Баян и баянисты - Сборник методических статей

ПОСОБИЯ

Литература о композиторах, баянистах, баянном творчестве и исполнительстве

 

 

Методическая литература по баяну
Баян и баянисты
Сборник статей
Выпуск 3
составление и общая редакция Ю.Акимова
"Советский композитор", 1977г.
номер с4026к

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сборники «Баян и баянисты» получили заслуженное признание широкого круга читателей— -педагогов, студентов, концертирующих музыкантов, руководителей коллективов художественной самодеятельности. По сути, эта серия явилась осуществлением давней мечты баянистов о создании теоретической основы баянного искусства, которое за последние два-три десятилетия достигло значительных успехов. Материалы, публикуемые в сборниках, подводят итоги этих достижений и намечают пути дальнейшего совершенствования искусства игры на баяне.

В данный выпуск включены четыре статьи, авторами которых являются известные методисты, педагоги и исполнители.
Сборник открывается статьей В. Зиновьева «Инструментовка фортепианных произведений для оркестра баянистов». Владимир Михайлович Зиновьев родился в 1939 году в г. Горьком. Музыкальное образование получил в Пермском музыкальном училище, а затем в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, который окончил по классу баяна заслуженного деятеля искусств РСФСР доцента А. Е. Онегина и по классу дирижирования заслуженного деятеля искусств РСФСР и. о. профессора А. Б. Позднякова. Свою педагогическую деятельность Зиновьев начал в Новомосковском музыкальном училище, где руководил баянным оркестром и оркестром народных инструментов. В 1968 году он переходит на преподавательскую работу в Институт имени Гнесиных; в 1970 году становится художественным руководителем институтского оркестра баянистов. Деятельность Зиновьева получила высокую оценку на 2-м Московском молодежном фестивале русской народной и советской музыки: руководимому им оркестру была присуждена первая премия.
Работая с баянным оркестром, Зиновьев приобрел богатый опыт инструментовки, которым он и делится на страницах этой книги. Статья «Инструментовка фортепианных произведений для оркестра баянистов» содержит несколько глав: автор знакомит читателя с различными составами баянных оркестров и оформлением партитур, рассматривает оркестровые функции и приемы оркестровки, способствующие обогащению звучания одинаковых по тембру инструментов, и подробно анализирует особенности инструментовки фортепианных произведений. Все основные положения ярко иллюстрируются нотными примерами.

Следующая статья — «О переложениях и транскрипциях» — написана талантливым баянистом Фридрихом Робертовичем Липсом. Он родился в 1948 году в г. Еманжелинске Челябинской области. На баяне он начал играть в пятилетнем возрасте. Учился в детской музыкальной школе, потом в Магнитогорском музыкальном училище, которое окончил с отличием за три года; дальнейшее музыкальное образование получил в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс баяна заслуженного деятеля искусств РСФСР доцента С. М. Колобкова) и в ассистентуре. В настоящее время Липc совмещает преподавательскую работу в Институте имени Гнесиных с широкой концертной деятельностью. Он неоднократно выступал в различных городах нашей страны и за рубежом. В 1969 году он принимал участие в Международном конкурсе баянистов и аккордеонистов в г. Клингентале (ГДР) и получил золотую медаль и звание лауреата.
Выдающееся исполнительское мастерство и отличное знание возможностей современного концертного баяна позволили молодому музыканту создать множество транскрипций, вошедших в его концертный репертуар.

В статье «О переложениях и транскрипциях» Липc делает краткий исторический обзор жанра транскрипций, анализирует его истоки и сущность и дает ценные рекомендации относительно переложения фортепианных произведений для баяна. С яркой доказательностью автор утверждает художественную ценность этого жанра и выступает страстным пропагандистом классического музыкального наследия.
Авторы статьи «Произведения Ю. Н. Шишакова в репертуаре баянистов» — В. Беляков и В. Морозов работают в Уфимском институте искусств. Вячеслав Филиппович Беляков родился в 1939 году в Москве. В 1959 году окончил училище, а в 1963-м — Институт имени Гнесиных по классу профессора Н. Я. Чайкина. В студенческие годы Беляков руководил художественной самодеятельностью, работал педагогом в детской музыкальной школе. По окончании учебы он едет в Уфу, где ему предлагают возглавить кафедру народных инструментов в Институте искусств; с 1974 года он проректор института. За большую научно-педагогическую работу ему было присвоено ученое звание доцента. Беляков известен и как талантливый исполнитель, выступавший не только в нашей стране, но и за рубежом — в Австрии, Италии, Франции, Швеции, Чехословакии, Индии, Непале, странах Латинской Америки и др.; он лауреат Международного конкурса в Клюнгентале (1962). В 1968 году Белякову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Башк. АССР, а в 1974-м заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Владимир Гаврилович Морозов родился в 1944 году в г. Уфе. Музыкальное образование получил в Уфимском музыкальном училище и в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. После окончания института работал в музыкальном училище г. Салавата; с 1974 года преподает в Уфимском институте искусств.

В своей статье авторы рассказывают о творческой биографии советского композитора заслуженного деятеля искусств РСФСР Юрия Николаевича Шишакова, внесшего значительный вклад в баянную литературу, и подробно разбирают два его произведения — Концерт для баяна с оркестром русских народных инструментов и Сонату для баяна.

Статья «Исполнение как форма существования музыкального произведения» принадлежит методисту и педагогу Юрию Тимофеевичу Акимову. Он родился в 1934 году в Москве. Учился в Московском музыкальном училище имени Октябрьской революции, потом в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс заслуженного деятеля искусств РCФСР доцента А. А. Суркова); в 1962 году окончил аспирантуру при Московском институте культуры. Во время учебы Акимов несколько лет преподавал в музыкальной школе; с 1059 года по 1970-й работал в Институте культуры—сначала преподавателем, а затем заведующим кафедрой народных инструментов. В 1968 году он был утвержден в ученом звании доцента. В 1970 году Акимов переходит на преподавательскую работу в Институт имени Гнесиных; с 1974 года он заведующий кафедрой народных инструментов этого института.

Имя Акимова широко известно среди баянистов: его знают как автора методических работ, в том числе «Прогрессивной школы игры на баяне», многих обработок, переложений, а также как составителя целого ряда репертуарных и педагогических сборников.
В статье «Исполнение как форма существования музыкального произведения» Акимов делает попытку раскрыть с позиций марксистско-ленинской философии один из сложных вопросов музыкальной эстетики — о понятии «музыкальное произведение» — и в этой связи определить роль исполнителя в его создании. Сопоставляя различные философские концепции, автор заключает, что, лишь «оставаясь верным идее композитора. и в то же время ощущая пульс современности», исполнитель может создать яркое творение и сделать произведение «достоянием общественного сознания». В связи с затронутой проблемой в статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы баянного искусства.
А. Басурманов

Литература баянистам Скачать пособие

 

Методическая литература по баяну
Баян и баянисты
Сборник статей
Выпуск 6
составление и общая редакция Е.Егорова и С.Колобкова
"Советский композитор", 1984г.

содержание:

 

В 6-й выпуск сборника «Баян и баянисты» вошли статьи известных педагогов, методистов и исполнителей, представляющих кафедры народных инструментов нескольких музыкальных вузов нашей страны.
Статьи доцента Одесской государственной консерватории им. А. В. Неждановой В. Власова «О творческой деятельности И. А. Яшкевича» и доцента ГМПИ им. Гнесиных Ф. Липса «Творчество Владислава Золотарева> продолжают серию творческих портретов известных деятелей в области исполнительства на баяне, начатую в предыдущем, 5-м выпуске настоящего сборника. Авторы освещают деятельность этих популярных композиторов, подробно анализируют различные стороны их художественного творчества, сообщают краткие биографические сведения.

Аспирант кафедры педагогики и методики ГМПИ им. Гнесиных К. Булыго (Минск) поднимает актуальные вопросы развивающего обучения в статье «Проблемные ситуации в обучении баяниста». Основываясь на фундаментальных разработках советских педагогов-психологов и опираясь на экспериментальный опыт работы отдела народных инструментов Минского музыкального училища, автор убедительно вскрывает преимущества методов проблемного обучения.

Статья доцента Краснодарского государственного института культуры композитора А. Дудника «Работа над полифоническими произведениями»-рассматривает музыкально-художественные и исполнительские задачи, возникающие при работе баяниста над полифонией. На целом ряде примеров автор наглядно показывает основные направления творческого поиска исполнителя, затрагивает вопросы стиля, традиций, преемственности и анализа.
Важным проблемам звукоизвлечения на баяне посвящена статья доцента ГМПИ им. Гнесиных Б. Егорова «К вопросу о систематизации баянных штрихов». Статья развивает ряд мыслей автора, изложенных в предшествующей работе (см. сб. «Баян и баянисты», вып. 5). На основании обобщения коллективного и личного педагогического и исполнительского опыта и проведенных акустических исследований автор дает обоснованное определение штрихов и излагает основные принципы их систематизации.

Литература баянистам Скачать пособие

 

Литература о баянистах
Баян и баянисты
Сборник методических статей
Выпуск 7
составление и общая редакция Е.Егорова и С.Колобкова
"Советский композитор", 1987г.
номер с7713к

содержание:

 

Литература о баяне Скачать пособие