Методика обучения игре на народных инструментах

ПОСОБИЯ

П. Говорушко - Школа игры на баяне

 

Пособие баянистам - исполнительские средства: правая клавиатура

 

 

П. Говорушко
ОБ ОСНОВАХ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ БАЯНИСТА - ПРАВАЯ КЛАВИАТУРА

 

 

Строение правой клавиатуры имеет несколько чрезвычайно важных для развития исполнительства на баяне особенностей. Решающее значение имеет, пожалуй, ее трехрядность, являющаяся источником многих удивительных возможностей инструмента. Например, возможность сохранить определенную аппликатуру на одних и тех же тонах при исполнении как хроматических, так и диатонических (натуральных и мелодических) гамм. Яснее говоря, в любом поступенном (по полутонам и тонам) движении на одну и ту же клавишу правой клавиатуры баяна всегда приходится только один определенный палец.
Эта уникальная, психологически и структурно стройная закономерность позволяет сформулировать научные закономерности аппликатуры и добиться на этой основе неограниченно легкого и свободного исполнения гаммообразных движений. (Именно благодаря этому в баяне так счастливо сочетаются простота, доступность с большой профессиональной перспективностью.)
Необходимо подчеркнуть особую практическую ценность закономерности: на первом ряду—1-й палец, на втором ряду — 2-й, на третьем ряду — 3-й палец. Отрицание этого принципа затрудняет воспитание аппликатурной дисциплины учащегося.

Не менее важной оказывается и еще одна особенность трехрядной клавиатуры. Сущность ее заключается в том, что направление наклона поперечных рядов клавиатуры почти полностью совпадает с расположением округленных 1-го — 3-го (указательного, среднего и безымянного) пальцев. Если их положение зафиксировать, например, на пластилине, то в полученном изображении без труда узнается рисунок правой клавиатуры баяна. Как видим, клавиатура баяна приведена в теснейшее соответствие с наиболее естественным расположением самих пальцев. Это соответствие является одной из важнейших основ развития исполнительской техники баяниста. Глубокое изучение и целесообразное использование данной объективной связи, несомненно, таит в себе еще нераскрытые возможности. В подтверждение сказанного напомним о некоторых важных особенностях строения исполнительского аппарата баяниста.
Опорным звеном кисти является самый длинный и сильный средний палец. С одной стороны от него находятся большой и указательный пальцы, с другой — безымянный и мизинец. При сгибании они естественно приближаются к среднему, а при разгибании отводятся от него. Соседние со средним — указательный и безымянный пальцы — сильные и длинные. Более далекие от центра, «периферийные» — большой и мизинец — значительно короче и слабее. Все эти особенности подтверждают большую перспективность принятого практикой аппликатурного принципа, опирающегося при исполнении гаммообразных движений на наиболее ловкие, сильные и длинные — указательный, средний и безымянный пальцы.

Другие сочетания пальцев: средний — безымянный — мизинец или большой — указательный — средний могут рассматриваться лишь как вспомогательные варианты. Замена ими основного, самого эффективного сочетания в хроматических и диатонических гаммообразных последовательностях, как правило, сковывает исполнительскую технику, мешает использованию возможностей исполнительского аппарата.
Работая над исполнением гаммообразных последовательностей, надо учитывать, что потенциальная сила мышц — сгибателей пальцев может полностью проявиться лишь при естественном (среднефизиологическом) положении лучезапястного сустава. Если этот сустав изгибается в сторону локтевой линии (например, при так называемом первом положении кисти, рекомендуемом в некоторых пособиях для исполнения гамм), пальцы становятся пассивными, сжимаются со значительно меньшей силой и вызывают напряжение мышц предплечья. Убедиться в этом можно, сравнив силу сжимания пальцев при естественном и при согнутом положениях лучезапястного сустава.
Следовательно, при исполнении гаммообразных последовательностей сохранить именно среднефизиологическое положение кисти очень важно. Достигается это с помощью малозаметных, гибких движений лучезапястного сустава как в стороны лучевой и локтевой линии, так и в направлении тыльной поверхности кисти. Например, при исполнении последовательности фа — соль — ля (3-м, 2-м, 1-м пальцами) движение сустава к тыльной поверхности гораздо предпочтительнее изгиба кисти к локтевой линии.

Необходимым условием для свободного проявления мышечной энергии является и упорядочение деятельности исполнительского аппарата — обеспечение собранности и лаконичности всех движений, полной свободы и покоя не занятых звукоизвлечением пальцев. Наличие хотя бы одного непроизвольно выпрямленного или чрезмерно согнутого неиграющего пальца говорит об отсутствии должной упорядоченности и становится первопричиной появления напряжения кисти.
При исполнении двойных нот и аккордов (как и скачков в мелодии) необходимо в каждом отдельном случае находить наиболее удобную, естественную позу руки, сохраняющую свободное состояние исполнительского аппарата. При этом правомерно кратковременное отклонение от среднефизиологического положения кисти. На практике же разные аккордовые сочетания и двойные ноты часто воспроизводятся из какого-либо одного статичного положения, что также вызывает постоянное напряжение исполнительского аппарата.
Для развития исполнительства на баяне большое значение имеет и компактная мензура правой клавиатуры. Она позволила значительно расширить диапазон инструмента, довести его до пяти октав. Кроме того, сравнительно тесное расположение клавиш позволяет свободно исполнять одной правой рукой полифоническое трехголосие в диапазоне до двух октав, воспроизводить одновременно тему и ее сложное обрамление, самые разнообразные аккордовые сочетания в тесном и в широком расположении и т. д. и т. п.
Поэтому учащиеся, использующие нестандартные инструменты с большой мензурой, невольно тормозят свое техническое развитие.
Остановимся на так называемой «пятипальцевой системе» обучения. Прогрессивная идея использования в звукоизвлечении большого пальца правой руки зародилась несколько десятилетий тому назад. В Ленинграде она нашла свое применение еще в 30-е годы (А. Рожков, А. Осокин и др.). Сейчас уже трудно представить себе профессионального баяниста, не владеющего техникой применения всех пяти пальцев правой руки. Поэтому вопросы тренировки большого пальца занимают немало места в подготовке баянистов-исполнителей.

Однако, применяя большой палец, необходимо считаться с реальными особенностями клавиатуры баяна и закономерностями строения исполнительского аппарата. Особенно это относится к пятипальцевой аппликатуре мажорных и минорных гамм (в одноголосном движении) и внедрении ее вместо общепринятой.
Анализируя пятипальцевую аппликатуру гамм и сопоставляя ее с выработанными в результате длительного эволюционного развития особенностями строения правой клавиатуры баяна, нетрудно убедиться, что эта аппликатура не имеет ничего общего с трехрядной структурой клавиатуры и может рассматриваться лишь как сопутствующий, вспомогательный, хотя часто и весьма эффективный вариант. Ее инородность проявляется прежде всего в том, что она не сохраняет логической связи между хроматическим и диатоническим движением, свойственной трехрядной баянной клавиатуре/и создает дополнительные психологические и технологические трудности при исполнении гамм. Пятипальцевая аппликатура, например, требует быстрого перенесения короткого большого пальца не только на одном ряду (в до-мажорной гамме с клавиши фа на клавишу си, что при обычной аппликатуре осуществляется значительно более длинным безымянным пальцем), но и предполагает скачки с одного ряда на другой. В гаммах Соль и Ре мажор большой палец надо переносить с клавиши соль на клавишу ре, а затем снова на клавишу соль другой октавы и т. д. В общепринятой же аппликатуре, как известно, подобные ситуации исключены. Кроме того, необходимость часто подкладывать большой палец связана с постоянным его нахождением примерно под серединой ладони, что неестественно и, как правило, вызывает напряжение кисти.
Еще более существенно то, что использование пятипальцевой аппликатуры в гаммах и гаммообразных последовательностях возможно лишь при должном соответствии мензуры инструмента и величины кисти. Большинству же исполнителей, в том числе и учащимся, мензура баяна несколько тесна, и навязывание им такой аппликатуры часто приводит к непреодолимым препятствиям в техническом развитии. Надо кстати отметить крайнюю нежелательность сколько-нибудь частого применения большого пальца на первом ряду клавиатуры. Это требует чрезмерного изгиба лучезапястного сустава в сторону локтевой линии, вызывает напряжение и вдобавок ко всему выводит мизинец за пределы грифа, исключая возможность его применения.
Существен и вопрос о положении большого пальца правой руки. Постоянное его положение над клавиатурой целесообразно при исполнении полифонической и аккордовой фактуры в широком расположении, в арпеджированных и скачкообразных мелодических движениях, то есть тогда, когда он применяется очень часто. При исполнении же гаммообразных движений, аккордовой фактуры в тесном расположении, а также последовательностей, в которых большой палец не применяется или используется редко, его постоянное место — за грифом. Этот принцип позволяет сократить количество довольно неудобных движений большого пальца из-за грифа и обратно.

Некоторые исполнители, стремясь исключить эти движения, держат большой палец над клавишами постоянно, при исполнении любой фактуры. Однако такое положение в большинстве случаев ведет к напряжению кисти: обеспечивая мобильность другим пальцам, большой палец приподнимают до уровня средней фаланги указательного и этим нарушают естественную позу кисти. Кроме того, на основе так называемого «хватательного» движения мышечные сокращения 1-го —4-го пальцев будут заметно четче, если имеется хотя бы минимальная встречная устремленность большого пальца. А для этого надо, чтобы последний был предварительно несколько отведен в сторону от ладонной поверхности и находился на оптимальной дистанции, обеспечивающейся обычно толщиной грифа. Именно поэтому и существует гриф в общепринятом виде, именно этим и объясняются его современные параметры.
Хотелось бы добавить, что мера в применении большого пальца полностью зависит от индивидуальных возможностей исполнителя. Чрезмерно частое использование пальца для многих учащихся является серьезным тормозом в техническом развитии, чрезвычайно затрудняет овладение рациональной постановкой исполнительского аппарата.
Таковы основные структурные особенности баяна и принципы их использования с целью более широкого развития профессиональных исполнительских навыков баяниста.