Методика обучения игре на народных инструментах

ПОСОБИЯ

П. Говорушко - Школа игры на баяне

 

Пособие баянистам - исполнительские средства: левая клавиатура

 

 

П. Говорушко
ОБ ОСНОВАХ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ БАЯНИСТА - ЛЕВАЯ КЛАВИАТУРА

 

 

Со структурой левой клавиатуры, с ее объективными особенностями связано несколько важнейших исполнительских проблем.
Одна из них, имеющая принципиальное значение для дальнейшего развития инструмента, можно сказать, уже решена в порядке естественного отбора. Речь идет о все большем внедрении в концертную и педагогическую практику готово-выборного варианта баяна. Эта в высшей мере целесообразная конструкция позволяет баяну остаться общедоступным, народным инструментом (за счет сохранения готовых аккордов) и получить невиданные ранее профессиональные перспективы (в связи с наличием выборного звукоряда в левой клавиатуре). Признание одной из этих клавиатур — готовой или выборной — оказалось бы ущербным. Готовая клавиатура, как известно, существенно ограничивает перспективу развития баяна и сама по себе уже не может удовлетворить возросшие требования исполнительства. Ставка же только на выборную клавиатуру, прямо скажем, не приспособленную для исполнения элементарного, общепринятого на баяне аккомпанемента, не только преградила бы путь к овладению инструментом широчайшим массам любителей, но и чрезвычайно осложнила бы развитие профессионального исполнительства.

Рассматривая исполнительские задачи, связанные с готовой клавиатурой, остановимся на постановке левой руки и проблемах аппликатуры.
С теоретической стороны основы постановки левой руки вполне ясны. Практически же эти основы мало реализуются, учащиеся еще слишком часто предоставляются самим себе. Отсюда, вместо спокойной позы левой руки, округленных пальцев, можно видеть судорожно согнутые большой палец и мизинец. Иногда подгибают и безымянный палец, отводят его к краю клавиатуры, оставляя для звукоизвлечения лишь указательный и средний пальцы. Такая «постановка» говорит о непростительных просчетах в работе с учащимися.

Центральной проблемой аппликатуры левой руки является более активное применение всех пальцев. Поэтому, с нашей точки зрения, обязательны четырехпальцевая аппликатура в гаммах, а также использование всех четырех пальцев при исполнении стандартного аккомпанемента. Основы такой аппликатуры уже разработаны. Подчеркнем лишь необходимость индивидуального подхода к учащимся младшего школьного возраста, для которых, естественно, овладение указанной аппликатурой может быть отнесено на более поздний период.
Еще одна проблема возникла в связи с возможным проникновением в педагогическую практику баянистов аппликатурного варианта, предназначенного для исполнения аккомпанемента на аккордеоне. Сущность его заключается в том, что на основном ряду постоянно занят не средний, а безымянный и указательный (в мажорных квартсекстаккордах) пальцы.
Этот вариант содержит серьезные погрешности. Короткие безымянный и указательный пальцы заняты в более далеком ряду и оказываются излишне выпрямленными, в то время, как самый длинный (средний) палец используется в близлежащем ряду, чрезмерно сгибается и принимает неестественную позу, сковывающую свободу движений всего исполнительского аппарата. Усугубляет эти трудности еще и иной, чем на аккордеоне, менее удобный в данном случае угол наклона поперечных рядов левой клавиатуры.
Против такого аппликатурного варианта говорит и то, что он не обеспечивает исполнение аккомпанемента разными пальцами, создает такие ситуации, при которых непременно требуется перенесение одних и тех же пальцев на соседние клавиши.

Таким образом, наиболее рациональной для исполнения типичного аккомпанемента остается аппликатура, основывающаяся на применении всех четырех пальцев.
Основной особенностью левой выборной клавиатуры, как известно, является иной принцип ее расположения по сравнению с правой клавиатурой. Эта особенность и создает здесь определенную специфику. В чем же она заключается?
Прежде всего, в обращенном положении кисти, предельно направленной со стороны локтевой линии (мизинцем и безымянным пальцами) внутрь клавиатуры, к меху. Достигается такая поза при помощи более низкого, чем обычно, положения локтевого сустава. Думая о последовательности в обучении, подготавливая почву для овладения выборной клавиатурой, надо особенно заботиться о том, чтобы и на готовой клавиатуре положение кисти было близким к указанному, а мизинец и безымянный пальцы находились, как правило, в районе основного ряда.
Не останавливаясь на аппликатуре более подробно, добавим, что для левой руки становится характерной заметно большая нагрузка на так называемые слабые пальцы и в особенности на мизинец. Таким образом, возникает еще один аргумент в пользу предварительного развития этих пальцев не только на гаммах, но и на готовом аккомпанементе.

Хотя структура выборного звукоряда и является, видимо, лучшей в настоящее время, все же она обладает заметно меньшими возможностями, чем правая клавиатура баяна. Поэтому напряженная работа над развитием левой руки требуется не только при непосредственном соприкосновении с выборной клавиатурой, но и значительно раньше, с самых первых шагов обучения.
Здесь мы подошли еще к одной проблеме — последовательности в изучении клавиатур. Сейчас подавляющее большинство баянистов начинает обучение на готовом инструменте, мало заботясь о подготовке к переходу на выборную клавиатуру — даже в тех случаях, когда такой переход является делом ближайшего будущего. Другая крайность часто проявляется при обучении на готово-выборном баяне: учащийся с самого начала полностью переключается на фортепианные произведения и уже не возвращается к оригинальному репертуару.
Наиболее рациональным вариантом будет параллельное изучение и поочередное использование готовой и выборной клавиатур, предоставляющих наибольшие возможности именно в своем сочетании.
Репертуарный план учащегося, как правило, должен включать пьесы для готового баяна, произведения, использующие только выборную клавиатуру, а также пьесы, требующие применения и той, и другой клавиатур.