штампованными аккордами. Для сравнения вначале дадим характеристику баяна. Итак, баян с готовым аккомпанементом представляет собой в полном смысле хроматическую гармонику. Главный-недостаток такого инструмента—это неусовершенствованная басовая клавиатура для левой руки, с его готовыми штампованными аккордами. Казалось бы, совсем удобно: при нажатии одной кнопки получаешь готовый аккорд. Но это удобство не всегда отвечает требованиям музыкальных произведений, ибо количество аккордов на этом баяне ограничено. Кроме того, все трезвучия имеются лишь в одном положении, менять положение их невозможно, а потому нельзя говорить ни о сознательном движении отдельных голосов, ни о правильном сочетании аккордов. Таким образом, готовый аккомпанемент аккордов и ограниченный одной октавой ряд дублирующих басов не позволяют точно исполнять отдельные музыкальные произведения. Все эти недостатки в устройстве левой клавиатуры вызвали необходимость внести конструктивные изменения в изготовление выборно-готового баяна.

Выборно-готовый баян отличается от обычного тем, что у него клавиатура для левой руки построена так же, как и правая, включая в себя нижний басовый регистр, начиная с ноты «ми» контроктавы и кончая нотой «ми» второй октавы. Общий диапазон такого баяна достигает 5,5 октавы. Из них 4,5 октавы на правой и левой клавиатурах дублируются. Таким образом, диапазон такой конструкции баяна почти полностью соответствует диапазону фортепиано. На таком инструменте можно исполнять музыкальные произведения, не искажая гармонии аккордов, кроме того, можно извлекать каждый голос отдельно, как и на правой клавиатуре (а это было неосуществимо на баяне с готовыми аккордами).
Кроме усовершенствования басовой механики такого баяна в правой клавиатуре было увеличено число голосовых планок, получивших название «многоголосных». Пользуясь такими многоголосными инструментами с регистровыми переключателями, музыканты могут варьировать тембр звучания, включая разнообразные сочетания из имеющихся трех-четырех язычков (голосов). Такие многоголосные инструменты с регистрами-переключателями получили название многотембровых. Многоголосное звучание позволяет создать в мелодии 15 различных тембров, часть которых имитирует некоторые музыкальные инструменты, как, например: фагот, флейту, гобой и другие.

Многотембровые баяны отличаются еще и тем, что в правой и левой частях корпуса вмонтированы так называемые «акустические камеры», они придают разнообразным комбинациям богатое, разнообразное звучание. При различных положениях регистровых переключателей во время игры на инструменте можно получить самые различные сочетания звуков по высоте и окраске, что значительно увеличивает возможность баяна в тех пьесах, где желательны изменения тембра звука.
Усовершенствование технической оснащенности обогатило возможности многотембрового готово-выборного баяна и по разнообразию тембров, и по широте и чистоте звучания инструмента в целом.
Такой вид баяна по праву может называться органом в миниатюре, ибо его звуки родственны звукам органа. На таком баяне можно успешно исполнять фортепианную и органную музыку, ибо велик выбор выразительных средств.
Таким образом, простой баян с готовыми штампованными аккордами и ограниченными возможностями превратился уже в «академический» инструмент.
Впервые в истории наравне с другими классическими инструментами баян получил право на высшую концертную деятельность.
Большие художественные возможности современного баяна требуют от исполнителя высокого технического мастерства. Сейчас многие баянисты-профессионалы и студенты музыкальных учебных заведений имеют такой инструмент.

В руках И. Я- Паницкого современный баян — это полный оркестр, способный имитировать многие инструменты. Например, в произведениях Баха его баян поет голосом органа, в произведениях Листа ощущается блистательные россыпи фортепианных пассажей.
Современный баян за последние годы все больше привлекает к себе внимание. Недаром Иван Яковлевич говорит, что возможности такого инструмента огромны и многое, вероятно, в нем еще не раскрыто.

1 2 3