Методика обучения игре на народных инструментах

ПОСОБИЯ

П. Говорушко - Школа игры на баяне

 

Пособие баянистам - исполнительские средства

 

 

П. Говорушко
ОБ ОСНОВАХ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ БАЯНИСТА

 

 

50-е и 60-е годы явились одним из самых ярких периодов в истории исполнительства на баяне. Этот период подытожил предшествующее развитие, дал простор творческим силам, созревшим, еще в конце 30-х годов.
Трудные 40-е годы, время войны и лишений, затормозили развитие профессионального исполнительства, но зато предоставили (баяну возможность как никогда ранее проявить свои универсальные возможности, стать всенародно признанным. В атмосфере широкой популярности инструмента и начало в послевоенные годы складываться поистине высокопрофессиональное исполнительство на баяне.

Именно в это время расцвел талант заслуженного артиста РСФСР И. Паницкого, явившего своим искусством начало нового, более высокого этапа в развитии баянного исполнительства. Особенно большую роль сыграли концертные обработки этого выдающегося баяниста. Они отодвинули в прошлое примитивные вариации, основанные на хроматизмах и простейшей гармонии, обогатили музыкальную литературу для баяна новыми, яркими выразительными средствами. Впервые использованная Паницким многоголосная фактура с широким расположением голосов по существу подготовила появление в репертуаре баянистов сложнейших полифонических произведений и вызвала необходимость всестороннего развития исполнительской техники, в том числе более широкого применения большого пальца правой руки.
Обработки Паницкого значительно расширили представления. р виртуозных возможностях и инструмента, и исполнителя. Убедительная демонстрация этих возможностей самим автором, несомненно, ускорила обращение баянистов к труднейшим произведениям классической, романтической и современной музыки.
Выдающийся вклад в развитие исполнительства на баяне внес и украинский квартет под руководством заслуженного деятеля искусств УССР Н. Ризоля (в составе Н. Ризоль, М. Белецкая, Р. Белецкая, И. Журомский). Глубокая интерпретация классической музыки, мастерство и исполнительская культура принесли заслуженную популярность этому коллективу и способствовали утверждению баяна в роли академического инструмента. Деятельность квартета доказала правомерность появления баяна на строгой филармонической эстраде и оказала положительное влияние на развитие высшего профессионального образования баянистов.

В эти же годы получает дальнейшее развитие и оригинальная литература для баяна. Вслед за известным ленинградским композитором и специалистом по русскому народному творчеству Ф. Рубцовым, написавшим в 1937 году первый в истории исполнительства Концерт для баяна, композитор Н. Чайкин создает концерт, а затем и сонату си-минор — произведения, сыгравшие значительную роль в подготовке целого поколения молодых исполнителей. Новые возможности баяна раскрыли произведения
Холминова, Ю. Шишакова, А. Репникова, К. Мяскова, прочно вошедшие в репертуар баянистов и ставшие своего рода баянной классикой. В совершенствовании баянного исполнительства важную роль сыграли обработки народных мелодий заслуженного артиста РСФСР А. Шалаева, А. Суркова, В. Мотова, Е. Кузнецова, В. Иванова и многих других.

В результате развития высшего профессионального образования, особенно благодаря плодотворной деятельности факультета народных инструментов Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, появляется целый ряд ярких исполнителей-баянистов, получивших признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Значительный вклад в развитие исполнительства внесли заслуженный артист РСФСР Ю. Казаков, А. Беляев, В. Бесфамильнов, В. Галкин и другие.
На кафедрах народных инструментов вузов разрабатывается и совершенствуется методика обучения, зреют новые высокопрофессиональные исполнительские и педагогические кадры.
Существенные изменения претерпевает и сам инструмент, его звучание обогащается разнообразными тембрами, появляется выборная клавиатура для левой руки. В настоящее время развитие инструмента и степень овладения им достигли такого уровня, который свидетельствует о сформировании в нашей стране высокопрофессиональной школы исполнительства на баяне.
Как и другие исполнительские школы, баянная школа складывалась в течение весьма длительного периода. При этом особенности звукообразования и строения клавиатуры диктовали формирование приемов извлечения звука, а постижение объективных физиологических и биомеханических закономерностей исполнительского аппарата вызывало эволюцию самого инструмента, требовало таких его конструктивных изменений, которые создали бы наилучшие условия для свободного проявления мышечной энергии, для совершенствования исполнительского мастерства.

Таким образом, за столетний период, прошедший со дня создания гармоники в России, исполнительская практика выкристаллизовала современную структуру инструмента, и в соответствии с этой структурой, с самой сущностью строения баяна определила наиболее эффективные средства овладения им.
Профессиональная баянная исполнительская школа не только учитывает эту логическую взаимосвязь, но и строится на ней, рассматривает ее как основу основ. Она признает объективно существующие закономерности звукоизвлечения и структуру клавиатуры инструмента, применяет при обучении такие исполнительские средства, которые наиболее естественны по своей Природе и в наибольшей степени способствуют раскрытию всех его возможностей.
Рассмотрим важнейшие конструктивные особенности баяна и соответствующие им исполнительские средства.